Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЭдуард Надежин
1 Особенности Эмоциональной сферы у детей с ЗПР
2 Понятие Эмоций Эмоция - процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл, который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов.
3 Основные Характеристики Эмоций Валентность (тон): все эмоции могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций. Интенсивность: эмоции могут различаться по силе. Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. Стеничность: зависимость от влияния на активность: стенические эмоции - побуждают к активной деятельности (радость, энтузиазм); астенические эмоции - расслабляют или парализуют силы (грусть). Содержание: эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией.
4 Исследователи занимавшиеся проблемами эмоциональной сферы детей с ЗПР Блинова П.Н. Белопольская Н.Л. Васильева Е.Н. Защиринская О.В.
5 Краткая характеристика эмоциональной сферы у детей с ЗПР У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие они более чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства.
6 Эмоции и межличностные отношения Социальная среда и эмоционально-волевая сфера это взаимовлияющие понятия: именно межличностные отношения дают основную пищу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развить механизмы саморегуляции (самоконтроль, самообладание). Духовное и эмоциональное влияние коллектива и личности взаимно. Ребенок, овладевая фондом духовного богатства группы, сам обогащает ее. атмосфера коллектива создаёт психологические условия для развития личности: - чувство психологической защищенности - эмоциональный контакт - устойчивое состояние эмоционального благополучия - удовлетворение потребности быть личностью, т.е. стать значимым для других людей (быть социально компетентным).
7 Опираясь на наблюдения за детьми с ЗПР, Блинова Л.Н. отмечает следующие черты своеобразия взаимоотношений в коррекционных классах: Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждение, избежание конфликтов). Формирование коллектива и социализация детей - трудная педагогическая проблема в этих классах; Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет к эмоциональной поверхности контактов, слабому поддерживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы; Расторможенность психических процессов ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры) и неадекватных способов выхода из конфликтов Общая незрелость (мотивационная, нравственная) определяет тенденцию данных детей к примитивной зависимости от более зрелых и активных, волевых членов коллектива, подчиненности им У детей с ЗПР нет развитой самооценки, устойчивости и критичности, что обусловливает у них проявление склонности к преувеличению своих возможностей
8 Большинство детей с ЗПР психически неустойчивы. Это определяет особенности их общественного поведения: оно непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, мало предсказуемо. Адаптивные механизмы у ребенка с ЗПР также своеобразны. Он не имеет достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально-волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков. Способы самокоррекции, доступные ему: избегание, побеги, прогулы, конфликты не требуют труда, длительного волевого усилия. Желание добиться похвалы удовлетворяется путем хвастовства, обмана; стремление иметь какую-нибудь вещь - воровства, жажда получения удовольствия - бродяжничества. Такие формы поведения учащихся вызывают негативную реакцию окружающих, тормозят социализацию ребенка.
9 Для исследования межличностных отношений детей с ЗПР можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р. Желя Вариант 1. Ребенку дают бланк с изображением стола и стульев и предлагают посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день. рождения, а отдельно - тех, кого бы не хотел пригласить. Вариант 2. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы? Вариант 3. Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь? Вариант 4. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем бы не хотел?
10 По данным опросных бланков (листов) заполняется социоматрица - таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. Пример социометрической матрицы Выбирающий ВыбираемыйЧисло взаимных выборов Иванов Петров Сидоров Кузнецов Зайцева
11 Предложенная методика дает возможность определить: социовалентность (степень включенности во взаимоотношения) статус детей и статусную структуру группы сплоченность группы взаимность контактов - уровень конфликтности (агрессивности) группы детей, которые являются объектами групповой агрессии.
12 наличие медицинской помощи, предполагающей для детей с хроническим тревожным отрицательным настроением необходимость врачебной помощи по реабилитации их психосоматического здоровья; наличие психокоррекционной помощи, предполагающей использование школьным психологом арсенала психотреннинговых технологий для психокоррекции настроения учащихся; использование гуманистического стиля педагогического общения: без оценочного принятия ученика, соучастного выслушивания его, искреннего самовыражения в общении с ним, тактичного проявления к настроению ребенка, ровного терпеливого отношения к проявлению отрицательных эмоций; насыщение учебного процесса и учебной среды эмоциональными стимуляторами - игрой, соревнованием, иллюстрациями, образностью изложения, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения; При воспитательной работе с детьми с ЗПР важно придерживаться следующих медико-психолого- педагогических критериев
13 К методам коррекции негативных особенностей развития эмоциональной сферы относят: реабилитацию психического здоровья детей с ЗПР Развитие социального интеллекта школьников, навыков бесконфликтного общения, вкуса к общению и потребности в нем Для реализации указанных направлений возможно использовать приемы игротерапии, психотерапии, формировать группы общения и т.д.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.