Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНадежда Тунина
1 УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС Фищева Н.С., учитель русского языка и литературы МОУ ОСШ 3, г.Нягань Художественный мир писателя и его составляющие
2 Цель урока: Знать содержание понятий «художественность», «художественный мир писателя», «литературоведческие подходы к изучению художественных произведений». Понимать природу художественного творчества. Осознать необходимость изучения литературы для личностного становления, формирования культуры, системы духовно-нравственных ценностей и эстетического вкуса.
3 Что такое мир? Міръ - Вселенная, общество. Миръ - спокойствие
4 Дверь в художественный мир закрыта для Незнания Самоуверенности Ограниченности Равнодушия Лени Поспешности Инфантильности
5 Изучение литературы – это поиск ключа к художественным мирам разных писателей Знания Сомнение Эрудиция Увлеченность Трудолюбие Вдумчивость Самостоятельность
6 «Художественность, например, хоть бы в романисте, есть способность до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как сам писатель понимал ее, создавая свое произведение. Следственно, попросту: художественность в писателе есть способность писать хорошо» Ф.М.Достоевский 'Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.
7 Подходы к изучению художественного произведения Историко- генетический Установление связей произведения с эпохой, социальными условиями, исторической обстановкой Системно- текстовый Изучение художественной манеры писателя Эстетический Осмысление художественной природы произведения Историко- функциональный Выявление общечеловеческой значимости произведения, его воздействия на читателей различных эпох
8 Художественный мир писателя Картина мира Модель мира Образ мира Поэтический мир Христианская картина мира в изображении И.Босха А.Маранов Образ мира
9 Выводы: Художественный мир произведения можно называть по-разному Образ мира у каждого художника (писателя, поэта и живописца) свой
10 Художественный мир (Ю.М.Лотман) Видение мира писателя, воплощенное в словесной ткани конкретного произведения и закодированное при помощи языка искусства как некое сообщение
11 Д.С.Лихачев А.П.Чудаков Пространство Время Предметный мир Действующие лица, в том числе повествователь Герой Его природное и предметное окружение Его внутренний мир Действия героя (сюжет) Элементы художественного мира
12 Свойства художественного мира писателя Целостность (проявляется во всем, начиная с названия) Наличие авторской оценки Художественная образность Сотворчество читателя Наличие внутреннего диалога
13 - Зачем крутится ветр в овраге, Подъемлет лист и пыль несет, Когда корабль в недвижной влаге Его дыханье жадно ждет? Зачем от гор и мимо башен Летит орел, тяжел и страшен, На чахлый пень? Спроси его Зачем арапа своего Младая любит Дездемона, Как месяц любит ночи мглу 9 Затем что ветру и орлу И сердцу девы нет закона '' Таков поэт как Аквилон, Что хочет, то и носит он Орлу подобно, он летает И, не спросясь ни у кого, Как Дездемона избирает Кумир для сердца своего (А.С.Пушкин Египетские ночи Т VI 1957 С 380) Вывод: волей художника управляет вдохновение, по мнению Пушкина
14 Какова роль автора (писателя, художника)? Художественный образ единство объективного и субъективного. В образ входит материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, а также все богатство личности творца. Компьютеры способны перерабатывать впечатления бытия по определенной программе, но даже самый «умный» из них лишен личности. (Ю.Борев Эстетика)
15 Насекомое Все дети малы и грязны. Железо может распилить всех драконов, И все бледные, слепые, покорные воды очищаются. Насекомое, немое и обожженное зноем, Выходит из личинки. Как насекомое попадает в этот мех? Стихи, сочиненные компьютером
16 Автор Творческий замысел Опыт, знание жизни Личность Воображение Мировоззрение Тип культурного сознания Обаяние Потребность сказать о своем отношении к миру другим людям - читателям
17 Какова роль читателя? I этап Восприятие II этап Анализ III этап Истолкование IV этап Оценка
18 Преодолев трудности восприятия классических художественных произведений русской и зарубежной литературы, вы откроете таинственный и прекрасный мир…
19 Письменный ответ на вопросы стр.9 в жанре эссе (объем 0,5-1 стр в рабочей тетради) Самост.работа стр Задания стр.21 Сообщения по темам (учебник)
20 Источники информации Иллюстрации na_mira1.jpg na_mira1.jpg
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.