Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюдмила Облонская
1 Министерство образования Нижегородской области Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей 36» РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ДОКЛАД К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЧТЕНИЯМ ПОДГОТОВИЛА М.С.КИСЕЛЕВА
2 Пресс-релиз 1.Методологические подходы в реализации гуманистического образования. 2.Условия для развития творческого потенциала обучающихся. 3.Проблемные ситуации и варианты их создания на учебных занятиях. 4.Способы развития творческого потенциала обучающихся на уроках литературы.
3 Развитие творческого потенциала личности обучающегося – важнейшая задача современной системы образования, продиктованная гуманизацией общества, требованиями прогресса, необходимостью реализации президентской инициативы «Наша новая школа».
4 1.Методологические подходы в реализации гуманистического образования.
5 ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ помощь преподавателя в осознании обучающимся своих способностей помощь преподавателя в осознании обучающимся своих способностей развитие интереса к творческой деятельности развитие интереса к творческой деятельности
6 Цель гуманистического образования - создание условий саморазвития каждого обучающегося методологические подходы Антропологический выводит на первый план самого человека, его ценности и личную свободу Аксиологический (ценностный) предполагает общение и сотрудничество с каждым обучающимся как с высшей ценностью жизни
7 2.Условия для развития творческого потенциала обучающихся.
8 Развитие творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе станет эффективным, если будет реализована совокупность педагогических условий: система учебно- творческих задач сотворчество преподавателя и обучающихся мотивационно- рефлексивная модель развития творческого потенциала
9 3.Проблемные ситуации и варианты их создания на учебных занятиях.
10 В качестве одного из способов развития творческого потенциала обучающихся можно назвать создание на уроке проблемной ситуации. Проблемная ситуация - осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение потребности в новых знаниях, которая реализуется в познавательной активности.
11 А если нет желания учиться?
12 Существует много приемов воздействия на эмоциональную сферу обучающихся НО! есть три универсальные познавательные эмоции, которые возникают у любого человека, когда он сталкивается с противоречием при овладении новым материалом: 1. удивление, 2. недоумение, 3.восхищение
13 СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ I IIIIIIVV Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении преподавателем жизненных представлений обучающихся (или достигнутого ими уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у обучающихся не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно « столкнуть » жизненные представления обучающихся (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью Пробле мные ситуац ии возник ают при несоот ветстви и известн ого и требуе мого способ а действ ия, когда мы побужд аем обучаю щихся выполн ять новые задани я старым и способ ами Проблемную ситуацию можно создать, побуждая обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых Пробле мную ситуац ию можно создать, учитыв ая и исполь зуя типичн ые ошибк и обучаю щихся или одност оронни й подход к явлени ям Можно создать проблемные ситуации при побуждении обучающихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает опыт а расск аза об опыт е различн ых наглядн ых средств, ТСО практич еских заданий, в которы х обучаю щиеся обязате льно допуска ют ошибки, или при помощи невыпо лнимых заданий фак тов, явл ени й, дан ных сужд ений, мнен ий вели ких учен ых, писа теле й, крит иков, поли тико в и т.д. мнени й самих обуча ющихс я различн ых вариант ов текстов художес твенных произве дений, докумен тов, различн ых видов искусст в в резул ьтате столк новен ия разли чных мнен ий обуча ющих ся между выдвин утым предпол ожение м и результ атом его опытно й проверк и межд у гипот езой и новы ми факта ми между следствиями из гипотез и проверочными экспериментами IаIаIбIбIвIвIгIгIIIII а III б IIIвIIIгIVVаVаVбVбVвVвVгVг
14 Примеры, иллюстрирующие способы создания проблемных ситуаций на уроках литературы : 1.Столкновение жизненных представлений обучающихся с дальнейшим развитием сюжета художественного произведения: «Возродит ли любовь Обломова?» (по роману И.А.Гончарова «Обломов») – Ia. 2.Несоответствие известного и требуемого: «Понесет ли наказание Катерина Измайлова?» (по повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») – II. 3.Побуждение к сопоставлению противоречивых мнений критиков: «Катерина – луч света в темном царстве или слабая жертва сложившихся обстоятельств?» (по пьесе А.Н.Островского «Гроза») – IIIб. 4.Побуждение к сравнению противоречивых мнений самих обучающихся: «Тварь я дрожащая или право имею?» (по роману Ф.М.Достоевского «преступление и наказание») – Vа. 5. Побуждение к выдвижению гипотез и предварительных выводов: «Судьба вишневого сада в комедии А.П.Чехова» - Vв.
15 4.Способы развития творческого потенциала обучающихся на уроках литературы.
16 Творческая деятельность способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: способность видеть главное трудолюбие самостоятельность в решении задачи стремление «добывать» знания смекалка и изобретательность умственная активность
17 Что же можно предпринять для развития способностей обучающихся, для повышения их творческого потенциала? Развитие творческого потенциала обучающихся 1. Урочная деятельность 2. Внеурочная деятельность
18 1.Урочная деятельность 1.Доклады и рефераты, оформление литературных газет 2.Составление кроссвордов, викторин, проведение предметных олимпиад
19 3.Рисование портретов, иллюстрации произведений, создание пейзажных картин 4.Фотографии к пейзажной лирике или для освещения темы Родины
20 5.Написание собственных стихов или попытка положить на музыку понравившиеся строки 6.Создание компьютерных презентаций
21 2.Внеурочная деятельность 1.Передметные недели 2.Экскурсии 3.Праздничные мероприятия 4.Литературные конференции
22 Инсценировки литературных произведений
23 Преподаватель должен не передать знания, а раскрыть собственные возможности обучающегося Творчество - это потаенное совершенствование и прогресс в любой деятельности От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень Творчески развитый выпускник профессионального лицея найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии Творчески развитый выпускник профессионального лицея найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии Его переход к самостоятельной жизни облегчится Его переход к самостоятельной жизни облегчится
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.