Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГеннадий Чажегов
1 Психолого - педагогическое сопровождение в период итоговой аттестации МКУ «Центр диагностики и консультирования» г.Сургут, 2014
2 Любой экзамен - испытание, которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональным напряжением. Именно это состояние и называют экзаменационным стрессом. Существуют два основных варианта реакции на него. Первый - активизация, мобилизация, концентрация всех усилий. В этом случае сохраняется способность спокойно и адекватно оценивать вопросы и задания, соотносить их со своими знаниями, а также объективно относиться к возникающим трудностям. Для второго варианта характерны растерянность, страх неудачи, паника. Тогда теряется способность адекватно реагировать, и хорошо сдать экзамены сложно даже тем, кто знает материал. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год.
3 Направления психолого - педагогического сопровождения Психологическая подготовка выпускников к экзаменам. Обучение педагогов стратегии поддержки учащихся в период подготовки и сдачи ЕГЭ. Ознакомление родителей со способами психологической поддержки учащихся.
4 Основные факторы, вызывающие или усиливающие экзаменационный стресс негативный настрой ; ситуации неопределенности и ограничения времени ; сомнения в полноте и прочности знаний, в собственных способностях - логическом мышлении, умении анализировать ; индивидуальные особенности организации деятельности, присущие каждому отдельному ребенку, например медленный темп, длительное врабатывание, трудности планирования ; психофизиологические качества : повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, сложности концентрации и переключения внимания, низкая стрессоустойчивость ; индивидуальные особенности нервной системы, физическое и интеллектуальное перенапряжение ; груз ответственности перед родителями и школой.
5 Как педагог может снизить влияние этих факторов Создание атмосферы неудачи - основная ошибка педагогов при подготовке к экзаменам. " Времени совсем не осталось ", " Не готовы !...", " Не сдадите...", " С такими знаниями рассчитывать не на что " - многократное повторение подобных фраз, тактика запугивания, помноженная на собственное волнение ребенка, повышают тревожность, формируют негативную установку. Задача педагога - сделать все, чтобы снизить волнение и страх неудачи. Безоценочное проведение пробных ЕГЭ для " проигрывания " процедуры с анализом возникающих проблем и трудных ситуаций позволит определить индивидуальную тактику подготовки и поведения на экзамене. Такой разбор должен быть спокойным, не усиливать волнение и страх неудачи.
6 Правильно организованные пробные экзамены позволят снять неопределенность, научить детей использовать индивидуальные особенности организации деятельности, сформировать навыки работы с тестовыми заданиями, позитивную установку. Обучение школьников навыкам эффективной работы с информацией и простейшим приемам аутотренинга поможет устранить сомнения в собственных силах и способностях. Одна из главных причин неудачи на экзаменах - физическое и психологическое перенапряжение из - за нерациональной организации подготовки в течение длительного времени. Педагог и школьный психолог должны помочь каждому ученику правильно распределить нагрузку, установить режим занятий и отдыха, обратить внимание на значение здорового питания.
7 Рекомендации для педагогов : сосредотачивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки ; помогайте подростку поверить в себя и свои способности ; помогайте избежать ошибок ; поддерживайте выпускника при неудачах ; подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена ; приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку ; учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.
8 Не используйте в общении с учащимися : Угрозы (« Если ты не прекратишь...»). Это может вызвать сопротивление, привести к вспышкам раздражения с их стороны. Выйдя из - под вашего контроля, ситуация может вылиться в конфликт. Если выпускник вызывает у вас своим поведением отрицательные эмоции, сообщите ему об этом. Не стоит подавлять гнев, сохранять спокойствие при сильном волнении. Через некоторое время чувство, как правило, прорывается и облекается в резкие слова или действия. Скажите о своих чувствах учащемуся, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, о его поведении. Критику (« Сколько раз уже говорили...», « Слушать надо было...»). Такие высказывания негативно влияют на состояние того, к кому обращаются. Под влиянием высказываний такого рода учащийся будет окончательно выбит из равновесия, может перестать думать и выполнять задания. Будьте готовы к тому, что всегда могут возникнуть вопросы, на которые придется дать ответ несколько раз : многие выпускники просто не слышат ответов, которые вы даете другим учащимся, или в силу разных причин пропустили то, что вы говорили для всех.
9 Мораль, нравоучения, проповеди (« Ты обязан вести себя как подобает »). Обычно из таких фраз учащиеся не узнают ничего нового. Ничего не изменится оттого, что они услышат это в сто первый раз. Если вы хотите напомнить правило поведения, то предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать : « В ситуации сдачи экзамена разговаривать нельзя ». Высмеивание (« Не будь лапшой...», « Что за тупица...»). Это лучший способ помочь учащемуся разувериться в своих силах. Такими высказываниями вы продемонстрируете лишь уход от разговора. Старайтесь контролировать свои высказывания и не использовать подобные фразы в разговоре с учащимися. Уговоры (« Успокойся, это неважно »). Подобные высказывания нисколько не поддерживают учащегося. Они говорят лишь о том, что вы хотите, чтобы учащийся перестал испытывать те чувства, которые он испытывает в данный момент. Лучше озвучить чувства учащегося : « Я понимаю тебя, ты тревожишься ( переживаешь, расстроен...)» и предложить ему вспомнить любой приемлемый для него способ снятия эмоционального напряжения.
10 Психолого - педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы : определить, по каким предметам у подростков дольше всего ( или даже до последнего времени ) сохранялась мотивация учения ; немедленно начать моделировать детям ситуации успеха по этим предметам ( даже если они и не входят в ЕГЭ ), стимулировать учеников на этих уроках ; после повышения у подростков этим способом мотивации учения ( требуется 1-3 месяца ) дальше им и их родителям можно рекомендовать дополнительные занятия по предметам ЕГЭ, даже если по ним мотивация была давно утрачена ; обсуждение с подростком, какие позитивные смыслы может иметь для него интенсивная подготовка к ЕГЭ : поддержание самоуважения, соревнование с другими, подготовка в техникум или вуз, другое ; ежедневный совместный контроль успешности подготовки ; непрерывное, совместное с подростком, планирование достижений в учебе и мотивация стремления к ним ; формирование у подростка собственного образа успешного будущего (« Я успешный ») и интереса к нему.
11 Что делать, если у ребенка нет шансов сдать ЕГЭ ? Речь идет о тех подростках, у которых нет шансов восстановить способность к успешной учебе за полгода в течение 11- го класса. Наилучшая помощь в этой ситуации – ориентировать подростка и его родителей на реальную оценку ситуации и на реализацию имеющихся возможностей ребенка : принять план на учебу в учреждении начального профессионального образования. Ключевой становится психологическая работа : изучить все самостоятельные деятельности и хобби ребенка и определить, в каких сферах жизнедеятельности они были, которые и подсказывают выбор профессии. Провести психодиагностику профориентационными тестами ; обсудить с подростком результаты. Помочь подростку выбрать профессии наиболее престижные и устойчивые (« непотопляемые ») на рынке труда. Мотивирование родителей на принятие ребенка и на помощь ему в достижении им успеха в начальном профессиональном образовании.
12 ЕГЭ и дети с ОВЗ К участникам с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и ( или ) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно - двигательного аппарата и другие. Выпускники XI (XII) классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний – это может быть единый государственный экзамен либо государственный выпускной экзамен. Существуют специальные правила организации ЕГЭ для выпускников 11 классов с ограниченными возможностями здоровья.
13 Условия организации и проведения ЕГЭ для учащихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников. Для определения необходимых условий проведения ЕГЭ выпускник с ОВЗ при подаче заявления на участие в ЕГЭ должен предоставить один из следующих документов : заключение психолого - медико - педагогической комиссии ( копия ); справку об установлении инвалидности, выданную федеральным государственным учреждением медико - социальной экспертизы ( оригинал ). Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников ЕГЭ с ОВЗ не должно превышать 12 человек. Время экзамена увеличивается на 1,5 часа. ( Официальный информационный портал Единого государственного экзамена )
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.