Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКонстантин Реутов
1 Появление и становление политической науки. А.В.Стародубцев, А.Ю. Сунгуров Курс «Современная политическая наука», Лекция
2 Структура лекции 1. Политическая наука в России сегодня. 2.Методология и методы политической наук 3. Классический период 4. Выделение политической науки как института. 5. Политическая наука или политические науки? 6. Политическая теория: Эмпирическая и нормативная компоненты
3 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА В РОССИИ СЕГОДНЯ И ВЧЕРА
4 Россия, гг. Российская ассоциация политической науки – как коллективный член Международной Ассоциации политической науки Апрель 2012 – инициатива двух деканов ф-тов политологии МГУ и СПбГУ – о создании Российского Общества Политологов Один из аргументов – нужна своя, Российская политическая наука (???)
5 Из письма Председателя регионального отделения РАПН Учреждение отделения РОП (янв. 2013): «Все это проходит под лозунгом: Даешь истинно национальную, патриотичную организацию политологов (которую готова поддержать власть!), вместо РАПНовцев, финансируемых западными фондами (читай: врагами России)». Задействуется административный ресурс (действуют через деканов и зав. кафедрами, через госструктуры, сулят деньги на проекты, административную поддержку при организации диссоветов и прочее).
6 Политическая наука в России Становление в 1990 г. с пустого места?
7 С точки зрения поверхностного наблюдателя, напрашивается примерно следующая картина становления политической науки в России: Формирование традиции политических исследований в дореволюционной России, происходившее вполне синхронно с конституированием мировой политической науки Прерывание этой традиции в советское время, когда не могло быть и речи о заказе на независимую политическую науку Воссоздание политической науки в постсоветский период, когда такой заказ обозначился, и, кроме того, исчезли идеологические препятствия для освоения достижений мировой политической науки ОДНАКО ЭТО НЕ СОВСЕМ ТАК!
8 Де-факто политология советской эпохи Несмотря на то, что политология как самостоятельная область знания не могла быть официально признана в СССР, политические исследования осуществлялись «тайным» образом под маркой других дисциплин: истории, теории государства и права, научного коммунизма, исторического материализма, регионоведения и страноведения, «рабочеведения» международных отношений и др. НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ ЗАРОДИЛИСЬ УЖЕ В е Г.Г.
9 От «де-факто» к «де-юре» политологии В 1990 г. состоялись первые защиты докторских, а в 1991 г. – кандидатских диссертаций. Первые специализированные диссертационные советы были созданы в 1990 г. в ИОН при ЦК КПСС и при Уральском отделении АН СССР. Стали создаваться кафедры политологии в вузах, была введена новая учебная дисциплина «Политология». Первая кафедра политологии была открыта в 1989 г. на философском ф-те ЛГУ. В том же году была образована кафедра политической социологии в рамках межфакультетского Центра социально- гуманитарного образования МГУ и кафедра политологии в Тульском пединституте. С 1991 г. – практически, во всех вузах. Произошла трансформация институтов, действовавших в рамках КПСС и отчасти – академических институтов (например, образован Институт сравнительной политологии РАН)
10 Проблемы нового этапа: Проблема кадров. В начале 1990-х гг. в стране почти не было профессиональных политологов, имеющих соответствующее образование. Старшее и среднее поколение российских политологов – выходцы из других дисциплин (не только обществоведческих!), освоившие новую профессию самостоятельно и / или в результате переподготовки. Были созданы юридические и отчасти организационные условия для развития политической науки в качестве самостоятельной научной дисциплины. Однако одновременно возник и целый ряд новых проблем. СКЛОННОСТЬ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ
11 Отчасти проблема ознакомления с достижениями политической науки решается с помощью учебников и хрестоматий ОДНАКО Качество этой литературы порой оставляет желать лучшего; видимо, уже назрела потребность в профессиональной экспертизе учебников.
12 Проблемы нового этапа: Диспропорции в распределении ресурсов и возможностей. Значительная часть интеллектуальных и институциональных ресурсов оказалась сосредоточена в столицах и крупных городах. В дальнейшем в целом ряде регионов наметились «точки роста» политической науки, однако об исправлении указанной диспропорции пока говорить не приходится. Становление политической науки в России пришлось на эпоху хронического недофинансирования науки и образования. При этом политология была лишена базового «запаса прочности».
13 Большую роль сыграла грантовая поддержка международных фондом ОДНАКО Политика грантодателей в значительной степени определяет приоритеты развития политической науки С одной стороны, это неплохо, поскольку наилучшей стратегией в данных обстоятельствах, видимо, является поддержка наиболее перспективных направлений и наиболее талантливых исследователей. С другой стороны, развитие одних направлений исследований стимулируется в ущерб другим (прежде всего, «фундаментальным»). Тем самым еще больше усугубляются «тематические диспропорции», исходно присущие политическим исследованиям в России
14 Проблемы нового этапа: Значительное число наиболее активных политологов оказались серьезно вовлечены в практическую политику или в процесс формирования новых аналитических центров. Что, с одной стороны, означает частичный отток кадров, с другой – порождает проблему разграничения разных ролей, в которых выступают носители политического знания: ученого, аналитика, эксперта, идеолога, политтехнолога и т.д. Последняя усугубляется и определенным недостатком рефлексии относительно методологии получения и применения политического знания
15 В статье, приуроченной к 10-летию официального признания политологии в России М.В.Ильин констатировал: В России уже появилась субстанция профессионального сообщества политологов, однако последнему все еще не хватает формы (т.е. устойчивых способов взаимодействия, дифференциации и консолидации направлений, школ и т.д.) Сформировалась система кафедр, академических структур и независимых институтов, в которых ведутся научные исследования, осуществляется подготовка студентов и аспирантов Возникло новое поколение докторов и кандидатов политических наук «Выдается на гора» научная литература
16 Возникла определенная инфраструктура связей внутри профессионального сообщества Научные журналы и др. периодические научные издания, в том числе, региональные
17 Российская ассоциация политической науки – общероссийская общественная организация профессиональных политологов- исследователей и преподавателей учреждена в декабре 1991 г., получила статус общероссийской в июне 2001 г. Является правопреемницей Советской ассоциации политических наук (1955 г.) и единственным официальным представителем отечественных политологов в Международной ассоциации политической науки (МАПН). Имеет отделения в 54 регионах России. Возникла определенная инфраструктура связей внутри профессионального сообщества
18 Источники и составные части российской политологии 1. Теория государства и права 2. Эксперты при международном и иных отделах ЦК КПСС 3. Академическая социология 4. Кафедры научного коммунизма Современная российская политология: Академические институты – где они? Российские вузы Фабрики мысли и Центры публичной политики Телеполитологи
19 Экспертное сообщество: политическая наука Избирательные технологии Экспертное знание по проблемам, связанным с реформами политических институтов Идеологии В меньшей степени – иные политические технологии «Спрос» на политологическое экспертное знание подвержен колебаниям в зависимости от потребностей акторов публичной политики. Наиболее востребованные «товары»: ВОПРОС В какой мере российская политическая наука готова быть поставщиком прикладного знания?
20 Кем производятся и где применяются политические знания? УНИВЕРСИТЕТСКАЯ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ (исследования политики) ПОЛИТИКИ: публичные политики (участвуют в осуществлении власти), чиновники, партийные функционеры ПОСРЕДНИКИ между политиками, общественными, корпоративными структурами и гражданами: лоббисты, специалисты по PR и др. ПОМОЩНИКИ, обслуживающие собственно политическую деятельность (советники, аналитики, политтехнологи и т.д.) ИДЕОЛОГИ НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ: сотрудники аналитических и информационных центров think-tanks и т.д. В Л А С Т Ь Г Р А Ж Д А Н С К О Е О Б Щ Е С Т В О
21 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
22 1. Методология и методы политической наук В целом, метод - это способ познания, Научный метод представляет собой теоретически обоснованное нормативное познавательное средство. метод науки есть совокупность подходов и принципов, правил и норм, инструментов и процедур, обеспечивающих взаимодействие познающего субъекта (то есть ученого) с познаваемым объектом для решения поставленной исследовательской задачи.
23 Методология политической науки представляет собой особую научную область, учение о применении различных методов и их комбинаций в политическом познании, связанное с правильной постановкой проблем и выбором адекватных подходов, трансформацией методологических принципов и требований в совокупность конкретных операций и процедур, а также с использованием самых разных инструментов и разнообразной техники.
24 Точки внутреннего напряжения методов познания политики Количественные (эмпирико-аналитические, сциентистские) и качественные (нормативно- онтологические, делающие акцент на феноменологической природе политических явлений) Рациональные (рассматривающие рациональные мотивы в качестве единственного источника поведения человека) и те, что настаивают на доминировании подсознательных мотивов в человеческом поведении
25 Методы политологии (по А.Соловьеву) Персоналистские (их сторонники рассматривают политику как отношение личности и государства) и институциональные (рассматривающие институты и нормы в качестве основных единиц политическое деятельности человека) Социально-ориентированные (утверждающие социальную природу фактов политики) и технократически ориентированные (рассматривающие технику как основу создания институтов власти)
26 Периодизация развития методологии политической науки 1) классический период (до XIX века), связанный в основном с дедуктивным, логико-философским и морально- аксиологическим подходами; 2) институциональный период (середина XIX - начало. XX в.), когда на передний план выходит историко- сравнительный и нормативно- институциональный методы;
27 Периодизация (по А.А.Дегтяреву) 3) бихевиоралистский период ( е гг.), когда стали активно применяться количественные методы 4) в последней четверти XX в. наступил новый, постбихвиоралистский период, характеризующийся сочетанием 'традиционных' и 'новых' методов
28 3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
29 Важную роль играют ценностные критерии и оценки тех или иных шагов политиков и форм государственной жизни, опирающиеся на господствующие ценности нормы нравственности, Например, правильные и неправильные формы государства у Аристотеля При этом им используются индуктивные принципы сравнительного подхода. Выявляя общие и отличные черты известных ему политических устройств, опираясь на синхронный и диахронный методы, Аристотель анализирует фактический материал созданной при его непосредственном участии обширной серии из 158 исторических описаний, содержащих очерки развития и современного ему состояния строя разных государств. При построении теоретических проектов идеального полиса использует некоторые простейшие элементы логического моделирования.
30 В рамках схоластики – с середины XIII века зародилось нечто, именуемое: то «ars politica» - политическое искусство (немецкий философ и теолог Альберт Великий (ок ), то «scientia politica» - политическая наука (монах- доминиканец, причисленный к лику святых – Фома Аквинский (1226?-1274), то «doctrina politica» - политическое учение (Л.Гвирини) и даже «sanctissima civilis scientia» - божественная гражданская наука (немецкий писатель-гуманист Себастьян Брант, ок )
31 Первый подъем политической науки – предполитология – XVI-XVII века Жан Боден, , французский философ и политик, Юст Липсий, , бельгийский ученый и литератор, Гуго Гроций, , голландский юрист, историк, дипломат и политик, Иоханн Альтузий, , немецкий юрист, политический теоретик, Самуэль Пуфендорф, , немецкий правовед
32 Компаративный (сравнительно- исторический) анализ используют для сравнения политических режимов Англии и Франции в XV веке англичанин Дж. Фортескью, а в XVII веке француз III.-Л. Монтескье, отмечая при этом некоторые архаические черты французской королевской власти. Наиболее эмпирически ориентированным мыслителем для своего времени можно назвать Н. Макиавелли, соединившего традиционное морализирование и философскую дедукцию при построении модели государства, составленной на основе наблюдения и историко- сравнительного анализа материалов по политическому развитию Италии.
33 История политических учений: три традиции: Религиозная традиция (самая ранняя) Юридическая традиция (античность) Политико-социологическая традиция
34 Религиозная традиция первоначальное выражение получила в форме мифа. божественное начало -первоисточник, и ведущий принцип, и основная модель земного общественного и политического устройства, и господствующая тотальная идеология
35 Аврелий Августин (Блаженный Августин) ( ). где нет поклонения Богу, нет и права, нет общей пользы. Все политические и государственные порядки являются следствием греховности человека греховность предопределена Богом, наделившем человека свободной волей, т.е. способностью жить по- своему, а не по-божески.
36 Фома Аквинский (Аквинат) ( ) различал три элемента власти: сущность, форму (приобретение и устройство) и использование. По сути власть есть установление божественное, то есть несет людям хорошее. Но конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми. Повиноваться властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога. Град небесный и Град земной
37 Юридическая традиция Истолкование права и закона 1.Право и закон - не тождественные понятия. Право - нечто естественное, безусловная природа вещей и отношений, а законы - нечто искусственное, условный продукт человеческого творчества. 2. Право – не совокупность юридических норм, а метаюридический комплекс идей, отношений и явлений, существующих объективно. Поэтому оно и называется естественным правом
38 Истолкование права и закона 3. Приоритет принадлежит праву, которое должно определять государственно-политические и юридические феномены вообще, Закон (и законодательство) в особенности. 4. Право и закон имеют своей гласной целью утверждение надежного социального порядка в обществе и достижение блага людей
39 Политическая и правовая мысль Древнего Рима, Цицерон ( гг. до н.э.) идеи о формах государства, о смешанном правлении, сочетающем в себе достоинства личной, аристократической, демократической власти, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве и вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства
40 Представители юридической традиции Г. Гроций ( ) - в Голландии, Т. Гоббс ( ) и Д. Локк ( ) - в Англии, Ш. Монтескье ( ) и Ж.-Ж. Руссо ( ) - во Франции. И. Бентам ( ) как основоположник утилитаризма
41 Политико-социологическая традиция На основании логического и исторического анализа взаимосвязей между компонентами политии выявляют наиболее важные черты, тенденции и закономерности, свойственные функционированию и развитию политики в целом. Политика как часть более сложной, динамичной системы - общества
42 Представители: Античность - Демокрит, Аристотель и Платон Возрождение - Никколо Макиавелли ( ) Немецкие философы вв., особо Гегель ( ), представители классической социологической мысли: Токвиль, Гумплович, Вебер, Парето и Дюркгейм
43 книга А. де ТОКВИЛЯ ( ) "Демократия в Америке" Людвиг ГУМПЛОВИЧ ( ): «социология - философская основа всех социальных наук, призванная осуществлять связь между ними» Макс ВЕБЕР ( ) – теория бюрократии, варианты власти и т.д. Вильфредо ПАРЕТО ( ) – системный подход и теория элит Эмиль ДЮРКГЕЙМ ( ) - теория "социальной солидарности",
44 4. ВЫДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ КАК ИНСТИТУТА
45 Выделение политической науки: Франция В 1795 во Франции в рамках «Академии моральных и политических наук» замысел создания «Специальной школы политических наук». Эскиру де Парье в 1870 г. – «Принципы политической науки» 1872 – открытие Школы политических наук 1886 Журнал «Анналы Свободной школы политических наук» 1900 г. – Школа политических наук созывает «Конгресс политических наук»
46 Выделение политической науки: Италия: 1876 – «Школа социальных наук «Чезаре Альфиере» во Флоренции 1883 г. – издается Ежегодник социальных и политических наук» Великобритания: Создание в 1985 году обществом английских социалистов «Лондонской школы экономики и политических наук»
47 Выделение политической науки: США В 1857 г. в Колумбийском университете создана кафедра истории и политической науки - ИЛИ В 1857 г. Ф.Либер - профессор истории и политической экономии в Колумбийском колледже – курсы Теории государства и политической этики Дж. Берджес, сменивший его в 1876 г, основал в том же колледже в 1880 г. Школу политической науки – подготовка кадров и диссертации 1886 – журнал «Political Science Quaterly»
48 Появление политологии в России При основании Московского в 1755 г. университета, одна из первых 10 кафедр была кафедра политики (юридический факультет) В первой половине XIX века ( гг.) в составе Московского университета работал факультет нравственных и политических наук, где велась подготовка студентов по отдельным специализациям: политике, дипломатике, политической экономии
49 Звание профессора "нравствен- ных и политических наук" существовало в России с начала XIX в. его имел профессор Царскосельского лицея А.П. Куницын ( гг.) Одна из его работ была озаглавлена "Изображения политических наук. Лекции для студентов Лицея"
50 В 1816 г. в Казанском университете доктор права, профессор Г.И. Солнцев, впервые в Российской империи разработал и предложил научно обоснованную концепцию "Правил об испытаниях и производстве в университетские степени: кандидата, магистра и доктора по отделению наук нравственно-политических и привилегиях, означенные степени, по надлежащем испытанию получивших".
51 В России, в конце XIX в в Санкт-Петербургской Императорской Академии открыто направление "истории и политических наук", исследования в русле "самодержавие; православие; народность". В СССР политологии официально не было вообще (буржуазная лженаука) – научный коммунизма, исторический материализм. Новый этап – 1990 г., создание (переименование) кафедр
52 Политологические ассоциации 1903 г. - Американская ассоциация политических наук 1949 год – создание Международной ассоциации политической науки (при поддержке ЮНЕСКО) (МАПН) 1956 г. – Создана Советская ассоциация политических наук (для участия в МАПН)
53 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ?
54 Политическая наука - это «название не области обычного научного исследования, а постоянно продолжающиеся дебаты» вокруг специфических проблем и вопросов. Эти споры не затухают, они – атрибутивная черта политологии. Чарльз Линдблом (США)
55 В содержании политики как объекта политической науки наряду с устойчивыми явлениями, формирующимися вокруг процессов распределения власти, управления государством, отношений государства и гражданского общества и т.д., включаются и явления, которые лишь эпизодически приобретают политическое значение. Поэтому в качестве ее предмета могут рассматриваться как разнообразные внутренние грани (отношения, механизмы, компоненты и т.оп.) политики, так и ее внешние связи с другими сферами общества и мира.
56 В итоге политическую науку можно рассматривать как интегративную область знаний, собирающую под свои знамена все дисциплины, которые в той или иной мере исследуют разнообразные предметные грани политического мира. В таком случае она выступает в качестве совокупности различных (гуманитарных и естественных) дисциплин, некоей меганауки, объединяющей и одновременно создающей возможность для расширения класса политических объектов.
57 Политические науки и политология К началу XXI века сложилось разделение на «политическую науку» в узком смысле этого слова (политологию, термин принят у нас в в странах континентальной Европы) И «Политические науки» - термин предложен в 1951 г. Лассауэлом, включающие «научное обеспечение политики»
58 Политические науки Прикладная политология – (междисциплинарный комплекс исследований, связанный с подготовкой и реализацией политических решений, в т.ч. общая теория систем, кибернетика, теория игр и т.д.) Политическая социология Политическая психология Политическая философия Политическая антропология Политическая экология Геополитика Коммуникативная политология и т.д.
59 Политология и смежные науки Правоведение Философия Экономика География История Социология Психология Биология Политология Теория управления
60 Предметное содержание политологии: политическая теория, сравнительный и межстрановой (cross- national) анализ; поведение в сфере политики; властные отношения и управление на национальном и местном уровнях; государственно-административная деятельность (англ. Public Administration) и организационные решения; международные отношения
61 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ЭМПИРИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ КОМПОНЕНТЫ
62 Политическая философия Политическая философия – та область интеллектуальной активности, где разъясняются и / или разрабатываются идеи, относящиеся к политике, преимущественно – к истории мысли, сущности и ценностям политической действительности, умственным предпосылкам ее анализа. Эта дисциплина предоставляет ученым средства и методы для абстрактного познания тех сторон политики, которые трудно или пока невозможно изучить опытном путем. В содержание предметов и «классической» политологии и политической философии ( в качестве их субдициплин) обычно включают политическую теорию – исследования, оценки, объяснение и прогнозирование явлений в политике (в т.ч. поведения, ценностей и пр.). В этой сфере создаются политические концепции двух типов: нормативные (кратко говоря – устанавливающие определенные правила) и эмпирические, формулирующие поддающиеся научной проверке предположения.
63 Понятие «теория» обычно ассоциируется с конкретным типом взаимодействия между идеями, объектами, различными переменными и т.п. Выделяют спекулятивные теории и построения, лишенные спекулятивного элемента. Под первым подразумевается такой тип политических конструкций, в рамках которого заключения и выводы, как правило, предшествуют конкретному анализу различных сторон изучаемых объектов.
64 Нормативная теория: Нормативный характер теории определяется этическими установками (предиспозициями), ценностями и целями, формулируемыми в качестве основы для поведения индивидом и деятельности больших и малых человеческих групп и общества в целом. В рамках нормативной политической теории вопросу о том, что есть на самом деле предшествует вопрос о том, что должно быть.
65 Эмпирическая теория (теоретические представления, ориентированные на эмпирические факты) «Эмпирическая теория» ограничивается выводами, сформулированными на основе опыта и наблюдений за явлениями, регулярно воспроизводящимися в той или иной сфере человеческой жизни. При этом сторонники эмпирического анализа ориентируются на методы построения гипотез, принятые в естественных науках. Например, утверждение «солнце взошло» относится к разряду эмпирических фактов. А высказывание «солнце всходит и заходит в течение 24 часов» представляет уже теоретическую гипотезу.
66 Типы теорий ТеорииСпекулятив- ные Неспекуля- тивные Эмпирические ++ Нормативные +-
67 В рамках эмпирической политической науки Есть общая проблема с социологией – наука объясняющая и наука понимающая
68 Наши лекции будут завершаться видами моря вокруг Мальты, январь 2013
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.