Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлина Твардовская
1 Лекция 6. Тема. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ. НОТНАЯ ГРАМОТА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. Методика преподавания музыкального воспитания с основами теории музыки
2 План: 1.Хоровое пение в школе. 2.Система формирования вокально-хоровых навыков в начальной школе. 3.Нотная грамота в процессе музыкального обучения школьников. Донотный период. Содержание и последовательность обучения нотной грамоте в начальной школе.
3 1.ХОРОВОЕ ПЕНИЕ В ШКОЛЕ. ХОР (от греч. choros – хороводная пляска с пением; лат. chorus). В античном театре обязательный коллективный участник трагедий и комедий, олицетворяющий собой голос народа и нередко выступавший как самостоятельное действующее лицо. ХОР Коллектив певцов, которые совместно исполняют вокальное произведение с инструментальным сопровождением или без него (хор a cappella). u Музыкальное произведение для коллектива певцов. По составу голосов хоры бывают однородными и смешанными. Минимальное число участников хора – 12 человек (по 3 человека в хоровой партии), что обусловлено, возможностью пользоваться цепным дыханием. Различают хоры академические и народные. Особую специфику имеет хор в опере, где хоровое пение сочетается с драматической игрой актеров-хористов.
4 Особенности хорового пения: 4 Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства: голосовой аппарат – «инструмент» – дан человеку от рождения и совершенствуется вместе с его ростом и развитием. 4 Хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания произведения. Хоровая музыка всегда ярко программна: содержание ее раскрывается и через слово (поэтический текст), и через музыкальную интонацию (мелодию), что важно для музыкального воспитания младших школьников, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений. 4 Хоровое пение носит коллективный характер. 4 Хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению «музыкальной речью», что помогает выявить музыкальные способности учащихся.
5 u Подготовительная работа учителя. u Вступительное слово или вступительная беседа. u Слушание музыки. Показ произведения (в звукозаписи или в исполнении учителя). u Беседа о музыке. u Повторное слушание музыки. u Разучивание произведения. u Исполнение разученного произведения. u Обобщение. ЭТАПЫ РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСНИ:
6 4 выстраивание первого звука; 4 разучивание произведения по фразам; 4 разучивание литературного текста вместе с мелодией; 4 проведение работы по усвоению мелодии и осмыслению текста; 4 объединение разученных фраз в предложения; 4 разучивание произведения в умеренном темпе, активным звуком при плавном звуковедении; 4 осуществление одновременной работы над интонационно-ритмической точностью исполнения и выразительностью (реализация принципа единства технического и художественного); 4 постоянная активизация восприятия учащихся, постановка конкретных задач перед каждым повторением фразы (предложения, куплета); 4 объединение разученных фрагментов (запев и припев объединяются в куплет, куплет исполняется полностью и т.д.); 4 разучивание 2-х или 3-хголосных произведений «по голосам». ТРЕБОВАНИЯ К РАЗУЧИВАНИЮ:
7 ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ – система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. В нее входят: 4 органы дыхания; 4 гортань с голосовыми складками – источником возникновения звуковых колебаний; 4 артикуляционный аппарат; 4 система резонаторов (полостей, резонирующих на возникающий в голосовой щели звук и придающих ему силу и тембр). Деятельность голосового аппарата подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга, центральной нервной системы. 2.СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
8 ДЕТСКИЙ ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ – отличается от взрослого прежде всего величиной и формой. Он находится в состоянии непрерывного роста и развития. ДЕТСКИЙ ГОЛОС проходит несколько этапов развития, связанных с общим физическим и нервно-психическим развитием ребенка. ОБЩИЕ СВОЙСТВА ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА (младший школьный возраст 6 – 10 лет): 4 мягкость, 4 «серебристое» звучание, 4 фальцетное (головное) звукообразование, 4 ограниченность силы звука, 4 диапазон голоса – «до» первой октавы «ре» второй октавы.
9 ДЫХАНИЕ – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. Обычное жизненное дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно управляемо. Вдох осуществляется активной работой мышц-вдыхателей, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, а также диафрагмы, которая, сокращаясь и опускаясь, растягивает легкие вниз. Вдох производится быстро, бесшумно, через нос или через нос и рот одновременно. По типу вдоха в практике различают верхнереберное (ключичное), нижнереберно-диафрагмальное (косто-абдоминальное) и диафрагмальное (абдоминальное, брюшное) дыхание. В пении дыхание смешенное. Выдох в пении должен быть плавным, без толчков и лишнего напряжения, но достаточно активным для создания чувства опоры. Характер выдоха, его длительность и объем диктуются музыкальной фразой и выразительными задачами. Основным критерием правильности дыхания является качество звучания голоса. В хоровом пении применяется как одновременное, так и цепное дыхание. ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ. ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ.
10 ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ, звукообразование, фонация – процесс образования звука голоса, в котором участвуют все компоненты голосового аппарата. Звук образуется в результате смыкания и размыкания (колебания) голосовых связок под воздействием воздуха, идущего из легких. АТАКА (франц. attaque – нападение) – в вокальной методике означает начало звука. Различают: 4 МЯГКУЮ АТАКУ, при которой смыкание происходит одновременно с возникновением звука. Она обусловливает спокойное, плавное начало звука. 4 ТВЕРДУЮ АТАКУ, при которой происходит задержка дыхания, быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука. 4 ПРИДЫХАТЕЛЬНУЮ АТАКУ, при которой связки включаются в работу постепенно, как бы с опозданием, после начала выдоха. В де тском хоровом пении применяются и мягкая и твердая атаки. Основу певческого звучания составляет мягкая атака. ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ. ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ.
11 ДИКЦИЯ (лат. dictio – произнесение) – ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция у певца позволяет без напряжения понимать смысл произносимых слов и тем самым облегчает восприятие музыки. Разборчивость слов в пении определяется четкость произнесения согласных звуков. Они должны произноситься активно и быстро, чтобы не прерывать связного звучания. Гласные должны произноситься, сразу обретая свою полноту. Важно осмысленное и выразительное произнесение слов. АРТИКУЛЯЦИЯ (лат. articulo – расчленяю) – работа артикуляционного аппарата. АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ – система звукообразующих органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К ним относятся: 4 активные органы – голосовые складки (связки), язык, губы, мягкое нёбо, глотка, нижняя челюсть; 4 пассивные органы – зубы, твердое нёбо, верхняя челюсть. ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ. ПЕВЧЕСКАЯ ДИКЦИЯ.
12 АНСАМБЛЬ (франц. ensemble – вместе) – согласованность, стройность исполнения при коллективном пении. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом. ОБЩИЙ ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ – единство всех элементов хоровой звучности. ЧАСТНЫЙ АНСАМБЛЬ – монолитность звучания отдельных партий. Различают: 4 ритмический ансамбль; 4 динамический ансамбль; 4 тембровый ансамбль; 4 дикционный ансамбль; 4 агогический ансамбль. ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ. ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ.
13 СТРОЙ ХОРА – степень выравненности звучания в отношении чистоты интонации, точного воспроизведения высоты звука. МЕЛОДИЧЕСКИЙ (ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ) СТРОЙ – навыкчистого интонирования отдельных ступеней лада, интервалов, аккордов в мелодическом изложении. ГАРМОНИЧЕСКИЙ (ВЕРТИКАЛЬНЫЙ) СТРОЙ – навык выстраивания интервалов, аккордов в гармоническом (одновременном) звучании. ЧИСТОТА ИНТОНИРОВАНИЯ зависит от степени развитости: 4 музыкального слуха, 4 музыкальных знаний, 4 вокального мастерства, 4 творческой атмосферы в коллективе, 4 акустики помещения. ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ. СТРОЙ ХОРА.
14 3.НОТНАЯ ГРАМОТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. ДОНОТНЫЙ ПЕРИОД. СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НОТНОЙ ГРАМОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Знакомство с нотной грамотой является компонентом формирования музыкальной грамотности младших школьников. СОЛЬМИЗАЦИЯ Методы абсолютной и относительной сольмизации. СОЛЬМИЗАЦИЯ (от названия музыкальных звуков «соль» и «ми») – в узком смысле западноевропейская практика пения мелодий со слогами ut, re, mi, fa, sol, la, введенными Гвидо дAреццо для обозначения ступеней; в широком смысле – любой метод пения мелодии со слоговыми названиями ступеней какого-либо звукоряда (относительная сольмизация) или с названием звуков, обозначающими их абсолютную высоту (абсолютная сольмизация); прием обучения пению по нотам.
15 ОТНОСИТЕЛЬНАЯСОЛЬМИЗАЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СОЛЬМИЗАЦИЯ (ладовая сольмизация) - система воспитания слуха, в соответствии с которой каждая ступень лада получает свой символ (название), свое конкретное воплощение в относительной записи и ручном знаке. ТОНИК СОЛЬ-ФА МЕТОД ТОНИК СОЛЬ-ФА МЕТОД (возник в Англии в XIX веке, авторы Сара Гловер, Джон Кёрвен) – метод относительной сольмизации с использованием: СЛОГОВ - до, ре, ми, фа соль, ля, ти (для записи музыки применяются начальные буквы слогов - d, r, m, f, s, l, t); РУЧНЫХ ЗНАКОВ, обозначающих каждую ступень лада, отражающих характерное звучание отдельных ступеней, вызванное ими эмоционально-слуховое впечатление и соответствующее представление. Ручные знаки помогают певцам усвоить отличительные черты каждой ступени лада.
16 ОТНОСИТЕЛЬНАЯСОЛЬМИЗАЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СОЛЬМИЗАЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУПЕНЕЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ РУЧНЫЕ ЗНАКИ (ПО КЁРВЕНУ): СТУПЕНЬ, НАЗВАНИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-СЛУХОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА I До звук прочный, решительный; II Ре звук побуждающий, полный надежд; III Ми звук ровный, спокойный; IV Фа звук унылый, внушающий страх; V Соль звук величественный, яркий; VIЛя звук грустный, жалобный; VIIТи (си) звук пронзительный, чувствительный.
17 РУЧНЫЕ ЗНАКИ (ПО КЁРВЕНУ):
18 СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НОТНОЙ ГРАМОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. На определенном этапе формирования у ребенка понятия высоты звука вводится нотная запись. Элементы нотной грамоты вводятся на уроках постепенно и не являются самоцелью, а служат развитию восприятия музыки, осознанного отношения к особенностям музыкального языка. АБСОЛЮТНАЯ СОЛЬМИЗАЦИЯ Как прием обучения пению по нотам используется АБСОЛЮТНАЯ СОЛЬМИЗАЦИЯ - пение мелодии с названием звуков, обозначающими их абсолютную высоту. Применяются схемы, таблицы. В результате учащиеся должны научиться следить за мелодией по нотам и самостоятельно исполнять несложные мелодии.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.