Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВера Шагаева
1 "Трагедия и самоотверженность "маленького человека" (по рассказу И.А. Бунина "Сверчок")
2 Критик В.Г. Белинский считал, что ценность художественного произведения определяется "еще и тем, как и насколько совершенно в нем выражены человеческие характеры".
3 Словарная работа Трагедия - потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье. Самоотверженность - способность жертвовать своими интересами ради других, ради общего блага, геройство, благородство. "Маленький человек" - обозначение в литературе довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. Поэтому "М.ч." часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, а развитие сюжета строится главным образом как история какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья).
4 Шорник - специалист по изделиям, относящимся к ременной упряжи и некоторым другим изделиям из кожи. Введение во храм Богородицы - религиозный христианский праздник (4 декабря). На закорки (разг.) - на плечи и на верхнюю часть спины. Сермяга (перен.) - бедность крестьянского быта.
5 Из каких смысловых частей состоит рассказ "Сверчок"? (В первой фразе говорится, что рассказ этот об истории шорника Сверчка; описание природы; описание помещения, где работал шорник; описание рассказчика и его слушателей; история Сверчка, рассказанная им самим.)
6 В чем смысл такой композиции? (Подробное описание комнаты, где работают шорники, их манеры трудиться, их внешнего вида (особенно главного героя) таково, что история Сверчка, следующая далее, кажется неожиданной. Цель автора - создать впечатление обыденности, может быть, даже приземлённости, фигуры рассказчика. Далее сам герой рассказывает свою историю. Писатель использует форму монолога-исповеди героя. Этот приём придаёт достоверность повествованию, усиливает драматизм событий, позволяет автору наиболее полно и ярко раскрыть характер героя.)
7 Какими подробностями (зрительными, слуховыми) в описании природы во вступительной части произведения писатель как бы подготавливает рассказ Сверчка о трагедии с сыном? ("Ноябрь стоял тёмный и грязный"; "зима всё не налаживалась"; "несло непроглядной мокрой вьюгой"; "на четырёх стёклах сверкал и резко белел мелкий мокрый снег"; "шум ветра, потрясавшего порой весь флигель". Создаётся впечатление настороженности, неуютности.)
8 В каком помещении жили шорники? Какова роль этого описания? (Описание обстановки "простой и низкой конторы" подчёркивает обыденность, даже приземлённость происходящего.)
9 Каков смысл прозвища "Сверчок"? Вспомните, по какой художественной детали мы можем определить, что представляет из себя герой произведения, каков его внутренний мир, отношение автора к этому герою? (По описанию внешности персонажа, портретной характеристике. Портрет - изображение внешности в литературном произведении.)
10 Сверчок показан в сопоставлении с другим героем, шорником Василием. Как автор описывает внешность, манеру трудиться Василия, Сверчка? Что же за человек Сверчок? Подберите эпитеты, при помощи которых можно охарактеризовать героя. (Слабый, жалкий, некрасивый, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, смирный.) Почему писатель показывает Сверчка в сопоставлении с Василием?
11 Каково авторское отношение к герою? (В первой части рассказа Сверчок предстаёт перед нами в сопоставлении с другим шорником, Василием. Рядом с сильным, уверенным в себе, ловко и талантливо работающим Василием показан маленький, лысый, разбитый, неказистый, шепелявящий Сверчок, с напряжением прокалывающий дырки в коже. Писатель добавляет, что у Сверчка было "старческо-детское дыхание", "по- детски темны были его чёрные глазки, похожие на маслинки", "по- детски всхлипывал, подтирал свой повисший носик, на конце которого всё держалась светлая капелька". Хотя здесь нет прямой авторской характеристики, мы можем сделать вывод, что автор сочувствует, сопереживает своему герою. Используя уменьшительно- ласкательные суффиксы, сравнения (сравнивает с ребёнком), писатель показывает беспомощность Сверчка, его незащищённость и в то же время открытость.)
12 1) "вздохнув", "неловко и с трудом воткнул шило", "сказал с грустным добродушием" 2) "кротко улыбнулся", "мельком, старчески-строго глянул" 3) "ласково сказал, всхлипнув", "грустно замолчал" 4) "продолжал увереннее", "острее почувствовав свое уже давно ставшее привычным горе" 5) "слегка вскрикнул на последних словах", "вдруг заморгав, исказив и брови, и губы, и задрожавшую челюсть, стал торопливо искать кисет", "вертя прыгающими руками цигарку и роняя слезы", "заговорил повышенным тоном" 6) "вдруг опять звонко сказал, искажая брови", "сказал упавшим голосом", "заплакал", "стал пристально смотреть красными глазами в одну точку"
13 Какова роль авторских ремарок? (Передать сложные душевные волнения, переживания человека, переносящего невзгоды, через внешние, подчас еле заметные проявления: жест, мимику, короткое слово.) Как нарастают чувства в душе героя? Какую историю поведал Сверчок?
14 В каких строчках выражен протест Сверчка против гибели сына? В какой форме он передан? Протест Сверчка против гибели сына передан в форме сниженной разговорной речи. "И когда уже кончился он, смолк совсем, отяжелел, оледенел, я его, мужчину этакого, на закорки навалил, под ноги подхватил - и попёр целиком. Нет, думаю, стой, нет, шалишь, не отдам, - мёртвого буду сто ночей таскать!")
15 Как сам Сверчок относится к своей трагедии? (Сверчок просто и буднично относится к своей трагедии. Он даже не осознаёт её. Он вновь переживает гибель сына, а о себе, о том, что было после гибели сына, говорит мало и как бы неохотно (отвечает на вопросы кухарки)
16 В чем видит автор внутреннюю красоту Сверчка? (Внутренняя красота Сверчка проявляется не только в том, как он пытается самоотверженно спасти своего сына, но и в оценке своего поведения, прозвучавшей в последней реплике Сверчка ("Не до того было, матушка:"), в его добром сердце, не ожесточившемся после трагедии.)
17 Обратимся к высказыванию критика Ю. Айхенвальда: "У Бунина трагедия одета в сермягу, оттого не сразу разглядишь её красоту, но эта красота несомненна: Рассказ Сверчка о том, как замерзал сын, обнаруживает в нём светлые глубины морального героизма:". Как соотносится высказывание критика Ю. Айхенвальда с рассказом И.А. Бунина "Сверчок"?
18 Каково ваше отношение к Сверчку?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.