Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМария Осминина
1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Черемисина В. Г., зав.каф. НОО КРИПКиПРО
2 Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
3 Направления внеурочной деятельности Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивно-оздоровительное
4 внеурочная деятельность – это… (выберите один вариант из предложенных) 1.условие для дополнительного образования детей 2.дополнительные возможности для воспитания и социализации 3.условие для реализации требований стандартов 4.возможность компенсировать «пробелы» учебного процесса
5 Нормативные документы РФ: Приказ Минобнауки от г. 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями приказы 1241 и 2357) Письмо Минобрнауки России от "Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС" Положения, установки, влияющие на организацию внеурочной деятельности
6 Внеурочная деятельность Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО (Письмо Минобрнауки ). В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся ООП НОО предусматривает внеурочную деятельность (приказ Минобрнауки 2357)
7 Задачи внеурочной деятельности обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе оптимизировать учебную нагрузку обучающихся улучшить условия для развития ребенка учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
8 Внеурочная деятельность может осуществляться через: учебный план: вариативная часть (модули, спецкурсы, НОУ, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); дополнительные образовательные программы школы (система доп. образования школы); образовательные программы УДО детей, учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); деятельность педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога; инновационную деятельность по разработке, внедрению новых образовательных программ.
9 Модели организации внеурочной деятельности Письмо Минобрнауки от Базовая (как общая модель, включает все представленные варианты организации) Д ополнительного образования (использование ресурсов УДО) «Школы полного дня» (организуется воспитателями ГПД) О птимизационная (классный руководитель – координатор всех внутренних ресурсов школы) И нновационно-образовательная (в рамках деятельности экспериментальной площадки, в режиме апробации разных моделей).
10 ДЮСШ Школа Модель дополнительного образования детей
11 Модель «Школа полного дня» Школа Воспитатель группы продленного дня
12 Оптимизационная модель ШколаВсе педагоги школы
13 Инновационно- образовательная модель Учреждения ВПО Научные организации Учреждения ДПОНаучные организации
14 Продолжительность занятий внеурочной деятельности Объем внеурочной деятельности (до 1350 часов за 4 года). В среднем: 10 часов в неделю (максимум). СанПиН, пункт "Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 мин., за исключением 1 кл. (1-е полугодие – 35 мин., 2-е полугодие – 45 мин.; компенсирующий класс - не более 40 мин.)". "Академический час" - это норматив внеурочки.
15 Гигиенические требования к режиму образовательного процесса (СанПиН ) Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
16 Приказ Минобрнауки России от г «При отсутствии возможности для внеурочной деятельности ОУ в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности УДО детей, организаций культуры и спорта.
17 Организация внеурочной деятельности Основные положения, сформулированные авторами УМК, специалистами… Направленность на формирование УУД В программах внеурочной деятельности сформулированы: -планируемые результаты (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД); -виды деятельности учащихся. Этого не сделано в других программах по внеурочке.
18 Организация внеурочной деятельности Основные положения, сформулированные авторами УМК, специалистами… Обязательность внеурочной деятельности (в связи с преемственностью содержания урока и внеурочки). «Лучше пусть будет не 10 часов в неделю, а меньше, но посещают все дети». В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.
19 Организация внеурочной деятельности Основные положения, сформулированные авторами УМК, специалистами… Специальная подготовка педагогов доп. образования при проведении ими внеурочной деятельности Внеурочка – это не аналог программ доп. образования. Педагоги УДО должны «видеть» задачи формирования УУД и связь урочной и внеурочной деятельности.
20 Организация внеурочной деятельности Основные положения, сформулированные авторами УМК, специалистами… Опора на опыт внеурочной занятости детей в конкретном образовательном учреждении Программы внеурочки могут быть разработаны педагогами, имеющими опыт организации детей за пределами урока. Два подхода: использование программ авторов УМК и создание собственных программ, которые учитывают особенности комплекта и собственные наработки. Составленные педагогами рабочие программы внеурочной деятельности утверждаются решением педагогического совета ОУ (НМС)
21 План внеурочной деятельности включает: Состав и структуру направлений (от одного до пяти) Формы организации Объем внеурочной деятельности (до 1350 часов за 4 года) Внеурочная деятельность организуется в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности
22 Модель плана внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения Направления развития личности Наименование рабочей программы Количество часов в неделю Всего I класс II класс III класс IV класс Спортивно- оздоровительное Духовно - нравственное социальное общеинтеллектуа льное Общекультурное Итого 10 40
23 Наименование рабочей программы Формы организации Клас сы Кол-во часов в год Кол-во часов на занятие Распределе ние часов Руководи тель Место проведения Форма оплаты «Проба пера»кружок1а,1б331 часеженедельно библиотека рь школьная библиотека тарификация «Времена года»экскурсии1а10 не менее 2 часов на каникулах учитель начальных классов по маршруту временное совмещение «Олимпиец» спортивные соревнования 1а,1б33 не менее 3 часов Не реже одного раза в месяц учитель физической культуры спортивный зал школы, спорткомплекс тарификация «Хореография»студия1а,1б662 часаеженедельно педагог дополнител ьного образовани я Центр дополнительно го образования детей аутсорсинг «Моя школа»общешкольны е мероприятия (праздники, конкурсы, общественно- полезная деятельность и др.) 1а66в зависимост и от мероприят ия и необходим ого времени на его подготовку согласно программе учитель начальных классов школатарификация
24 Программы внеурочной деятельност и Формы организации внеурочной деятельности Состав и структура направлений внеурочной деятельности Часов в недел ю Спортивно- оздоровительно е Духовно- нравственное Социальн ое Общеинтел лектуальное Общекуль турное Музей в твоем классе Кружок, клуб, факультатив 2 Расчетно- конструкто рское бюро Факультатив 1 Изучение природы родного края Проектная деятельность 2 «Ключ и Заря» Научный клуб 1 «Мы и окружающи й мир» Научный клуб Заниматель ная экология Исследовате льская лаборатория 1 Компьютер ная долина Проектная деятельность 1 Город мастеров Творческая мастерская 1 Итого реализуемых направлений и рекомендуемых часов План внеурочной деятельности (УМК «Перспективная начальная школа)
25 Примерная структура программы внеурочной деятельности пояснительная записка общая характеристика курса личностные и метапредметные результаты освоения курса содержание курса внеурочной деятельности тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся; описание учебно-методического и материально- технического обеспечения курса.
26 Отличительные признаки программ внеурочной деятельности Раздел программыособенности Пояснительная запискаСвязь содержания программы с учебными предметами Планируемые результатыВыход на результаты: личностные, предметные, метапредметные Учебно-тематический планОписание формы организации занятий СодержаниеОписание практической части раздела Возможно описание организации деятельности учащихся по формированию УУД
27 Фрагмент тематического плана (программа Гусевой В.А. «Планета загадок») Тематическое планирование Час ы Деятельность обучающихся Формирование УУД 1. Я – школьник. Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Как сохранить свое здоровье? Знаешь ли ты свой организм? Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. 2 ч.Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Познавательные (логические) УУД Анализ объектов Синтез как составление частей целого; Доказательство; Установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений Личностные УУД Смыслополагание. Познавательные (общеучебные) УУД Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
28 Обогащение внеклассной жизни школьников: путь к успеху каждого Не все ученики должны быть «отличниками»в учебе
29 УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом
30 УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
31 УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
32 Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо.
33 МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент
34 МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент
35 Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Фрагмент
36 План и программы создаются на основе предпочтений обучающихся и родителей Значит, в школе: - имеется необходимый диагностический инструментарий выявления предпочтений; -результаты диагностики позволяют корректировать план и программы внеурочной деятельности; - Изучается удовлетворенность участников образовательного процесса «внеурочкой» (промежуточные результаты).
37 Программы по духовно- нравственному направлению 1. Система учебников «Начальная школа XXI века» «Праздники, традиции и ремесла народов России». Факультатив (Михеева Л.Н.) «Этика: азбука добра» Факультатив (Хомякова И.С., Петрова И.С) 2. Система учебников «Школа 2100» «Я– гражданин России» (Чутко Н.Я.) 3. Авторские программы С любовью к городу
38 Программы по общекультурному направлению 1. Система учебников «Школа 2100» «Театр». Факультатив (Генералова И.А..) 2. УМК «Перспективная начальная школа» «Музей в твоем классе» 3. Авторские программы Декоративное творчество Путешествие по стране этикета Программы формирования культуры здоровья
39 Программы по социальному направлению 1. Система учебников «Начальная школа XXI века» «Дом, в котором я живу: моя первая экология». Факультатив (Самкова В.А.) «Все цвета, кроме черного». Факультатив (Безруких М.М.) «Экономика: первые шаги». Факультатив (Корнеева О.С.) 2. Система учебников «Школа 2100» «Экономика» Факультативный курс для 2 – 4 классов (Т. В. Смирнова, Т. Н. Пронякова). 3. Авторские программы
40 Спортивно-оздоровительное направление Укрепление здоровья средствами физической культуры; Гармоничное физическое развитие; Обогащение двигательного опыта и развитие двигательных качеств; Приобщение к спортивным традициям; АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ
41 Программы внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» предусматривает подготовку ребенка к анализу живописного произведения (репродукции картины) в логике музейной педагогики.
42 Программы внеурочной деятельности Клубы научных школьников «Ключ и Заря», «Мы и окружающий мир» включают в себя занятия младших школьников в клубах по интересам за пределами урока.
43 Программы внеурочной деятельности « Расчетно-конструкторское бюро » решает задачи изучения окружающего мира при помощи математических средств (выполнение расчетов, построение схем, чертежей и карт, конструирование моделей из бумаги и пластилина) «Что находится внутри Земли?» «Сколько соли в соленой воде?» «Как найти сокровища?» «Далеко ли до Солнца?» «Кто строит дома на воде?»
44 Программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края» связано с формированием основ практико- ориентированных знаний об окружающей ребенка природе, малой Родине.
45 Программы внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» обеспечивает экологическое воспитание путем интеграции различных областей знаний «Семицветная страна» (1 кл.) «Открываем мир природы» (2 кл.) «Экология – наука о доме» (3 кл.) «Экология+Экономика» (4 кл.) Интернет- ресурсы Значимость экологического воспитания
46 Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ
47 Письмо ДОиН Кемеровской области от /06 Разъяснения по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области
48 Нормативные и методические основы внеурочной деятельности Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции); ФГОС НОО (утверждены приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. 373) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. 1241); Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. 986); СанПиН – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. 189); Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. 2106).
49 Нормативные и методические основы внеурочной деятельности Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму МОиН Рф ) Письмо ДОиН Кемеровской области от /06 Положение об организации внеурочной деятельности (локальный акт ОУ) Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно- методическое пособие : в 3 ч./ авторы-составители В,Г. Черемисина, О.Б. Лысых, З.В. Крецан и др. ; под общ. ред. Н.Э. Касаткиной, Е.Л. Рудневой. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011
51 Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта 1.Устав образовательного учреждения. 2.Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. 3.Договор образовательного учреждения с учредителем. 4.Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений). 5.Положения о формах самоуправления образовательного учреждения. 6.Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей. 7.Положение о группе продленного дня (школе полного дня). 8.Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
52 Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта 10.Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей). 11.Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения. 12.Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг. 13.Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения. 14.Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например: 15.Положение об учебном кабинете. 16.Положение об информационно-библиотечном центре. 17.Положение о культурно-досуговом центре. 18.Положение о физкультурно-оздоровительном центре.
53 19. Положение о Совете (рабочей группе) по введению ФГОС ООО в ОУ. 20. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (при наличии). 21. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в ОУ. 22. План-график введения ФГОС ООО в ОУ. 23. План внеурочной деятельности+Программы внеурочной деятельности, как часть ООП 24. Трехсторонний договор, по форме, обозначенной на сайте ФГОС:
54 Анализ трудностей при организации ВУД в начальной школе 1.Документация на уровне ОУ (устав, должностные инструкции, положения, приказы по ОУ и др.) 2.Психолого-педагогическое сопровождение реализации внеурочной деятельности (перегрузка детей и педагогов) 3.Кадровое обеспечение занятий по внеурочной деятельности
55 Анализ трудностей при организации ВУД в начальной школе 4. Организация внеурочной деятельности на основании потребностей обучающихся и их родителей. Обратная связь. 5. Мониторинг качества организации и реализации внеурочной деятельности
56 Письмо ДОиН Кемеровской области от /06 2. Образовательное учреждение должно предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
57 Письмо ДОиН Кемеровской области от /06 4. Родители (законные представители) обучающегося имеют право выбрать перечень занятий внеурочной деятельностью для своего ребенка. Принуждение к посещению внеурочных занятий недопустимо!
58 Письмо ДОиН Кемеровской области от /06 5. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно- оценочных процедур. В этом случае могут использоваться разные технологии, в том числе и технология «Портфолио».
59 Письмо ДОиН Кемеровской области от /06 7. Администрация общеобразовательного учреждения должна вести разъяснительную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся, перешедших на федеральный государственный образовательный стандарт, о значении и важности внеурочной деятельности для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
60 Письмо ДОиН Кемеровской области от /06 8. Важно организовать постоянный мониторинг (обратную связь) внеурочной деятельности в целях предупреждения перегрузки и утомляемости обучающихся, повышения их мотивации к посещению занятий, а также осуществления контроля за качеством проведения внеурочных занятий.
61 Примерная структура Положения об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО Общие положение (цели, задачи) Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности Организация занятий внеурочной деятельности Требования к программам внеурочной деятельности Результаты внеурочной деятельности Права и обязанности участников образовательного процесса Финансирование внеурочной деятельности Мониторинг качества организации внеурочной деятельности Управление и контроль за реализацией внеурочной деятельности
62 Спасибо за внимание! Кафедра начального общего образования КРИПКиПРО каб. 203 раб. тел. 8(3842)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.