Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВера Яринцева
1 Выполнила: ученица 10 «А» класса Пескова Нина Васильевна
2 Выяснить, в каком направлении в лубочной литературе развивалась обработка сказочного сюжета, фольклоризировался ли сюжет или обрабатывался в жанре сказочной повести.
3 Познакомиться с понятием «лубочная сказка»; Узнать об истории развития лубочной сказки на Руси; На примере русской народной сказки «Царевна- лягушка» проследить возможные направления развития сказочного сюжета, представленных в разных редакциях; Подробно изучить все существующие редакции сказки «Царевна-лягушка» и сделать самостоятельные выборы.
4 Русская сказка, начиная с последней трети XVIII века, жила, как известно, в двух формах: устной – традиционно фольклорной и письменной – в лубочных книжках и лубочных картинках. Устная и книжная традиция сосуществовали и оказывали друг на друга постоянное воздействие. Лубок черпал из фольклора сюжеты отдельные мотивы и образы.
5 Пройдя специфическую индивидуально- авторскую обработку в лубке, сказка вновь возвращалась в устную традицию. Специфика лубочной сказки кроется в том, что она – явление, лежащее на стыке фольклора и литературы, явление полуфольклорное и полулитературное.
6 Редакция П. Тимофеева, 1787г. Редакция Ф. Исаева, 1856г. Редакция Шмитановского, 1856г. Краткая редакция Ф. Исаева, 1870г. Сокращенная редакция Ф. Исаева, 1893г. Редакция И. Кассирова, 1895г. Краткая сытинская редакция, 1897г.
7 Полностью сохранились сюжетная канва и образная система фольклорной сказки; Разрушение временной и пространственной условности; Использование внутреннего монолога; Обработка фольклорной основы коснулась идейного содержания; Редакция оказала влияние на дальнейшую литературную историю сюжета.
8 Исаев ввёл новый сюжетный ход, построив его по законам сказочной композиции; Упоминается многобожие и многоженство; Ввёл ряд персонажей, характерных для лубочной сказки; Усилена описательность действий; Исаев вносит тему судьбы, неотвратимости рока; Лубочная сказка Исаева стала близка повести.
9 Ред. Тимофеева 1. У короля рождаются три сына. 2. По велению отца сыновья пускают стрелы и таким образом ищут невест. 3.Младший находит стрелу в болоте у лягушки. 4. Лягушка говорит Ивану, что он не сможет выйти из болота, если не согласится на ней жениться. 5. Иван соглашается, невеста превращается в красавицу. 6. Женитьба 7. Король испытывает снох. Ред. Исаева 1. То же. 2. То же. 3. Младший находит стрелу в болоте у старухи. 4. То же. 5. То же. 6. То же. 7. То же.
10 8. Жена Ивана совершает чудеса на пиру у короля. 9. Иван сжигает шкуру жены, жена исчезает, он отправляется на поиски. 10. В избушке Бабы Яги Иван безуспешно пытается удержать жену, обернувшуюся жабой, змеей и т.п. 11. То же повторяется у сестры Бабы Яги. 12. В избушке старшей Яги Ивану удается удержать жену, она принимает человеческий облик. Баба Яга дарит ковер-самолет, на нем Иван с женой возвращаются домой. 8. То же. 9. Иван бросает в море кольцо жены, и она исчезает. 10.То же. 11.То же. 12. И третья попытка заканчивается безуспешно, жена вновь исчезает. Клубок, полученный от Бабы Яги, приводит Ивана к старику отшельнику. Старик дарит меч, копье, чудесные дощечки и сосуд с жидкостью.
11 13. Пир.13. Иван приходит к морю, с помощью жидкости получает ладью и переезжает на остров. 14. Здесь чудища охраняют гору, Иван мечом разрушает их чары. 15. С помощью жидкости он преодолевает пропасть и попадает к дворцу волшебника Карачуна. 16. Побеждает Карачуна, обернувшегося змеем. 17. Находит жену. С помощью чудесных дощечек получает ладью и возвращается домой. 18. Пир.
12 Автор ввёл диалог; Стиль в ряде мест стал ближе к разговорному; Сохранена и усилена атрибутика лубочной сказки, в том числе и вычурность волшебства; Автор разбил текст на главы, таким образом внешне придал ему характер литературного произведения.
13 В лубочной литературе обработка сказочного сюжета шла по двум направлениям: сюжет либо фольклоризировался, либо обрабатывался в жанре сказочной повести. Непременно сохранялась жанровая природа сказки лубочной: конкретизация времени и пространства, литературные приемы раскрытия образов. Каждый новый автор-редактор опирался уже на существовавший текст и свободно заимствовал его.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.