Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГригорий Электринцев
1 К. Поляков, Программирование на языке Паскаль Часть II 1.МассивыМассивы 2.Максимальный элемент массиваМаксимальный элемент массива 3.Обработка массивовОбработка массивов 4.Сортировка массивовСортировка массивов 5.Двоичный поискДвоичный поиск 6.Символьные строкиСимвольные строки 7.Рекурсивный переборРекурсивный перебор 8.МатрицыМатрицы 9.ФайлыФайлы
2 К. Поляков, Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 1. Массивы
3 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Массивы 3 Массив – это группа однотипных элементов, имеющих общее имя и расположенных в памяти рядом. Особенности: все элементы имеют один тип весь массив имеет одно имя все элементы расположены в памяти рядом Примеры: список учеников в классе квартиры в доме школы в городе данные о температуре воздуха за год
4 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Массивы A массив 3 15 НОМЕР элемента массива (ИНДЕКС) НОМЕР элемента массива (ИНДЕКС) A[1] A[2] A[3] A[4] A[5] ЗНАЧЕНИЕ элемента массива A[2] НОМЕР (ИНДЕКС) элемента массива: 2 ЗНАЧЕНИЕ элемента массива: 10
5 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Объявление массивов 5 Зачем объявлять? определить имя массива определить тип массива определить число элементов выделить место в памяти Массив целых чисел: Размер через константу: имя начальный индекс конечный индекс тип элементов тип элементов var A: array[1.. ] of integer; const N=5; N var A : array[ ] of integer ;
6 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Объявление массивов 6 Массивы других типов: Другой диапазон индексов: Индексы других типов: var X, Y: array [1..10] of real; C: array [1..20] of char; var X, Y: array [1..10] of real; C: array [1..20] of char; var Q: array [0..9] of real; C: array [-5..13] of char; var Q: array [0..9] of real; C: array [-5..13] of char; var A: array ['A'..'Z'] of real; B: array [False..True] of integer;... A['C'] := *A['B']; B[False] := B[False] + 1; var A: array ['A'..'Z'] of real; B: array [False..True] of integer;... A['C'] := *A['B']; B[False] := B[False] + 1;
7 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Что неправильно? 7 var a: array[10..1] of integer;... A[5] := 4.5; var a: array[10..1] of integer;... A[5] := 4.5; [1..10] var a: array ['z'..'a'] of integer;... A['B'] := 15; var a: array ['z'..'a'] of integer;... A['B'] := 15; A['b'] ['a'..'z'] var a: array [0..9] of integer;... A[10] := 'X'; var a: array [0..9] of integer;... A[10] := 'X';
8 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Массивы 8 Объявление: Ввод с клавиатуры: Поэлементные операции: Вывод на экран: const N = 5; var a: array[1..N] of integer; i: integer; const N = 5; var a: array[1..N] of integer; i: integer; for i:=1 to N do begin write('a[', i, ']='); read ( a[i] ); end; for i:=1 to N do begin write('a[', i, ']='); read ( a[i] ); end; a[1] = a[2] = a[3] = a[4] = a[5] = Почему write ? ? for i:=1 to N do a[i]:=a[i]+1; writeln('Массив A:'); for i:=1 to N do write(a[i]:4); writeln('Массив A:'); for i:=1 to N do write(a[i]:4); Массив A:
9 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 9 «3»: Ввести c клавиатуры массив из 5 элементов, умножить их на 2 и вывести на экран. Пример: Введите пять чисел: Результат: «4»: Ввести c клавиатуры массив из 5 элементов, найти среднее арифметическое всех элементов массива. Пример: Введите пять чисел: среднее арифметическое При изменении N остальная программа не должна изменяться! !
10 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 10 «5»: Ввести c клавиатуры массив из 5 элементов, найти минимальный из них. Пример: Введите пять чисел: минимальный элемент 3
11 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Практикум: заполнение массива 11 «3»: 1. Заполните массив A нулями. 2. Заполните массив A первыми N натуральными числами, начиная с Заполните массив A первыми N натуральными числами, начиная с X (ввести X с клавиатуры). «4»: 4. Заполните массив A первыми N натуральными числами, начиная с X (ввести X с клавиатуры). 5. Заполнить массив A первыми N числами Фибоначчи. Первые два числа Фибоначчи равны единице, а каждое последующее число Фибоначчи вычисляется как сумма двух предыдущих. «5»: 6. Заполните массив степенями числа 2, так чтобы последний элемент массива был равен 1, а каждый предыдущий был в 2 раза больше следующего. Например: Заполните массив целыми числами, так чтобы средний элемент массива был равен X, слева от него элементы стоят по возрастанию, а справа – по убыванию (ввести X с клавиатуры). Соседние элементы отличаются на единицу. Например:
12 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Практикум: изменение элементов массива 12 «3»: 1. Увеличить все элементы массива A на Умножить все элементы массива A на Возвести в квадрат все элементы массива A. «4»: 4. Увеличить на 4 все элементы в первой половине массива A (считать, что в массиве чётное число элементов). 5. Разделить на 2 все элементы массива A, кроме первого и последнего (считать, что в массиве есть, по крайней мере, два элемента и все элементы чётные). «5»: 6. Умножить на 3 все элементы во второй половине массива A (считать, что в массиве чётное число элементов). 7. Найти среднее арифметическое всех элементов массива A.
13 К. Поляков, Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 2. Максимальный элемент массива
14 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Максимальный элемент 14 Задача: найти в массиве максимальный элемент. Алгоритм: Псевдокод: { считаем, что первый элемент – максимальный } for i:=2 to N do if a[i] > { максимального } then { запомнить новый максимальный элемент a[i] } { считаем, что первый элемент – максимальный } for i:=2 to N do if a[i] > { максимального } then { запомнить новый максимальный элемент a[i] } Почему цикл от i=2 ? ?
15 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Максимальный элемент 15 max := a[1]; { считаем, что первый – максимальный } iMax := 1; for i:=2 to N do { проверяем все остальные } if a[i] > max then { нашли новый максимальный } begin max := a[i]; { запомнить a[i] } iMax := i; { запомнить i } end; max := a[1]; { считаем, что первый – максимальный } iMax := 1; for i:=2 to N do { проверяем все остальные } if a[i] > max then { нашли новый максимальный } begin max := a[i]; { запомнить a[i] } iMax := i; { запомнить i } end; Дополнение: как найти номер максимального элемента? Как упростить? ? По номеру элемента iMax всегда можно найти его значение a[iMax]. Поэтому везде меняем max на a[iMax] и убираем переменную max. a[iMax]
16 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Программа 16 program qq; const N = 5; var a: array [1..N] of integer; i, iMax: integer; begin { здесь нужно ввести массив с клавиатуры } iMax := 1; {считаем, что первый – максимальный} for i:=2 to N do { проверяем все остальные} if a[i] > a[iMax] then { новый максимальный} iMax := i; { запомнить i } writeln; {перейти на новую строку} writeln('Максимальный элемент a[', iMax, ']=', a[iMax]); end. program qq; const N = 5; var a: array [1..N] of integer; i, iMax: integer; begin { здесь нужно ввести массив с клавиатуры } iMax := 1; {считаем, что первый – максимальный} for i:=2 to N do { проверяем все остальные} if a[i] > a[iMax] then { новый максимальный} iMax := i; { запомнить i } writeln; {перейти на новую строку} writeln('Максимальный элемент a[', iMax, ']=', a[iMax]); end. iMax := 1; {считаем, что первый – максимальный} for i:=2 to N do { проверяем все остальные} if a[i] > a[iMax] then { новый максимальный} iMax := i; { запомнить i } iMax := 1; {считаем, что первый – максимальный} for i:=2 to N do { проверяем все остальные} if a[i] > a[iMax] then { новый максимальный} iMax := i; { запомнить i }
17 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 17 «3»: Ввести с клавиатуры массив из 5 элементов, найти в нем минимальный элемент и его номер. Пример: Исходный массив: мимимальный A[4]=-10 «4»: Ввести с клавиатуры массив из 5 элементов, найти в нем максимальный и минимальный элементы и их номера. Пример: Исходный массив: максимальный A[3]=10 минимальный A[4]=-10
18 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 18 «5»: Ввести с клавиатуры массив из 5 элементов, найти в нем два максимальных элемента и их номера. Пример: Исходный массив: максимальные A[3]=10, A[5]=5
19 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Практикум: максимум/минимум 19 «3»: 1. Найти максимальное значение среди всех элементов массива. 2. Найти минимальное значение среди всех элементов массива. 3. Найти минимальное и максимальное значения среди всех элементов массива. «4»: 4. Найти номер минимального элемента массива. 5. Найти номера минимального и максимального элементов массива. «5»: 6. Найти два максимальных элемента массива. 7. Найти номера двух минимальных элементов массива.
20 К. Поляков, Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 3. Обработка массивов
21 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Случайные процессы 21 Случайно… 1)встретить друга на улице 2)разбить тарелку 3)найти 10 рублей 4)выиграть в лотерею Случайный выбор: 1)жеребьевка на соревнованиях 2)выигравшие номера в лотерее Как получить случайность?
22 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Случайные числа на компьютере 22 Электронный генератор нужно специальное устройство нельзя воспроизвести результаты малый период (последовательность повторяется через 10 6 чисел) Метод середины квадрата (Дж. фон Нейман) в квадрате Псевдослучайные числа – обладают свойствами случайных чисел, но каждое следующее число вычисляется по заданной формуле.
23 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Распределение случайных чисел 23 Модель: снежинки падают на отрезок [a,b] a b a b распределение равномерное неравномерное Сколько может быть разных распределений? ?
24 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Распределение случайных чисел 24 Особенности: распределение – это характеристика всей последовательности, а не одного числа равномерное распределение одно, компьютерные датчики случайных чисел дают равномерное распределение неравномерных – много любое неравномерное можно получить с помощью равномерного a b a b равномерное распределение неравномерное распределение
25 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Генератор случайных чисел в Паскале 25 Целые числа в интервале [0,N): var x: integer;... x := random ( 100 ); { интервал [0,99] } Вещественные числа в интервале [0,1) var x: real;... x := random; { интервал [0,1) }
26 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Заполнение массива случайными числами 26 const N = 5; var A: array [1..N] of integer; i: integer; begin writeln('Исходный массив:'); for i:=1 to N do begin A[i] := random(100) + 50; write(A[i]:4); end;... const N = 5; var A: array [1..N] of integer; i: integer; begin writeln('Исходный массив:'); for i:=1 to N do begin A[i] := random(100) + 50; write(A[i]:4); end;... Зачем сразу выводить? ? случайные числа в интервале [50,150)
27 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Подсчет элементов 27 Задача: заполнить массив случайными числами в интервале [-1,1] и подсчитать количество нулевых элементов. Идея: используем переменную-счётчик. Решение: 1)записать в счётчик ноль 2)просмотреть все элементы массива: если очередной элемент = 0, то увеличить счётчик на 1 3)вывести значение счётчика
28 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Подсчет элементов 28 начало конец нет да нет да i
29 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Подсчет элементов 29 program qq; const N = 5; var A: array [1..N] of integer; i, count: integer; begin { здесь надо заполнить массив } count:= 0; for i:=1 to N do if A[i] = 0 then count:= count + 1; writeln('Нулевых элементов: ', count); end. program qq; const N = 5; var A: array [1..N] of integer; i, count: integer; begin { здесь надо заполнить массив } count:= 0; for i:=1 to N do if A[i] = 0 then count:= count + 1; writeln('Нулевых элементов: ', count); end. for i:=1 to N do if A[i] = 0 then count:= count + 1; for i:=1 to N do if A[i] = 0 then count:= count + 1; перебираем все элементы массива
30 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 30 «3»: Заполнить массив случайными числами в интервале [-2,2] и подсчитать количество положительных элементов. «4»: Заполнить массив случайными числами в интервале [20,100] и подсчитать отдельно число чётных и нечётных элементов. «5»: Заполнить массив случайными числами в интервале [1000,2000] и подсчитать число элементов, у которых вторая с конца цифра – четная.
31 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Практикум: подсчёт элементов массива 31 «3»: 1. Определите, сколько элементов массива A равны Определите, сколько элементов массива A равны заданному значению X. 3. Определите количество положительных элементов массива А. «4»: 4. Определите количество чётных и нечётных элементов массива А. 5. Определите, количество чётных положительных элементов массива А. «5»: 6. Найти количество элементов массива, в десятичной записи которых предпоследняя цифра (число десятков) – Найти количество элементов массива, в десятичной записи которых последняя и предпоследняя цифры одинаковые.
32 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Сумма выбранных элементов 32 Задача: заполнить массив случайными числами в интервале [-10,10] и подсчитать сумму положительных элементов. Идея: используем переменную S для накопления суммы. Решение: 1)записать в переменную S ноль 2)просмотреть все элементы массива: если очередной элемент > 0, то добавить к сумме этот элемент 3)вывести значение суммы S:=0S:= A[1]S:= A[1]+A[2] S:= A[1]+A[2]+A[3] S:= A[1]+A[2]+…+A[N] S:= S+A[i]
33 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Сумма выбранных элементов 33 начало конец нет да нет да i 0? S:= S + A[i] i:= i + 1 пока ни одного не нашли начать с 1-ого перейти к следующему нашли еще 1
34 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Сумма выбранных элементов 34 program qq; const N = 5; var A: array [1..N] of integer; i, S: integer; begin { здесь надо заполнить массив } S:= 0; for i:=1 to N do if A[i] = 0 then count:= count + 1; writeln('Cумма полож. элементов: ', S); end. program qq; const N = 5; var A: array [1..N] of integer; i, S: integer; begin { здесь надо заполнить массив } S:= 0; for i:=1 to N do if A[i] = 0 then count:= count + 1; writeln('Cумма полож. элементов: ', S); end. for i:=1 to N do if A[i] > 0 then S:= S + A[i]; for i:=1 to N do if A[i] > 0 then S:= S + A[i]; перебираем все элементы массива
35 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 35 «3»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-10,10] и подсчитать сумму всех отрицательных элементов. «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0,100] и подсчитать среднее значение всех элементов, которые
36 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Практикум: суммы, прозведения… 36 «3»: 1. Вычислить сумму всех элементов массива A. 2. Вычислить сумму отрицательных элементов массива A. 3. Вычислить сумму всех элементов массива A, которые делятся на 3. «4»: 4. Вычислить среднее арифметическое всех элементов массива A, которые меньше, чем Вычислить произведение всех чётных положительных элементов массива A. «5»: 6. Найти сумму всех элементов массива A, у которых число десятков (вторая с конца цифра десятичной записи) больше, чем число единиц. 7. Все элементы массива A - трёхзначные числа. Найти сумму всех элементов массива A, в десятичной записи которых все цифры одинаковые.
37 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Поиск в массиве 37 Задача – найти в массиве элемент, равный X, или установить, что его нет. Пример: если в классе ученик с фамилией Пупкин? Алгоритм: 1)начать с 1-ого элемента ( i:=1 ) 2)если очередной элемент ( A[i] ) равен X, то закончить поиск иначе перейти к следующему элементу:
38 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Поиск элемента, равного X 38 начало конец нет да нет да i
39 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Поиск элемента в массиве 39 program qq; const N=5; var a:array[1..N] of integer; i, X: integer; begin { здесь надо заполнить массив } i:=1; while A[i]X do i:=i+1; if i
40 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 40 «3»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [10..20] и найти элемент, равный X. Пример: Исходный массив: Что ищем? 20 A[5] = 20 «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..4] и вывести номера всех элементов, равных X. Пример: Исходный массив: Что ищем? 0 A[2], A[5], A[10]
41 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 41 «5»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..4] и определить, есть ли в нем одинаковые соседние элементы. Пример: Исходный массив: Ответ: есть
42 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Практикум: суммы, прозведения… 42 «3»: 1. Определите в массиве A номер первого элемента, равного X. 2. Определите номер первого элемента, равного X, в первой половине массива A (массив имеет чётное число элементов). 3. Определите номер первого элемента, равного X, во второй половине массива A (массив имеет чётное число элементов). «4»: 4. Определите номер последнего элемента, равного X, во второй половине массива A (массив имеет чётное число элементов). 5. Определите, сколько есть элементов, равных X, в первой половине массива A (массив имеет чётное число элементов). «5»: 6. Определите, сколько в массиве A пар соседних элементов, значения которых одинаковы и равны заданному X. 7. Горка – это три стоящих подряд элемента массива A, из которых средний ("вершина") имеет наибольшее значение, а два крайних - меньше него. Найти количество "горок" в массиве A, в которых значение среднего элемента равно X..
43 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Реверс массива 43 Задача: переставить элементы массива в обратном порядке. Алгоритм: поменять местами A[1] и A[N], A[2] и A[N-1], … Псевдокод: 35…97 79…53 12…N-1N 12… N for i:=1 to N do { поменять местами A[i] и A[N+1-i] } for i:=1 to N do { поменять местами A[i] и A[N+1-i] } сумма индексов N+1 Что неверно? ? N div 2 do
44 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Как переставить элементы? Задача: поменять местами содержимое двух чашек. Задача: поменять местами содержимое двух ячеек памяти ? ? x y c c := x; x := y; y := c; c := x; x := y; y := c; x := y; y := x; x := y; y := x; Можно ли обойтись без c ? ?
45 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Программа 45 program qq; const N = 10; var A: array[1..N] of integer; i, c: integer; begin { заполнить массив } { вывести исходный массив } { вывести полученный массив } end. program qq; const N = 10; var A: array[1..N] of integer; i, c: integer; begin { заполнить массив } { вывести исходный массив } { вывести полученный массив } end. for i:=1 to N div 2 do begin c:=A[i]; A[i]:=A[N+1-i]; A[N+1-i]:=c; end; for i:=1 to N div 2 do begin c:=A[i]; A[i]:=A[N+1-i]; A[N+1-i]:=c; end;
46 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 46 «3»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [ ] и сделать реверс всех элементов, кроме последнего. Пример: Исходный массив: Результат: «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [ ] и сделать реверс всех элементов, кроме первого. Пример: Исходный массив: Результат:
47 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 47 «5»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [ ] и сделать реверс отдельно для 1-ой и 2-ой половин массива. Пример: Исходный массив: Результат: «6»: Заполнить массив из 12 элементов случайными числами в интервале [ ] и выполнить реверс для каждой трети массива. Пример: Исходный массив: Результат:
48 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Циклический сдвиг 48 Задача: сдвинуть элементы массива влево на 1 ячейку, первый элемент становится на место последнего. Алгоритм: A[1]:=A[2]; A[2]:=A[3];… A[N-1]:=A[N]; Цикл: 3581… …N-1N 581…973 for i:=1 to N-1 do A[i]:=A[i+1]; for i:=1 to N-1 do A[i]:=A[i+1]; Что неверно? ? почему не N ?
49 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Программа 49 program qq; const N = 10; var A: array[1..N] of integer; i, c: integer; begin { заполнить массив } { вывести исходный массив } { вывести полученный массив } end. program qq; const N = 10; var A: array[1..N] of integer; i, c: integer; begin { заполнить массив } { вывести исходный массив } { вывести полученный массив } end. c := A[1]; for i:=1 to N-1 do A[i]:=A[i+1]; A[N] := c; c := A[1]; for i:=1 to N-1 do A[i]:=A[i+1]; A[N] := c;
50 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 50 «3»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [ ] и выполнить циклический сдвиг влево без первого элемента. Пример: Исходный массив: Результат: «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [ ] и выполнить циклический сдвиг ВПРАВО. Пример: Исходный массив: Результат:
51 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 51 «5»: Заполнить массив из 12 элементов случайными числами в интервале [ ] и выполнить циклический сдвиг ВПРАВО на 4 элемента. Пример: Исходный массив: Результат:
52 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Выбор нужных элементов 52 Задача – найти в массиве элементы, удовлетворяющие некоторому условию (например, отрицательные), и скопировать их в другой массив. Примитивное решение: const N = 5; var i: integer; A, B: array[1..N] of integer; begin { здесь заполнить массив A } for i:=1 to N do if (A[i] < 0) then B[i]:= A[i];... end. const N = 5; var i: integer; A, B: array[1..N] of integer; begin { здесь заполнить массив A } for i:=1 to N do if (A[i] < 0) then B[i]:= A[i];... end ? ? ? ? ? A B Что плохо? ?
53 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Выбор нужных элементов 53 Решение: ввести счетчик найденных элементов count, очередной элемент ставится на место B[count]. count:=0; for i:=1 to N do if (A[i] < 0) then begin B[ ]:= A[i]; count:=count+1; end; count:=0; for i:=1 to N do if (A[i] < 0) then begin B[ ]:= A[i]; count:=count+1; end; ? ? ? ? ? A B count
54 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Как вывести массив B? 54 Примитивное решение: writeln('Выбранные элементы:'); for i:=1 to N do write(B[i], ' '); writeln('Выбранные элементы:'); for i:=1 to N do write(B[i], ' '); Что плохо? ? Правильное решение: writeln('Выбранные элементы:'); for i:=1 to do write(B[i], ' '); writeln('Выбранные элементы:'); for i:=1 to do write(B[i], ' '); count
55 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 55 «3»: Заполнить массив случайными числами в интервале [-10,10] и записать в другой массив все положительные числа. Пример: Исходный массив: Положительные числа: 3 7 «4»: Заполнить массив случайными числами в интервале [20,100] и записать в другой массив все числа, которые оканчиваются на 0. Пример: Исходный массив: Заканчиваются на 0: 40 30
56 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 56 «5»: Заполнить массив случайными числами и выделить в другой массив все числа, которые встречаются более одного раза. Пример: Исходный массив: Результат: 1 2
57 К. Поляков, Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 4. Сортировка массивов
58 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Сортировка 58 Сортировка – это расстановка элементов массива в заданном порядке (по возрастанию, убыванию, последней цифре, сумме делителей, …). Задача: переставить элементы массива в порядке возрастания. Алгоритмы: простые и понятные, но неэффективные для больших массивов метод пузырька метод выбора сложные, но эффективные «быстрая сортировка» (Quick Sort) сортировка «кучей» (Heap Sort) сортировка слиянием пирамидальная сортировка сложность O(N 2 ) время N O(N 2 )
59 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Метод пузырька 59 Идея – пузырек воздуха в стакане воды поднимается со дна вверх. Для массивов – самый маленький («легкий» элемент перемещается вверх («всплывает») начиная снизу, сравниваем два соседних элемента; если они стоят «неправильно», меняем их местами за 1 проход по массиву один элемент (самый маленький) становится на свое место ый проход 2-ой проход 3-ий проход Для сортировки массива из N элементов нужен N-1 проход (достаточно поставить на свои места N-1 элементов).
60 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Программа 60 1-ый проход: 5 2 … … N-1 N сравниваются пары A[N-1] и A[N], A[N-2] и A[N-1] … A[1] и A[2] A[j] и A[j+1] 2-ой проход A[1] уже на своем месте! ! for j:=N-1 downto 2 do if A[j] > A[j+1] then begin c:=A[j]; A[j]:=A[j+1]; A[j+1]:=c; end; for j:=N-1 downto 2 do if A[j] > A[j+1] then begin c:=A[j]; A[j]:=A[j+1]; A[j+1]:=c; end; 2 for j:=N-1 downto 1 do if A[j] > A[j+1] then begin c:=A[j]; A[j]:=A[j+1]; A[j+1]:=c; end; for j:=N-1 downto 1 do if A[j] > A[j+1] then begin c:=A[j]; A[j]:=A[j+1]; A[j+1]:=c; end; 1 i -ый проход for j:=N-1 downto i do... for j:=N-1 downto i do... i 1 5 … … N-1 N
61 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Программа 61 program qq; const N = 10; var A: array[1..N] of integer; i, j, c: integer; begin { заполнить массив } { вывести исходный массив } { вывести полученный массив } end. program qq; const N = 10; var A: array[1..N] of integer; i, j, c: integer; begin { заполнить массив } { вывести исходный массив } { вывести полученный массив } end. for i:=1 to N-1 do begin for j:=N-1 downto i do if A[j] > A[j+1] then begin с := A[j]; A[j] := A[j+1]; A[j+1] := с; end; for i:=1 to N-1 do begin for j:=N-1 downto i do if A[j] > A[j+1] then begin с := A[j]; A[j] := A[j+1]; A[j+1] := с; end; Почему цикл по i до N-1 ? ? i элементы выше A[i] уже поставлены
62 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 62 «3»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [ ] и отсортировать его по убыванию. Пример: Исходный массив: Результат: «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..100] и отсортировать его по последней цифре. Пример: Исходный массив: Результат:
63 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 63 «5»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..100] и отсортировать первую половину по возрастанию, а вторую – по убыванию. Пример: Исходный массив: Результат:
64 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Метод пузырька с флажком 64 Идея – если при выполнении метода пузырька не было обменов, массив уже отсортирован и остальные проходы не нужны. Реализация: переменная-флаг, показывающая, был ли обмен; если она равна False, то выход. repeat flag := False; { сбросить флаг } for j:=N-1 downto 1 do if A[j] > A[j+1] then begin с := A[j]; A[j] := A[j+1]; A[j+1] := с; flag := True; { поднять флаг } end; until not flag; { выход при flag=False } repeat flag := False; { сбросить флаг } for j:=N-1 downto 1 do if A[j] > A[j+1] then begin с := A[j]; A[j] := A[j+1]; A[j+1] := с; flag := True; { поднять флаг } end; until not flag; { выход при flag=False } flag := False; flag := True; not flag; var flag: boolean; Как улучшить? ?
65 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Метод пузырька с флажком 65 i := 0; repeat i := i + 1; flag := False; { сбросить флаг } for j:=N-1 downto 1 do if A[j] > A[j+1] then begin с := A[j]; A[j] := A[j+1]; A[j+1] := с; flag := True; { поднять флаг } end; until not flag; { выход при flag=False } i := 0; repeat i := i + 1; flag := False; { сбросить флаг } for j:=N-1 downto 1 do if A[j] > A[j+1] then begin с := A[j]; A[j] := A[j+1]; A[j+1] := с; flag := True; { поднять флаг } end; until not flag; { выход при flag=False } i := 0; i i := i + 1;
66 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Метод выбора 66 Идея: найти минимальный элемент и поставить на первое место (поменять местами с A[1] ) из оставшихся найти минимальный элемент и поставить на второе место (поменять местами с A[2] ), и т.д
67 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Метод выбора 67 for i := 1 to N-1 do begin nMin:= i ; for j:= i+1 to N do if A[j] < A[nMin] then nMin:=j; if nMin i then begin c:=A[i]; A[i]:=A[nMin]; A[nMin]:=c; end; N-1 N нужно N-1 проходов поиск минимального от A[i] до A[N] если нужно, переставляем Можно ли убрать if ? ? i+1 i
68 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 68 «3»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..99] и отсортировать его по убыванию последней цифры. Пример: Исходный массив: Результат: «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..99] и отсортировать его по возрастанию суммы цифр ( подсказка: их всего две ). Пример: Исходный массив: Результат:
69 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 69 «5»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [0..100] и отсортировать первую половину по возрастанию, а вторую – по убыванию. Пример: Исходный массив: Результат:
70 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, «Быстрая сортировка» (Quick Sort) 70 Идея – более эффективно переставлять элементы, расположенные дальше друг от друга. Сколько перестановок нужно, если массив отсортирован по убыванию, а надо – по возрастанию? ? N div 2 2 шаг: переставить элементы так: при сортировке элементы не покидают « свою область»! 1 шаг: выбрать некоторый элемент массива X A[i] = X 3 шаг: так же отсортировать две получившиеся области Разделяй и властвуй (англ. divide and conquer)
71 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, «Быстрая сортировка» (Quick Sort) 71 Медиана – такое значение X, что слева и справа от него в отсортированном массиве стоит одинаковое число элементов (для этого надо отсортировать массив…). Разделение: 1)выбрать средний элемент массива ( X=67 ) 2)установить L:=1, R:=N 3)увеличивая L, найти первый элемент A[L], который >= X (должен стоять справа) 4)уменьшая R, найти первый элемент A[R], который
72 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, «Быстрая сортировка» (Quick Sort) LR LR LR RL L > R : разделение закончено !
73 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, «Быстрая сортировка» (Quick Sort) 73 procedure QSort ( first, last: integer); var L, R, c, X: integer; begin if first < last then begin X:= A[(first + last) div 2]; L:= first; R:= last; QSort(first, R); QSort(L, last); end; end. procedure QSort ( first, last: integer); var L, R, c, X: integer; begin if first < last then begin X:= A[(first + last) div 2]; L:= first; R:= last; QSort(first, R); QSort(L, last); end; end. ограничение рекурсии while L X do R:= R - 1; if L
74 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, «Быстрая сортировка» (Quick Sort) 74 program qq; const N = 10; var A: array[1..N] of integer; begin { заполнить массив } { вывести исходный массив на экран } Qsort ( 1, N ); { сортировка } { вывести результат } end. program qq; const N = 10; var A: array[1..N] of integer; begin { заполнить массив } { вывести исходный массив на экран } Qsort ( 1, N ); { сортировка } { вывести результат } end. procedure QSort ( first, last: integer);... Сложность (в среднем) ! !
75 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, NQuickSort«пузырек» Количество перестановок 75 (случайные данные) От чего зависит скорость? ? Как хуже всего выбирать X? ?
76 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 76 «3»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [ ] и отсортировать его с помощью алгоритма быстрой сортировки. «4»: Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [ ] и отсортировать его по убыванию с помощью алгоритма быстрой сортировки. «5»: Заполнить массив из 500 элементов случайными числами в интервале [0..100]. Отсортировать его по возрастанию двумя способами – методом «пузырька» и методом «быстрой сортировки». Вывести на экран число перестановок элементов массива в том и в другом случае. Массив выводить на экран не нужно.
77 К. Поляков, Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 5. Двоичный поиск
78 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Поиск в массиве 78 Задача – найти в массиве элемент, равный X, или установить, что его нет. Решение: для произвольного массива: линейный поиск (перебор) недостаток: низкая скорость Как ускорить? – заранее подготовить массив для поиска как именно подготовить? как использовать «подготовленный массив»?
79 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Двоичный поиск X = 7X = 7 X < 8X < X > 4X > X > 6 1.Выбрать средний элемент A[c] и сравнить с X. 2.Если X = A[c], нашли (выход). 3.Если X < A[c], искать дальше в первой половине. 4.Если X > A[c], искать дальше во второй половине.
80 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Двоичный поиск 80 nX := 0; L := 1; R := N; {границы: ищем от A[1] до A[N] } if nX < 1 then writeln('Не нашли...') else writeln('A[', nX, ']=', X); while R >= L do begin c := (R + L) div 2; if X < A[c] then R := c - 1; if X > A[c] then L := c + 1; end; номер среднего элемента if X = A[c] then begin nX := c; R := L - 1; { break; } end; if X = A[c] then begin nX := c; R := L - 1; { break; } end; нашли Почему нельзя while R > L do begin … end; ? ? выйти из цикла сдвигаем границы 1LcRN
81 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Сравнение методов поиска 81 ЛинейныйДвоичный подготовканетотсортировать число шагов N = 222 N = N = N= N N log 2 N+1
82 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 82 «3»: Написать программу, которая сортирует массив по возрастанию и ищет в нем элемент, равный X (это число вводится с клавиатуры). Использовать двоичный поиск. «4»: Написать программу, которая сортирует массив ПО УБЫВАНИЮ и ищет в нем элемент, равный X (это число вводится с клавиатуры). Использовать двоичный поиск. «5»: Написать программу, которая считает среднее число шагов в двоичном поиске для массива из 32 элементов в интервале [0,100]. Для поиска использовать 1000 случайных чисел в этом же интервале.
83 К. Поляков, Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 6. Символьные строки
84 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Чем плох массив символов? 84 var B: array[1..N] of char; Это массив символов: каждый символ – отдельный объект; массив имеет длину N, которая задана при объявлении Что нужно: обрабатывать последовательность символов как единое целое строка должна иметь переменную длину
85 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Символьные строки 85 Привет!¤¤¤…¤¤¤ длина строки рабочая часть s[1] s[2] s[3] s[4] var s: string; var s: string[20]; 20 1 Длина строки: n := length ( s ); var n: integer; В Delphi это ограничение снято! !
86 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Символьные строки 86 Задача: ввести строку с клавиатуры и заменить все буквы «а» на буквы «б». program qq; var s: string; i: integer; begin writeln('Введите строку'); readln(s); for i:=1 to Length(s) do if s[i] = 'а' then s[i] := 'б'; writeln(s); end. program qq; var s: string; i: integer; begin writeln('Введите строку'); readln(s); for i:=1 to Length(s) do if s[i] = 'а' then s[i] := 'б'; writeln(s); end. readln(s); writeln(s); Length(s) ввод строки длина строки вывод строки
87 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 87 «3»: Ввести символьную строку и заменить все буквы «а» на буквы «б», как заглавные, так и строчные. Пример: Введите строку: ааббссААББСС Результат: ббббссББББСС «4»: Ввести символьную строку и заменить все буквы «а» на буквы «б» и наоборот, как заглавные, так и строчные. Пример: Введите строку: ааббссААББСС Результат: ббаассББААСС
88 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 88 «5»: Ввести символьную строку и проверить, является ли она палиндромом (палиндром читается одинаково в обоих направлениях). Пример: Пример: Введите строку: Введите строку: АБВГДЕ КАЗАК Результат: Результат: Не палиндром. Палиндром.
89 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Операции со строками 89 Объединение: добавить одну строку в конец другой. Запись нового значения: var s, s1, s2: string; s := 'Вася'; s1 := 'Привет'; s2 := 'Вася'; s := s1 + ', ' + s2 + '!'; s1 := 'Привет'; s2 := 'Вася'; s := s1 + ', ' + s2 + '!'; 'Привет, Вася!' Подстрока: выделить часть строки в другую строку. s := ' '; s1 := Copy ( s, 3, 6 ); s2 := Copy ( s1, 2, 3 ); s := ' '; s1 := Copy ( s, 3, 6 ); s2 := Copy ( s1, 2, 3 ); '345678' '456' с 3-его символа 6 штук
90 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Удаление и вставка 90 Удаление части строки: Вставка в строку: s := ' '; Delete ( s, 3, 6 ); s := ' '; Delete ( s, 3, 6 ); с 3-его символа 6 штук строка меняется! строка меняется! ' ' '129' s := ' '; Insert ( 'ABC', s, 3 ); Insert ( 'Q', s, 5 ); s := ' '; Insert ( 'ABC', s, 3 ); Insert ( 'Q', s, 5 ); куда вставляем что вставляем начиная с 3-его символа '12ABC ' '12ABQC '
91 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Поиск в строке 91 Поиск в строке: s := 'Здесь был Вася.'; n := Pos ( 'е', s ); if n > 0 then writeln('Буква е – это s[', n, ']') else writeln('Не нашли'); n := Pos ( 'Вася', s ); s1 := Copy ( s, n, 4 ); s := 'Здесь был Вася.'; n := Pos ( 'е', s ); if n > 0 then writeln('Буква е – это s[', n, ']') else writeln('Не нашли'); n := Pos ( 'Вася', s ); s1 := Copy ( s, n, 4 ); s[3] 3 3 n = 11 Особенности: функция возвращает номер символа, с которого начинается образец в строке если слова нет, возвращается 0 поиск с начала (находится первое слово) var n: integer;
92 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Примеры 92 s := 'Вася Петя Митя'; n := Pos ( 'Петя', s ); Delete ( s, n, 4 ); Insert ( 'Лена', s, n ); s := 'Вася Петя Митя'; n := Pos ( 'Петя', s ); Delete ( s, n, 4 ); Insert ( 'Лена', s, n ); 'Вася Лена Митя' s := 'Вася Петя Митя'; n := length ( s ); s1 := Copy ( s, 1, 4 ); s2 := Copy ( s, 11, 4 ); s3 := Copy ( s, 6, 4 ); s := s3 + s1 + s2; n := length ( s ); s := 'Вася Петя Митя'; n := length ( s ); s1 := Copy ( s, 1, 4 ); s2 := Copy ( s, 11, 4 ); s3 := Copy ( s, 6, 4 ); s := s3 + s1 + s2; n := length ( s ); 'Вася Митя' 14 'Вася' 'Митя' 'Петя' 'ПетяВасяМитя'
93 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Пример решения задачи 93 Задача: Ввести имя, отчество и фамилию. Преобразовать их к формату «фамилия-инициалы». Пример: Введите имя, фамилию и отчество: Василий Алибабаевич Хрюндиков Результат: Хрюндиков В.А. Алгоритм: найти первый пробел и выделить имя удалить имя с пробелом из основной строки найти первый пробел и выделить отчество удалить отчество с пробелом из основной строки «сцепить» фамилию, первые буквы имени и фамилии, точки, пробелы…
94 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Программа 94 program qq; var s, name, otch: string; n: integer; begin writeln('Введите имя, отчество и фамилию'); readln(s); n := Pos(' ', s); name := Copy(s, 1, n-1); { вырезать имя } Delete(s, 1, n); n := Pos(' ', s); otch := Copy(s, 1, n-1); { вырезать отчество } Delete(s, 1, n); { осталась фамилия } s := s + ' ' + name[1] + '.' + otch[1] + '.'; writeln(s); end. program qq; var s, name, otch: string; n: integer; begin writeln('Введите имя, отчество и фамилию'); readln(s); n := Pos(' ', s); name := Copy(s, 1, n-1); { вырезать имя } Delete(s, 1, n); n := Pos(' ', s); otch := Copy(s, 1, n-1); { вырезать отчество } Delete(s, 1, n); { осталась фамилия } s := s + ' ' + name[1] + '.' + otch[1] + '.'; writeln(s); end.
95 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 95 «3»: Ввести в одну строку фамилию, имя и отчество, разделив их пробелом. Вывести инициалы и фамилию. Пример: Введите фамилию, имя и отчество: Иванов Петр Семёнович Результат: П.С. Иванов «4»: Ввести имя файла (возможно, без расширения) и изменить его расширение на «.exe ». Пример: Введите имя файла: Введите имя файла: qqq qqq.com Результат: Результат: qqq.exe qqq.exe
96 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 96 «5»: Ввести путь к файлу и «разобрать» его, выводя каждую вложенную папку с новой строки Пример: Введите путь к файлу: C:\Мои документы\10-Б\Вася\qq.exe Результат: C: Мои документы 10-Б Вася qq.exe
97 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задачи на обработку строк 97 Задача: с клавиатуры вводится символьная строка, представляющая собой сумму двух целых чисел, например: Вычислить эту сумму: 12+35=47 Алгоритм: 1)найти знак «+» 2)выделить числа слева и справа в отдельные строки 3)перевести строки в числа 4)сложить 5)вывести результат
98 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Преобразования «строка»-«число» 98 Из строки в число: s := '123'; Val ( s, N, r ); { N = 123 } { r = 0, если ошибки не было r – номер ошибочного символа} s := ' '; Val ( s, X, r ); { X = } s := '123'; Val ( s, N, r ); { N = 123 } { r = 0, если ошибки не было r – номер ошибочного символа} s := ' '; Val ( s, X, r ); { X = } Из числа в строку: N := 123; Str ( N, s ); { '123' } X := ; Str ( X, s ); { ' E+002' } Str ( X:10:3, s ); { ' ' } N := 123; Str ( N, s ); { '123' } X := ; Str ( X, s ); { ' E+002' } Str ( X:10:3, s ); { ' ' } var N, r: integer; X: real; s: string; var N, r: integer; X: real; s: string;
99 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Программа 99 program qq; var s, s1, s2: string; r, n, n1, n2, sum: integer; begin writeln('Введите выражение (сумму чисел):'); readln(s); n:= Pos('+', s); s1:= Copy(s, 1, n-1); s2:= Copy(s, n+1, Length(s)-n); Val(s1, n1, r); Val(s2, n2, r); sum:= n1 + n2; writeln(n1, '+', n2, '=', sum); end. program qq; var s, s1, s2: string; r, n, n1, n2, sum: integer; begin writeln('Введите выражение (сумму чисел):'); readln(s); n:= Pos('+', s); s1:= Copy(s, 1, n-1); s2:= Copy(s, n+1, Length(s)-n); Val(s1, n1, r); Val(s2, n2, r); sum:= n1 + n2; writeln(n1, '+', n2, '=', sum); end. слагаемые-строки слагаемые-числа сумма слагаемые-строки слагаемые-числа
100 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 100 «3»: Ввести арифметическое выражение: разность двух чисел. Вычислить эту разность. Пример: Ответ: 13 «4»: Ввести арифметическое выражение: сумму трёх чисел. Вычислить эту сумму. Пример: Ответ: 71
101 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 101 «5»: Ввести арифметическое выражение c тремя числами, в котором можно использовать сложение и вычитание. Вычислить это выражение. Пример: Пример: Ответ: 71 Ответ: 3 Пример: Ответ: 47 Ответ: -21
102 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 102 «6»: Ввести арифметическое выражение c тремя числами, в котором можно использовать сложение, вычитание и умножение. Вычислить это выражение. Пример: Пример: 25+12*3 25*2-34 Ответ: 61 Ответ: 16 Пример: *2*3 Ответ: 47 Ответ: 150
103 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Посимвольный ввод 103 Задача: с клавиатуры вводится число N, обозначающее количество футболистов команды «Шайба», а затем – N строк, в каждой из которых – информация об одном футболисте таком формате: Все данные разделяются одним пробелом. Нужно подсчитать, сколько футболистов, родившихся в период с 1988 по1990 год, не забили мячей вообще. Алгоритм: for i:=1 to N do begin { пропускаем фамилию и имя } { читаем год рождения Year и число голов Gol } if (1988
104 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Посимвольный ввод 104 Пропуск фамилии: repeat read(c); until c = ' '; { пока не встретим пробел } repeat read(c); until c = ' '; { пока не встретим пробел } var c: char; Пропуск имени: repeat read(c); until c = ' '; Ввод года рождения: read(Year); { из той же введенной строки } var Year: integer; Ввод числа голов и переход к следующей строке: readln(Gol); { читать все до конца строки } var Gol: integer;
105 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Программа 105 program qq; var c: char; i, N, count, Year, Gol: integer; begin writeln('Количество футболистов'); readln(N); count := 0; for i:=1 to N do begin repeat read(c); until c = ' '; read(Year); readln(Gol); if (1988
106 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Посимвольный ввод 106 Если фамилия нужна: fam := ''; { пустая строка } repeat read(c); { прочитать символ } fam := fam + c; { прицепить к фамилии } until c = ' '; fam := ''; { пустая строка } repeat read(c); { прочитать символ } fam := fam + c; { прицепить к фамилии } until c = ' '; Вместо read(Year) : s := ''; { пустая строка } repeat read(c); { прочитать символ } s := s + c; { прицепить к году } until c = ' '; Val(s, Year, r); { строку – в число } s := ''; { пустая строка } repeat read(c); { прочитать символ } s := s + c; { прицепить к году } until c = ' '; Val(s, Year, r); { строку – в число } var fam: string; var s: string;
107 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Посимвольный ввод 107 Если нужно хранить все фамилии: const MAX = 100; var fam: array[1..MAX] of string;... fam[i] := ''; { пустая строка } repeat read(c); { прочитать символ } fam[i] := fam[i] + c; until c = ' '; const MAX = 100; var fam: array[1..MAX] of string;... fam[i] := ''; { пустая строка } repeat read(c); { прочитать символ } fam[i] := fam[i] + c; until c = ' '; массив символьных строк
108 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 108 «3»: Вывести фамилии и имена всех футболистов, которые забили больше двух голов. Пример: Иванов Василий Семёнов Кузьма «4»: Вывести фамилию и имя футболиста, забившего наибольшее число голов, и количество забитых им голов. Пример: Иванов Василий 25 Информация о футболистах вводится так же, как и для приведенной задачи (сначала N, потом N строк с данными).
109 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 109 «5»: Вывести в алфавитном порядке фамилии и имена всех футболистов, которые забили хотя бы один гол. В списке не более 100 футболистов. Пример: Васильев Иван Иванов Василий Кутузов Михаил Пупкин Василий
110 К. Поляков, Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 7. Рекурсивный перебор
111 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Рекурсивный перебор 111 Задача: Алфавит языка племени «тумба-юмба» состоит из букв Ы, Ц, Щ и О. Вывести на экран все слова из К букв, которые можно составить в этом языке, и подсчитать их количество. Число K вводится с клавиатуры. 1K в каждой ячейке может быть любая из 4-х букв 4 варианта Количество вариантов:
112 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Рекурсивный перебор 112 Ы 1K Рекурсия: Решения задачи для слов из К букв сводится к 4-м задачам для слов из K-1 букв. Щ 1K О 1K Ц 1K перебрать все варианты
113 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Процедура 113 procedure Rec(p: integer); begin if p > K then begin writeln(s); count := count+1; end else begin s[p]:='Ы'; Rec ( p+1 ); s[p]:='Ц'; Rec ( p+1 ); s[p]:='Щ'; Rec ( p+1 ); s[p]:='О'; Rec ( p+1 ); end; ???? 1K p s p+1 рекурсивные вызовы А если букв много? ? окончание рекурсии Глобальные переменные: var s: string; count, K: integer;
114 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Процедура 114 procedure Rec(p: integer); const letters = 'ЫЦЩО'; var i: integer; begin if p > k then begin writeln(s); count := count+1; end else begin for i:=1 to length(letters) do begin s[p] := letters[i]; Rec(p+1); end; procedure Rec(p: integer); const letters = 'ЫЦЩО'; var i: integer; begin if p > k then begin writeln(s); count := count+1; end else begin for i:=1 to length(letters) do begin s[p] := letters[i]; Rec(p+1); end; const letters = 'ЫЦЩО'; for i:=1 to length(letters) do begin s[p] := letters[i]; Rec(p+1); end; все буквы цикл по всем буквам локальная переменная
115 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Программа 115 program qq; var s: string; K, i, count: integer; begin writeln('Введите длину слов:'); read ( K ); s := ''; for i:=1 to K do s := s + ' '; count := 0; Rec ( 1 ); writeln('Всего ', count, ' слов'); end. program qq; var s: string; K, i, count: integer; begin writeln('Введите длину слов:'); read ( K ); s := ''; for i:=1 to K do s := s + ' '; count := 0; Rec ( 1 ); writeln('Всего ', count, ' слов'); end. procedure Rec(p: integer);... end; процедура s := ''; for i:=1 to K do s := s + ' '; строка из K пробелов глобальные переменные
116 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 116 Алфавит языка племени «тумба-юмба» состоит из букв Ы, Ц, Щ и О. Число K вводится с клавиатуры. «3»: Вывести на экран все слова из К букв, в которых первая буква – Ы, и подсчитать их количество. «4»: Вывести на экран все слова из К букв, в которых буква Ы встречается более 1 раза, и подсчитать их количество. «5»: Вывести на экран все слова из К букв, в которых есть одинаковые буквы, стоящие рядом (например, ЫЩЩО), и подсчитать их количество.
117 К. Поляков, Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 8. Матрицы
118 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Матрицы 118 Задача: запомнить положение фигур на шахматной доске abcdefgh c6 A[6,3]
119 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Матрицы 119 Матрица – это прямоугольная таблица чисел (или других элементов одного типа). Матрица – это массив, в котором каждый элемент имеет два индекса (номер строки и номер столбца) A строка 2 столбец 3 ячейка A[3,4]
120 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Матрицы 120 Объявление: const N = 3; M = 4; var A: array[1..N,1..M] of integer; B: array[-3..0,-8..M] of integer; Q: array['a'..'d',False..True] of real; const N = 3; M = 4; var A: array[1..N,1..M] of integer; B: array[-3..0,-8..M] of integer; Q: array['a'..'d',False..True] of real; Ввод с клавиатуры: for i:=1 to N do for j:=1 to M do begin write('A[',i,',',j,']='); read ( A[i,j] ); end; for i:=1 to N do for j:=1 to M do begin write('A[',i,',',j,']='); read ( A[i,j] ); end; Если переставить циклы? ? A[1,1]=25 A[1,2]=14 A[1,3]=14... A[3,4]=54 i i j j for j:=1 to M do for i:=1 to N do begin
121 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Матрицы 121 Заполнение случайными числами for i:=1 to N do for j:=1 to M do A[i,j] := random(25) - 10; for i:=1 to N do for j:=1 to M do A[i,j] := random(25) - 10; Какой интервал? ? цикл по строкам цикл по столбцам Вывод на экран for i:=1 to N do begin writeln; end; for i:=1 to N do begin writeln; end; перейти на новую строку for j:=1 to M do write ( A[i,j]:5 ); for j:=1 to M do write ( A[i,j]:5 ); вывод строки Если переставить циклы? ? в той же строке
122 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Обработка всех элементов матрицы 122 Задача: заполнить матрицу из 3 строк и 4 столбцов случайными числами и вывести ее на экран. Найти сумму элементов матрицы. program qq; const N = 3; M = 4; var A: array[1..N,1..M] of integer; i, j, S: integer; begin { заполнение матрицы и вывод на экран} S := 0; writeln('Сумма элементов матрицы ', S); end. program qq; const N = 3; M = 4; var A: array[1..N,1..M] of integer; i, j, S: integer; begin { заполнение матрицы и вывод на экран} S := 0; writeln('Сумма элементов матрицы ', S); end. for i:=1 to N do for j:=1 to M do S := S + A[i,j]; for i:=1 to N do for j:=1 to M do S := S + A[i,j];
123 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 123 Заполнить матрицу из 8 строк и 5 столбцов случайными числами в интервале [-10,10] и вывести ее на экран. «3»: Удвоить все элементы матрицы и вывести её на экран. «4»: Найти минимальный и максимальный элементы в матрице их номера. Формат вывода: Минимальный элемент A[3,4]=-6 Максимальный элемент A[2,2]=10 «5»: Вывести на экран строку, сумма элементов которой максимальна. Формат вывода: Строка 2:
124 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Операции с матрицами 124 Задача 1. Вывести на экран главную диагональ квадратной матрицы из N строк и N столбцов. A[1,N] A[2,2] A[3,3] A[N,N] for i:=1 to N do write ( A[i,i]:5 ); for i:=1 to N do write ( A[i,i]:5 ); Задача 2. Вывести на экран вторую диагональ. A[N,1] A[N-1,2] A[2,N-1] for i:=1 to N do write ( A[i, ]:5 ); for i:=1 to N do write ( A[i, ]:5 ); N+1-i сумма номеров строки и столбца N+1 A[1,1]
125 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Операции с матрицами 125 Задача 3. Найти сумму элементов, стоящих на главной диагонали и ниже ее. Одиночный цикл или вложенный? ? строка 1: A[1,1] строка 2: A[2,1]+A[2,2]... строка N: A[N,1]+A[N,2]+...+A[N,N] S := 0; for i:= 1 to N do S := 0; for i:= 1 to N do цикл по всем строкам for j:= 1 to i do S := S + A[i,j]; for j:= 1 to i do S := S + A[i,j]; складываем нужные элементы строки i
126 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Операции с матрицами 126 Задача 4. Перестановка строк или столбцов. В матрице из N строк и M столбцов переставить 2-ую и 4-ую строки j A[2,j] A[4,j] for j:=1 to M do begin c := A[2,j]; A[2,j] := A[4,j]; A[4,j] := c; end; for j:=1 to M do begin c := A[2,j]; A[2,j] := A[4,j]; A[4,j] := c; end; Задача 5. К третьему столбцу добавить шестой. for i:=1 to N do A[i,3] := A[i,3] + A[i,6]; for i:=1 to N do A[i,3] := A[i,3] + A[i,6];
127 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 127 Заполнить матрицу из 7 строк и 7 столбцов случайными числами в интервале [10,90] и вывести ее на экран. Заполнить элементы, отмеченные зеленым фоном, числами 99, и вывести полученную матрицу на экран. «3»: «4»: «5»:
128 К. Поляков, Программирование на языке Паскаль Часть II Тема 9. Файлы
129 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Файлы 129 Файл – это область на диске, имеющая имя. Файлы только текст без оформления, не содержат управляющих символов (с кодами < 32) ACSII (1 байт на символ) UNICODE (2 байта на символ) *.txt, *.log, *.htm, *.html могут содержать любые символы кодовой таблицы *.doc, *.exe, *.bmp, *.jpg, *.wav, *.mp3, *.avi, *.mpg ТекстовыеДвоичные Папки (каталоги)
130 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Принцип сэндвича 130 I этап. открыть файл : связать переменную f с файлом открыть файл (сделать его активным, приготовить к работе) assign(f, 'qq.txt'); reset(f); {для чтения} rewrite(f); {для записи} II этап: работа с файлом Переменная типа «текстовый файл»: var f: text; III этап: закрыть файл close(f); read ( f, n ); { ввести значение n } write ( f, n ); { записать значение n } writeln ( f, n );{c переходом на нов.строку } write ( f, n ); { записать значение n } writeln ( f, n );{c переходом на нов.строку }
131 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Работа с файлами 131 Особенности: имя файла упоминается только в команде assign, обращение к файлу идет через файловую переменную файл, который открывается на чтение, должен существовать если файл, который открывается на запись, существует, старое содержимое уничтожается данные записываются в файл в текстовом виде при завершении программы все файлы закрываются автоматически после закрытия файла переменную f можно использовать еще раз для работы с другим файлом
132 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Последовательный доступ 132 при открытии файла курсор устанавливается в начало чтение выполняется с той позиции, где стоит курсор после чтения курсор сдвигается на первый непрочитанный символ конец файла (end of file, EOF) конец файла (end of file, EOF) assign ( f, 'qq.txt' ); reset ( f ); assign ( f, 'qq.txt' ); reset ( f ); read ( f, x );
133 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Последовательный доступ 133 чтение до конца строки как вернуться назад? close ( f ); reset ( f ); { начать с начала } close ( f ); reset ( f ); { начать с начала } readln ( f, x ); ¤ 36 67¤ 56 конец строки (end of line, EOL) конец строки (end of line, EOL)
134 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Пример 134 Задача: в файле input.txt записаны числа (в столбик), сколько их – неизвестно. Записать в файл output.txt их сумму. Алгоритм: 1.Открыть файл input.txt для чтения. 2.S := 0; 3.Если чисел не осталось, перейти к шагу 7. 4.Прочитать очередное число в переменную x. 5.S := S + x; 6.Перейти к шагу 3. 7.Закрыть файл input.txt. 8.Открыть файл output.txt для записи. 9.Записать в файл значение S. 10.Закрыть файл output.txt. Можно ли обойтись без массива? ? цикл с условием «пока есть данные»
135 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Программа 135 program qq; var s, x: integer; f: text; begin assign(f, 'input.txt'); reset(f); s := 0; close(f); end. program qq; var s, x: integer; f: text; begin assign(f, 'input.txt'); reset(f); s := 0; close(f); end. while not eof(f) do begin readln(f, x); s := s + x; end; while not eof(f) do begin readln(f, x); s := s + x; end; f: text; eof(f) логическая функция, возвращает True, если достигнут конец файла assign(f, 'output.txt'); rewrite(f); writeln(f, 'Сумма чисел ', s); close(f); assign(f, 'output.txt'); rewrite(f); writeln(f, 'Сумма чисел ', s); close(f); запись результата в файл output.txt
136 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 136 В файле data.txt записаны числа, сколько их – неизвестно. «3»: Найти сумму чётных чисел и записать её в файл output.txt. «4»: Найти минимальное и максимальное из четных чисел и записать их в файл output.txt. «5»: Найти длину самой длинной цепочки одинаковых чисел, идущих подряд, и записать её в файл output.txt.
137 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Обработка массивов 137 Задача: в файле input.txt записаны числа (в столбик), сколько их – неизвестно, но не более 100. Переставить их в порядке возрастания и записать в файл output.txt. Проблемы: 1.для сортировки надо удерживать в памяти все числа сразу (массив); 2.сколько чисел – неизвестно. Решение: 1.выделяем в памяти массив из 100 элементов; 2.записываем прочитанные числа в массив и считаем их в переменной N ; 3.сортируем первые N элементов массива; 4.записываем их в файл. Можно ли обойтись без массива? ?
138 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Чтение данных в массив 138 var A: array[1..100] of integer; f: text; var A: array[1..100] of integer; f: text; function ReadArray: integer; var i: integer; begin assign(f, 'input.txt'); reset(f); i := 0; close(f); ReadArray := i; end; function ReadArray: integer; var i: integer; begin assign(f, 'input.txt'); reset(f); i := 0; close(f); ReadArray := i; end; Глобальные переменные: Функция: ввод массива, возвращает число элементов while (not eof(f)) and (i < 100) do begin i := i + 1; readln(f, A[i]); end; while (not eof(f)) and (i < 100) do begin i := i + 1; readln(f, A[i]); end; ReadArray := i; цикл заканчивается, если достигнут конец файла или прочитали 100 чисел
139 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Программа 139 program qq; var A: array[1..100] of integer; f: text; N, i: integer; Begin N := ReadArray; { сортировка первых N элементов } end. program qq; var A: array[1..100] of integer; f: text; N, i: integer; Begin N := ReadArray; { сортировка первых N элементов } end. function ReadArray: integer;... end; assign(f, 'output.txt'); rewrite(f); for i:=1 to N do writeln(f, A[i]); close(f); assign(f, 'output.txt'); rewrite(f); for i:=1 to N do writeln(f, A[i]); close(f); вывод отсортированного массива в файл
140 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 140 В файле input.txt записаны числа (в столбик), известно, что их не более 100. «3»: Отсортировать массив по убыванию и записать его в файл output.txt. «4»: Отсортировать массив по убыванию последней цифры и записать его в файл output.txt. «5»: Отсортировать массив по возрастанию суммы цифр и записать его в файл output.txt.
141 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Обработка текстовых данных 141 Задача: в файле input.txt записаны строки, в которых есть слово-паразит «короче». Очистить текст от мусора и записать в файл output.txt. Файл input.txt : Мама, короче, мыла, короче, раму. Декан, короче, пропил, короче, бутан. А роза, короче, упала на лапу, короче, Азора. Каждый, короче, охотник желает, короче, знать, где... Результат - файл output.txt : Мама мыла раму. Декан пропил бутан. А роза упала на лапу Азора. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
142 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Обработка текстовых данных 142 Алгоритм: 1. Прочитать строку из файла ( readln ). 2. Удалить все сочетания ", короче," ( Pos, Delete ). 3. Записать строку в другой файл. 4. Перейти к шагу 1. Обработка строки s : Особенность: надо одновременно держать открытыми два файла (один в режиме чтения, второй – в режиме записи). пока не кончились данные repeat i := Pos(', короче,', s); if i 0 then Delete(s, i, 9); until i = 0; repeat i := Pos(', короче,', s); if i 0 then Delete(s, i, 9); until i = 0; искать «, короче,» удалить 9 символов
143 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Работа с двумя файлами одновременно 143 program qq; var s: string; i: integer; fIn, fOut: text; begin assign(fIn, 'input.txt'); reset(fIn); assign(fOut, 'output.txt'); rewrite(fOut); { обработать файл } close(fIn); close(fOut); end. fIn, fOut: text; файловые переменные открыть файл для чтения открыть файл для записи
144 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Полный цикл обработки файла 144 while not eof(fIn) do begin readln(fIn, s); writeln(fOut, s); end; while not eof(fIn) do begin readln(fIn, s); writeln(fOut, s); end; repeat i := Pos(', короче,', s); if i 0 then Delete(s, i, 9); until i = 0; пока не достигнут конец файла обработка строки запись «очищенной» строки
145 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 145 В файле input.txt записаны строки, сколько их – неизвестно. «3»: Заменить все слова «короче» на «в общем» и записать результат в файл output.txt. «4»: Вывести в файл output.txt только те строки, в которых есть слово «пароход». В этих строках заменить все слова «короче» на «в общем». «5»: Вывести в файл output.txt только те строки, в которых больше 5 слов (слова могут быть разделены несколькими пробелами).
146 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Сортировка списков 146 Задача: в файле list.txt записаны фамилии и имена пользователей сайта (не более 100). Вывести их в алфавитном порядке в файл sort.txt. Файл list.txt : Федоров Иван Иванов Федор Анисимов Никита Никитин Николай Результат – файл sort.txt : Анисимов Никита Иванов Федор Никитин Николай Федоров Иван Нужен ли массив! ? Для сортировки нужен массив! !
147 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Сортировка списков 147 Алгоритм: 1)прочитать строки из файла в массив строк, подсчитать их в переменной N 2)отсортировать первые N строк массива по алфавиту 3)вывести первые N строк массива в файл Объявление массива (с запасом): const MAX = 100; var s: array[1..MAX] of string; const MAX = 100; var s: array[1..MAX] of string;
148 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Сортировка списков 148 Ввод массива строк из файла: assign(f, 'list.txt'); reset(f); N:= 0; while not eof(f) do begin N:= N + 1; readln(f, s[N]); end; close(f); assign(f, 'list.txt'); reset(f); N:= 0; while not eof(f) do begin N:= N + 1; readln(f, s[N]); end; close(f); var f:Text; N: integer; var f:Text; N: integer;
149 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Сортировка списков 149 Сортировка первых N элементов массива: for i:=1 to N-1 do begin nMin:= i; for j:=i+1 to N do if s[j] < s[nMin] then nMin:= j; if i nMin then begin c:= s[i]; s[i]:= s[nMin]; s[nMin]:= c; end; for i:=1 to N-1 do begin nMin:= i; for j:=i+1 to N do if s[j] < s[nMin] then nMin:= j; if i nMin then begin c:= s[i]; s[i]:= s[nMin]; s[nMin]:= c; end; var i, j, nMin: integer; c: string; var i, j, nMin: integer; c: string; Какой метод? ?
150 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Сортировка списков 150 Вывод первых N строк массива в файл: assign(f, 'sort.txt'); rewrite(f); for i:=1 to N do writeln(f, s[i]); close(f); assign(f, 'sort.txt'); rewrite(f); for i:=1 to N do writeln(f, s[i]); close(f); var f:Text; i, N: integer; var f:Text; i, N: integer;
151 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Сортировка списков 151 Как сравниваются строки: Парохо д¤ Паровоз ¤ || ? s1 s2s2 Кодовая таблица: АБВ…Яабв…х…я … …245… … …1093…1103 Win UNICODE код('х') > код('в') 'х' > 'в''х' > 'в' 'Пароход' > 'Паровоз' Что больше? ?
152 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Сортировка списков 152 Как сравниваются строки: Парохо д¤ Пар ¤ || ? s1 s2s2 'х' > ¤'х' > ¤ 'Пароход' > 'Пар' Любой символ больше пустого! !
153 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Сортировка списков 153 Работа с отдельной строкой массива: var s: array[1..MAX] of string; c: string; {вспомогательная строка}... for i:=1 to N do begin с:= s[i]; { работаем со строкой c, меняем ее } s[i]:= c; end; var s: array[1..MAX] of string; c: string; {вспомогательная строка}... for i:=1 to N do begin с:= s[i]; { работаем со строкой c, меняем ее } s[i]:= c; end;
154 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 154 «3»: Добавить к списку нумерацию: 1) Анисимов Никита 2) Иванов Федор «4»: Выполнить задачу на «3» и сократить имя до первой буквы: 1) Анисимов Н. 2) Иванов Ф. «5»: Выполнить задачу на «4», но при выводе начинать с имени: 1) Н. Анисимов 2) Ф. Иванов
155 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Списки с числовыми данными 155 Задача: в файле marks.txt записаны фамилии и имена школьников и баллы, полученные ими на экзамене (0-100). В файле не более 100 строк. Вывести в файл best.txt список тех, кто получил более 75 баллов. Файл marks.txt : Федоров Иван 78 Иванов Федор 63 Анисимов Никита 90 Никитин Николай 55 Результат – файл best.txt : Федоров Иван 78 Анисимов Никита 90 Нужен ли массив! ? Используем два файла одновременно! !
156 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Работа с двумя файлами одновременно 156 var fIn, fOut: Text;... assign(fIn, 'marks.txt'); reset(fIn); assign(fOut, 'best.txt'); rewrite(fOut); while not eof(fIn) do begin { обработка строк из файла } end; close(fIn); close(fOut); var fIn, fOut: Text;... assign(fIn, 'marks.txt'); reset(fIn); assign(fOut, 'best.txt'); rewrite(fOut); while not eof(fIn) do begin { обработка строк из файла } end; close(fIn); close(fOut);
157 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Цикл обработки файла 157 var ball: integer;... while not eof(fIn) do begin readln(fIn, s); { обработка строки s } { ball:= результат на экзамене } if ball > 75 then writeln(fOut, s); end; var ball: integer;... while not eof(fIn) do begin readln(fIn, s); { обработка строки s } { ball:= результат на экзамене } if ball > 75 then writeln(fOut, s); end; Оба файла открыты одновременно! !
158 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Преобразования «строка»-«число» 158 Из строки в число: s := '123'; Val ( s, N, r ); { N = 123 } { r = 0, если ошибки не было r – номер ошибочного символа} s := ' '; Val ( s, X, r ); { X = } s := '123'; Val ( s, N, r ); { N = 123 } { r = 0, если ошибки не было r – номер ошибочного символа} s := ' '; Val ( s, X, r ); { X = } Из числа в строку: N := 123; Str ( N, s ); { '123' } X := ; Str ( X, s ); { ' E+002' } Str ( X:10:3, s ); { ' ' } N := 123; Str ( N, s ); { '123' } X := ; Str ( X, s ); { ' E+002' } Str ( X:10:3, s ); { ' ' } var N, r: integer; X: real; s: string; var N, r: integer; X: real; s: string;
159 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Обработка строки 159 n:= Pos(' ', s); { n:= 7; } fam:= Copy(s,1,n-1); { fam:= 'Пупкин'; } Delete(s, 1, n); { s:= 'Вася 82'; } n:= Pos(' ', s); { n:= 5; } name:= Copy(s,1,n-1); { name:= 'Вася'; } Delete(s, 1, n); { s:= '82'; } Val(s, ball, r); { ball:= 82; } n:= Pos(' ', s); { n:= 7; } fam:= Copy(s,1,n-1); { fam:= 'Пупкин'; } Delete(s, 1, n); { s:= 'Вася 82'; } n:= Pos(' ', s); { n:= 5; } name:= Copy(s,1,n-1); { name:= 'Вася'; } Delete(s, 1, n); { s:= '82'; } Val(s, ball, r); { ball:= 82; } var n, r: integer; s, fam, name: string; var n, r: integer; s, fam, name: string; ПупкинВася82 s: n 1 n 1
160 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Задания 160 «3»: Добавить к списку нумерацию: 1) Федоров Иван 78 2) Анисимов Никита 90 «4»: Выполнить задачу на «3» и сократить имя до первой буквы: 1) Федоров И. 78 2) Анисимов Н. 90 «5»: Выполнить задачу на «4», но отсортировать список по алфавиту. 1) Анисимов Н. 90 2) Федоров И. 78 «6»: Выполнить задачу на «4», но отсортировать список по убыванию отметки (балла).
161 Программирование на языке Паскаль. Часть II К. Поляков, Конец фильма 161 ПОЛЯКОВ Константин Юрьевич д.т.н., учитель информатики высшей категории, ГОУ СОШ 163, г. Санкт-Петербург
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.