Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемФедор Цубатов
1 Подготовил старший преподаватель КУРДО ГБОУ ДПО ЧИППКРО Н.В. Литвиненко Челябинск, 2012 г.
2 Тема 1 «Понятие здоровый образ жизни. Здоровье и факторы его определяющие Тема 1 «Понятие здоровый образ жизни. Здоровье и факторы его определяющие» ПЛАН : 1. Нормативно-правовая база 2.Понятие «здоровья», «здорового образа жизни». 3.Факторы, определяющие здоровье. 4.Комплексная оценка состояния здоровья. 5.Группы здоровья. 6.Критерии здоровья. 7.Физическое развитие как важный показатель состояния здоровья.
3 Известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский считал, что «забота о здоровье детей важнейший труд воспитателя», а «...во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребенка».
4 Нормативная база В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
5 Основные понятия: Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений (по ВОЗ); Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Факторы здоровья - комплекс причин и условий, обеспечивающих сохранение здоровья человека. Группа здоровья – это комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка. Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы роста и развития ребёнка.
6 Причины: научно-техническое развитие, урбанизацией населённых пунктов, ухудшением экологической обстановки, социально- экономических условий населения страны, усилением вредного влияния на здоровье человека отходов промышленного производства, дефицит двигательной активности, неполноценное и неправильное питание, частичное разрушение служб врачебного контроля.
7 Здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. но особое место среди них занимает образ жизни человека.
8 Определение: здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
9 Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т. п.
10 Составляющие здорового образа жизни: -Отказ от вредных пристрастий, -Оптимальный двигательный режим, -Рациональное питание, -Закаливание, -Личная гигиена, -Положительные эмоции
11 2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ Наследственность (на сегодняшний день медицине известно более 2000 наследственных заболеваний); Индивидуальный потенциал здоровья человека (иммунитет, статус питания, осознание своего "я", положительное отношение к здоровью, адекватные знания, способность противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость, физическая форма, способность к самозащите); Поведение (работа и отдых, привычки, еда, питье, подвижность, отношение к социуму); Социокультурные условия жизни (семья, соседи, место работы, среда досуга, средства массовой информации, служба здоровья); Социально-экономические и политические условия ( материальные ресурсы, доход, социальная безопасность, образование, политические приоритеты); Физико-биологическая среда (природа, климат, жилище, рабочее место, связь, транспорт).
12 3. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ. Комплексная оценка –состояния здоровья каждого ребёнка подразумевает отнесение его к одной из «групп здоровья».
13 В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста используют следующие критерии: 1.Наличие или отсутствие хронических заболеваний 2.Уровень функционального состояния основных систем организма 3.Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям 4.Уровень достигнутого физического и нервно- психического развития и степень его гармоничности
14 4.ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка подразумевает отнесение его к одной из «групп здоровья» Такая группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья детей как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.
15 Характеристика «групп здоровья» Группы здоровьяХарактеристика 1-группа (здоровье, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций) 2-группа (здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям) 3-я группа (дети больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации. С сохранёнными функциональными возможностями организма) 4-я группа (дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпесации, со сниженными функциональными возможностям) 5-я группа(дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило дети данной группы не посещают детские сады общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены)
16 5.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ. Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития.
17 Для оценки физического развития детей применяют методику антропометрических исследований. Определяют: Длину тела (рост), Массу тела (вес), Окружность грудной клетки – морфологические признаки (ёмкость лёгких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук) – функциональные признаки- можно определить у детей старшего дошкольного возраста (состояние опорно-двигательного аппарата(форма грудной клетки, позвоночника, ног, стоп, развитие мускулатуры)) Степень жироотложения – соматоскопические признаки.
18 При изучении физического развития детей исследуются не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребёнка: Формирование зубной системы, Моторики, Речи, Ростовые процессы, А у подростков – степень их полового созревания.
19 Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1г. – до 3 лет – 1 раз в 3 месяца, от 3-х до 7-ми лет – не реже 1 раза в полгода.
20 Тема 2 «Детские болезни и их профилактика. Хронические неинфекционные заболевания». ПЛАН: 1.Неврозы и их причины. 2.Особенности поведения нервной системы детей, страхи. 3.Нарушение сна. Двигательные невротические состояния. Профилактика неврозов. 4.Патологические привычки 5.Расстройства речи, энурез.
21 Основные понятия: Неврозы - это расстройства нервной системы. Детские страхи - у маленьких детей любая неожиданность вызывающая испуг. Невротическое состояние – это психические переживания у ребенка, в результате которых может возникнуть торможение двигательной сферы – парезы, т.е. параличи конечностей, глазных мышц (косоглазие) Энурез - ночное непроизвольное мочеиспускание. Патологические привычки – это отклонение от нормы. К патологическим привычкам относятся – (сосание своих пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм и т.д.)
22 Литература: 1. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. дошк. отд-ий и фак. сред. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», с. 2.Тонкова Р.В. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для студентов дошкольных отделений средних педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, с. 3.Чабовская А.П. и др. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учебник для студ.пед.институтов. М.: Просвещение, с.
23 1. НЕВРОЗЫ И ИХ ПРИЧИНЫ. слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, наследственная предрасположенность, отсутствие правильного режима, отрицательные эмоции.
24 2.ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ, СТРАХИ. Свойственны повышенная эмоциональность: неустойчиво внимание, частые капризы, они обидчивы, сильно реагируют на шум, яркий свет, на изменение температуры воздуха, прикосновению к телу шерсти, меха, периоды возбуждения у одних детей сменяются периодами угнетения, вследствие чего настроение и поведение их всё время меняются.
25 СТРАХИ – у маленьких детей любая неожиданность вызывает испуг: человек в маске, внезапно выскочившая собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. Такой испуг совершенно естествен, и у здоровых детей быстро проходит. У нервного ребёнка чувство пережитого страха может остаться надолго, иногда на всю жизнь. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, они пугаются громких звуков и т.д. Страхи возникают у детей ночью, под впечатлением тревожных сновидений.
26 3. НАРУШЕНИЕ СНА. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА НЕВРОЗОВ. с большим трудом засыпают, спят очень неспокойно, часто просыпаются с жалобами на то, что у них болит нога, рука, спина, просят пить, требуют игрушек и т.д., в отдельных случаях дети ходят во время сна: встают с постели с закрытыми глазами или с отсутствующим, устремлённым в пространство взглядом ходят по комнате, производят как будто целесообразные, но в данный момент совершенно ненужные действия.
27 ПРОФИЛАКТИКА НЕВРОЗОВ. Прежде всего, в ДОУ и в семье необходимо создать обстановку, предохраняющую его от возникновения или усиления уже существующей нервности: Правильный уход за ребёнком, строгое соблюдение рационального режима сна, питания, отдыха, Осуществление физического воспитания и закаливания организма, способствующего повышению сопротивляемости инфекциям, Предупреждение детского травматизма, Воспитатели и родители (законные представители) должны разговаривать с детьми только спокойным тоном, без всякого раздражения, ни в коем случае не применять телесных наказаний, ибо они причиняют не только физическую, но и душевную боль (травму), т.к. унижают ребёнка и оскорбляют его.
28 5.ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ. Сосание своих пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм и т.д. – эти привычки особенно часто наблюдаются у детей, в воспитании которых были допущены ошибки: Запугивание, Постоянное одёргивание («Вынь пальцы изо рта!») и т.п.
29 6.РАССТРОЙСТВА РЕЧИ. ЭНУРЕЗ. Особого внимания в ДУ требуют дети с расстройствами речи: Во-первых, потому, что таких детей могут дразнить в группе др. дети, что может вызвать у нездорового ребёнка чувство неполноценности, постоянной угнетённости; Во-вторых, ребёнку страдающему расстройствами речи, могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Заикание чаще всего возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет), когда ребёнок начинает произносить слова и фразы. сады). Воспитатели должны разъяснять здоровым детям, что дефект речи у их друга исправится, если он к нему будет хорошо относится. Разговаривать с таким ребёнком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги; в случае затруднения надо прийти на помощь, не говорить при нём о его недостатке.
30 ЭНУРЕЗ частое проявление невроза у детей – ночное непроизвольное мочеиспускание. Течение заболевания: В начале заболевания реб-к мочится за ночь 1-2 раза, в запущенных случаях – 4 раза и более. С одними детьми это случается каждую ночь, с другими – 1-2 раза в неделю. Позднее засыпание, большое кол-во выпитой жидкости, низкая температура помещения, где спит малыш, могут способствовать ночному недержанию мочи.
31 При проявлении у ребёнка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать своё бельё. Надо убедить его в том, что явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребёнка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьёзно лечить. Обычно на 2-3 месяц таким детям назначают особый пищевой режим, ограничивающий во вторую половину дня соль и жидкость.
32 «Основные факторы риска в раннем возрасте». ПЛАН: 1.Факторы риска, влияющие на состояние здоровья ребёнка. 2.Особенности адаптации детского организма к условиям дошкольного учреждения. 3.Понятие о социальной адаптации. Особенности адаптации детей к ДУ (дошкольному учреждению). Организация жизни детей в период адаптации к ДУ.
33 1.Факторы риска, влияющие на состояние здоровья ребёнка. Факторы риска (risk factors) это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.
34 На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы: 1)медико-биологические факторы риска 2)факторы риска раннего детства 3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка
35 2.Особенности адаптации детского организма к условиям дошкольного учреждения. Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio приспособление.
36 3.Понятие о социальной адаптации. Особенности адаптации детей к ДУ (дошкольному учреждению). Организация жизни детей в период адаптации к ДУ. Социальная адаптация – способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.
37 Различают 3 степени адаптации: 1)Легкая, 2)Средняя, 3)Тяжелая, или патологическая
38 Характер и длительность привыкания детей к новым условиям определяют следующие Факторы: - возраст детей -состояние их здоровья -индивидуально-типологические -условия семейного воспитания наличие или отсутствие тренировки нервной системы детей к новым условиям
39 Рекомендации по обеспечению привыкания детей к условиям дошкольного учреждения: постепенное комплектование групп; окружение вновь поступивших детей особенным вниманием, лаской и заботой со стороны воспитателя; рекомендация родителям в первые дни оставлять ребенка в яслях только на время одного бодрствования; в первые дни пребывания ребенка в яслях не должно быть травмирующих мероприятий (например, прививок); сохранение привычек, даже отрицательных, которые сформировались у ребенка дома; разрешение родителям присутствовать некоторое время в группе, принести ребенку из дома любимую игрушку; установление единства воспитания в семье и в яслях.
40 Наблюдение за адаптацией детей осуществляется по следующим критериям: Эмоционально-поведенческие реакции. Пограничные нервно-психические расстройства. Динамика нервно-психического развития Динамика массы тела. Динамика уровня гемоглобина.
41 Тема 4 «Детские болезни и их профилактика» ПЛАН: 1. Хронические неинфекционные заболевания 2. Инфекционные заболевания и их профилактика 3. Болезни органов дыхания. Кожные заболевания. 4. Кишечные инфекции. Гельминтозы у детей, их профилактика. 5. Воздушно-капельные инфекции у детей, их профилактика.
42 Рахит Рахит – это хроническое заболевание, характеризующееся расстройством минерального (фосфорно-кальциевого) обмена.
43 Гипотрофия Это заболевание которое возникает при количественном и качественном голодании
44 В медицине принято различать 3 степени гипотрофии 1 степень – подкожно жировая клетчатка исчезает в области живота и груди, 2 степень – подкожно жировая клетчатка исчезает не только в области живота и груди, но и на конечностях, 3 степень- подкожно жировой слой исчезает не только на теле, но и на лице.
45 Патогенные микроорганизмы Патогенные (болезнетворные) – способные вызывать различные заболевания; Непатогенные (сапрофитные). Которые не вызывают заболеваний.
46 Свойства микроорганизмов Патогенность – способность микроорганизма вызвать инфекционное заболевание, Вирулентность – мера патогенности, которая различна у тех или иных болезнетворных микроорганизмов.
47 Инфекционный процесс и его развитие Инфекцией – называют возникшее в процессе эволюции взаимоотношение между микро- и макро организмами, при котором микроорганизм обитает в макро организме. Применительно к человеку понятие «инфекция» означает состояние заражённости, проявляющаяся в виде болезни и носительства.
48 Сущность инфекционного процесса Является антагонистическое противоборство двух живых систем – организма человека с болезнетворными микробами.
49 Периоды развития : 1) инкубационный (скрытый) 2)начальный период 3) период основных проявлений болезни 4) период выздоровления 5) при тяжёлом течении заболевания может наступить смерть
50 Эпидемический процесс, его основные факторы и закономерности Эпидемический процесс – это процесс распространения инфекционных болезней в человеческом кол-ве, он состоит из 3-х взаимодействующих звеньев: Источник инфекции, Механизм передачи, Восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
51 Иммунитет. Иммунопрофилактика. Иммунитет – невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим чужеродными – антигенными – свойствами. Проводится вакцинация на базе поликлиник и ДОУ
52 Болезни органов дыхания Верхние дыхательные пути Нижележащие отделы органов дыхания - ринит, - синусит, - аденоидит, - тонзиллит, - фарингит. -трахеит, -бронхит, -пневмония.
53 Определения: Ринит или насморк – характеризуется воспалением (острым или хроническим) слизистых оболочек носа; Аденоиды – патологическое увеличение глоточной миндалины, к-рая располагается на своде глотки, позади носовых отверстий; Тонзиллит - образование гнойных пробок или жидкого гноя в толще миндалин; Острый бронхит – представляет собой воспаление слизистой оболочки бронхов; Острая пневмония – развивается на фоне ОРВИ и в большинстве случаев имеет вирусно-бактериальное происхождение, что позволяет рассматривать это заболевание как инфекционное.
54 Хронические инфекции Туберкулёз – вызывается особым микробом так называемой палочки Коха. Ревматизм – хроническое заболевание с преимущественным поражением сердца и сосудов. Возбудителем является стрептококк.
55 Кожные болезни и их профилактика К кожным заболеваниям относятся: Потница – раздражение кожи, вызванное скоплением пота под эпидермисом, может возникнуть у ребёнка при чрезмерном его укутывании, редком купании. Опрелость – покраснение слущивание кожи, появление трещин в её складках. Гнойничковые заболевания – грязь раздражает кожу, вызывает зуд и расчёсы, через которые, также как и через царапины, ссадины и раны, гноероидные микробы проникают в глубь кожи, нередко вызывая образование гнойничковых заболеваний.
56 Грибковые заболевания – ряд кожных заболеваний возникает в результате попадания в кожу микроорганизмов; Парша – поражением грибком волосистой части головы, на гладкой коже и ногтях встречается, но редко; Чесотка – болезнь, возникающая вследствие проникновения под верхний слой кожи рук, ног, а иногда и туловища чесоточного клеща.
57 Кишечные инфекции. Гельминтозы у детей, их профилактика. все гельминты подразделяются на 3 группы: 1 группа – нематоды – круглые черви (аскариды, острицы, власоглав и др.); 2 группа – цестоды – ленточные черви (свиной и бычий цепни); 3 группа – трематоды, сосальщики (кошачья или сибирская, двуустка, печёночная двуустка).
58 Предупреждение глистных заболеваний: Необходимо строго следить за личной гигиеной, Тщательно обрабатывать овощи и фрукты перед употреблением, Песочницы (согласно требованиям СанПиН) должны быть закрыты, и содержаться в чистоте, Проходить обследование в ДОУ детей 3-7 лет на наличие глистов, Работа воспитателя с целью профилактических мероприятий с родителями (законными представителями), подготовка консультаций, информационных стендов, индивидуальных бесед и т.п.
59 Кишечные инфекции Дизентерия – острое инфекционное заболевание, характеризующееся общим отравлением организма. Формы заболевания: лёгкие – заканчивающиеся через 5-6 дней, тяжёлые – со смертельным исходом.
60 Воздушно-капельные инфекции у детей, их профилактика К воздушно-капельным инфекциям относятся: Скарлатина – стрептококковая инфекция. Осложнения при скарлатине – воспаление среднего уха - отит, лимфатические железы, лёгкие) Корь – острое инфекционное заболевание. Возбудитель – фильтрующийся вирус. Дифтерия – это острое инфекционное заболевание, к- рое сопровождается явлениями общей интоксикации, фиброзным воспалением миндалин, зева, гортани, носа, а также глаз, уха и половых органов.
61 Краснуха – острое инфекционное заболевание, к-рое сопровождается сыпью и поражением лимфатической ткани. Ветряная оспа - острое инфекционное заболевание, вызываемое фильтрующимся вирусом, с проявлением в первый же день пятнисто-пузырьковой сыпи на коже и слизистых оболочках. Коклюш - острое инфекционное заболевание, характеризующееся преимущественным поражением нервной системы, дыхательных путей и своеобразными приступами кашля. ОРВИ – это вирусные болезни, к-рые в прошлом объединялись под общим названием гриппа или инфлюэнцы.
62 БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.