Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВероника Тихонова
1 Красноярский Государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Институт Специальной Педагогики Методы сурдопсихологии
2 Содержание Виды методов Наблюдение Эксперимент Виды эксперимента Анализ продуктов деятельности Метод тестов Анкетирование и беседа Метод сбора данных Вывод
3 Виды методов Основные психологический эксперимент наблюдение Вспомогательные анализа продуктов деятельности метод тестов анкетирование и беседа метод сбора данных Методы
4 Наблюдение (пассивный метод) Этот метод имеет большое значение, поскольку из-за ограничений контакта с испытуемым, обусловленных потерей слуха, никакой другой метод не может быть использован. Предметом наблюдения могут быть: внешние компоненты деятельности движения, перемещения; речевые акты, своеобразие мимики и пантомимики; внешние проявления вегетативных реакций (например, усиление потоотделения в какой-то ситуации). Нужно учитывать, что присутствие наблюдателя может менять поведение детей, нарушая его естественность. Для того чтобы этого не произошло, можно использовать : 1.регистрирующую аппаратуру (кино-, видеосъемку); 2.сделать присутствие наблюдателя привычным (при исследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста) или объяснить его какой-то приемлемой целью (подросткам или взрослым). Чтобы получить достаточный для выводов и обобщений материал, необходимо проводить длительные и систематические наблюдения за детьми в различных видах деятельности в игре, на уроках. Это позволит сопоставлять частные проявления наблюдаемых свойств с общей ситуацией психического развития ребенка.
5 Эксперимент (активный метод) Включает несколько этапов: 1.постановку цели, куда входит конкретизация гипотезы исследования; 2.планирование; 3.собственно проведение эксперимента; 4.анализ полученных результатов, включая проверку статистических гипотез; 5.формулирование выводов. Важные моменты которые следует учитывать при организации метода с детьми имеющими нарушения слуха: Необходимо обеспечить адекватное понимание инструкции (можно использовать жестовую речь, наглядность) Большое внимание надо уделять подбору сравниваемых групп испытуемых (время и степень нарушения слуха, причины потери слуха, данные об остаточном слухе, уровень развития словесной речи, виды речи, которыми он владеет, успеваемость и т.д) При сравнении особенностей психического развития глухих и нормально слышащих детей группы подбираются по принципу возрастного соответствия
6 Виды эксперимента 1. Лабораторный эксперимент- при котором обеспечивается строгий контроль изучаемых зависимых и независимых переменных. 2. Естественный эксперимент- разработанный А. Ф.Лазурским, который объединяет положительные черты наблюдения (естественность обстановки, привычную для детей деятельность, что позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения, преднамеренности ответов, часто возникающих при лабораторном эксперименте) и эксперимента (возможность целенаправленного воздействия на изучаемые параметры и фиксацию их изменения). 3. Психологический обучающий эксперимент- помощью этого вида эксперимента выявляется не столько состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. Основной методический принцип обучающего эксперимента заключается в отработке поэтапной, строго дозируемой помощи, которая оказывается ребенку при выполнении задания. Помощь варьируется по таким направлениям, как степень информативности, т. е. переход от общих указаний к более конкретным и подробным, и время оказания
7 Анализ продуктов деятельности При изучении особенностей психического развития глухих детей, на первое место по значению и частоте применения можно поставить именно этот метод. Он позволяет проследить и выделить затруднения и ошибки, способы преодоления трудностей, провести их соотношение на конечном и промежуточном этапах деятельности. Для этого необходимо знать условия, в которых протекала деятельность: являются ли полученные результаты случайными или типичными для данного ребенка подвергая анализу не единичные, а многие продукты деятельности. Важно выделить то, что ребенок делает по указаниям взрослых, и то, что он выполняет самостоятельно. Изучению подвергаются разные результаты различных видов деятельности: рисунки поделки аппликации сочинения.
8 Метод тестов Тестирование основывается на использовании стандартизированных заданий и вопросов, имеющих определенную шкалу значений. Это дает возможность математической обработки результатов и их последующего сравнения. Для тестирования глухих создаются: шкалы действия невербальные тесты. Шкалы действия сводятся к операциям с предметами, одна из наиболее известных шкала действия Артура которая включала такие известные тесты как: лабиринты Портеуса и кубики Коса. Невербальные тесты часто не требуют словесного общения экспериментатора с испытуемым, инструкции к ним даются в форме показа или жестами без участия устной или письменной речи. («Нарисуй человека»)
9 Анкетирование и беседа Возможности использования этих методов при изучении лиц с нарушениями слуха достаточно ограниченна, поскольку они связаны с получением информации на основе словесного устного или письменного общения. Однако у детей, имеющих нарушения слуха, метод беседы позволяет судить об уровне развития устной речи и о ее особенностях. С возрастом и повышением уровня развития речи становится возможным и более широкое использование метода беседы.
10 Метод сбора данных Включает следующие показатели: Характеристика семьи ребенка (состав семьи, возраст, образование, здоровье (наличие хронических болезней), есть ли в семье и среди родственников лица с нарушенным слухом. Сведения о беременности матери. Сведения о всех болезнях, перенесенных ребенком (сведения о том, когда впервые был поставлен диагноз о нарушении слуха у ребенка; показатели его первой аудиограммы; отмечалось ли дальнейшее снижение слуха ) Данные о психофизическом развитии ребенка Данные об общем и специальном воспитании и обучении ребенка (когда началось специализированное воспитание и обучение сурдопедагогами)
11 Вывод При оптимальном сочетании методов психологического изучения детей и взрослых с нарушениями слуха удается получить данные, позволяющие охарактеризовать специфические закономерности их психического развития.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.