Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВадим Фадеев
1 Тема методологического семинара: «Стратегия, тактика, векторы развития и теоретические основания построения системы образовательного консалтинга» Доклад: « Консультирование как область педагогического знания и образовательной деятельности» Саханский Н.Б., доктор педагогических наук, профессор, Институт управления образованием РАО
2 Термин консалтинг происходит от английского «consulting» и немецкого «consulting», которые, в свою очередь, произошли от латинского «consultation», что означает «консультация», «совет», «советоваться», «советующий» «приходить на помощь». Консалтинг – это вид интеллектуальной деятельности по предоставлению различных интеллектуальных услуг в различных сферах деятельности в виде консультаций.
3 Консультант – это человек, дающий советы специалистам, оказывающий дополнительную помощь. Обращаясь за помощью к консультанту, этот «кто-то» становится клиентом, или в более широком понимании - клиентской системой или базой. Клиентской системой могут быть: отдельный человек; группа, объединенная сложными межличностными связями; отдел, центр, команда и прочие структурные единицы предприятия или учреждения; организационная система в целом, например агентство, образовательное учреждение, курсы повышения квалификации, орган управления образованием, ассоциация; межорганизационная система, например, некоторое сообщество людей, регион, международная система. Консультирование представляет собой особым образом организованное взаимодействие между консультантом и клиентом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста или организации в целом.
4 Консультирование - процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые временно будут в роли его клиентов. Задача консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность исследовать, обнаружить и прояснить источники и пути улучшения самочувствия и плодотворного разрешения проблем. (Британская ассоциация консультирования) Консультирование это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем…(Х.Бурке и Б.Стеффлре. )
5 Педагогическое консультирование может рассматриваться как область педагогического знания, граница которой очерчивается следующими объектами исследования: во-первых, сопровождение учащегося в образовательном процессе и оказание ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и личностным развитием в целом; во-вторых, оказание консультационных услуг различным субъектам социума, участвующим в образовательной деятельности (родители учащихся, различные группы населения, потребители образовательных услуг); в-третьих, научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогического персонала, в том числе консультирование по проблемам организационного, экономического, юридического, управленческого развития образовательного учреждения.
6 Консультационные услуги управленческого характера имеют цель охватить все основные стороны деятельности образовательного учреждения Цели консультирования общепедагогического характера носят менее интегрированный характер и связаны только с совершенствованием образовательного процесса, оказание консультантом услуги по передаче клиентам знаний и опыта посредством процедуры их обучения, направленной на преодоление фактических и предполагаемых трудностей в деятельности клиентов и оптимизацию этой деятельности.
7 Выбор субъекта консультирования, иными словами консультанта, определяется несколькими факторами: личностными особенностями консультанта (коммуникабельность, способность к эмпатии и оценочно-аналитической деятельности, готовность к сотрудничеству). спецификой объекта консультирования (учащийся, семья, преподаватель или менеджер образования и т.д.); уровнем профессиональной подготовки и компетенцией привлекаемого специалиста, имеющимся у него опытом консультационной деятельности; характером анализируемой проблемной ситуации, вызвавшей необходимость консультационной помощи;
8 В качестве субъектов консультирования могут выступать: для учащегося и его родителей педагоги и воспитатели, ад министрация образовательного учреждения, педагоги-психологи и специалисты консультационных служб; для педагогического персонала преподаватели и сотрудники образовательных учреждений высшего профессионального образования, являющиеся научными руководителями и экспертами - консультантами, работники институтов повышения квалификации и методических отделов и служб, специалисты консалтинговых центров; для управленческого персонала представители органов управления образованием, сотрудники консалтинговых служб и агентств, профессора и доценты кафедр управления, коучи.
9 Двойственная природа педагогического консультирования с одной стороны, консультирование является одной из функций педагогической деятельности в целом (субъектом являются педагоги, воспитатели, администрация образовательного учреждения, а также, в известной степени, специалисты органов надзора и контроля в сфере образования), а с другой специфическим видом профессиональной деятельности отдельных специалистов (субъектами являются педагоги-консультанты, методисты, модераторы).
10 Характеристики процесса консультирования, сформулированные Р. Кочюнасом Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. Консультирование помогает обучаться новому поведению. Консультирование способствует развитию личности. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом.
11 Принципы консультационного взаимодействия добровольность равноправие вариативность целостность профессиональной этики независимость конфиденциальность кооперации
12 Консультационная услуга Консультация, имеющая нормативную правовую основу (устное или письменное соглашение контракт клиента с консультантом)
13 Виды консультационных услуг диагностические экспертные инструктивно-методические информационные корректирующие формирующие социально-педагогические внедренческие
14 Оказание консультационных услуг может быть связано и с функционированием, и с развитием образовательного учреждения как организации. В первом случае консультирование носит ситуативный (тактический) характер, т. е. представляет собой оперативное реагирование консультанта на проблемы, возникающие в текущей деятельности организации и ее персонала. Во втором случае речь идет о стратегическом консультировании, имеющем прогностический и опережающий характер. Такое консультирование может использоваться как в узком, так и в широком смысле этого слова. В узком смысле оно означает последовательное и систематическое проведение консультаций, оказание консультационных услуг. В широком смысле консультирование включает также модерирование групповой работы, проведение индивидуальной и групповой супервизии, осуществление наставничества, коучинг.
15 Модерирование (модерация) технология педагогического консультирования, направленная на организацию структурированной коммуникации в группе с целью обсуждения и принятия оптимального решения проблемы. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих клиента к принятию самостоятельного решения за счет реализации внутренних возможностей. Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала клиента. Оно не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным. При этом индивидуально значимое становится коллективно значимым. Функция модератора помочь обучаемому специалисту «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Субъектом модерирования является модератор, который выступает в качестве организатора групповой коммуникации и обладает знаниями техник, методов и приемов групповой работы. Модератор необязательно должен быть высококвалифицированным специалистом в конкретной области профессиональной деятельности, он авторитет процесса, а не содержания. Исходя из этого, модератор должен обладать высоким уровнем социальной компетенции, чтобы легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать процесс межличностного взаимодействия, ориентироваться в нем и управлять им.
16 Супервизия во-первых, профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку; во-вторых, способ формирования продуктивных отношений для субъектов профессионального и межличностного взаимодействия, а также создания для них психологически комфортных условий. Субъектом супервизии является супервизор специалист, обладающий дополнительными квалификациями, которые позволяют ему проводить индивидуальное и групповое консультирование клиентов, обеспечивающее их творческую самореализацию, а также осуществлять консультирование других специалистов с учетом специфики их деятельности.
17 Наставничество форма консультационной помощи молодому специалисту более опытным работником непосредственно на рабочем месте. Важной особенностью наставнических отношений, которая в первую очередь и отличает их от других форм сопровождения, является то, что они носят, как правило, более неформальный и личностный характер, позволяющий передавать не только самые тонкие нюансы профессионального мастерства, но и решать сложные задачи индивидуально-психологической адаптации начинающего педагога к требованиям профессиональной среды.
18 Характерные признаки наставничества Ему свойственна гибкость. Наставничество не связано какими-либо жесткими формами и методами. Оно реализуется в различных ситуациях и самыми различными путями. Чтобы оно состоялось, необходимо наличие хотя бы двух человек, один из которых готов оказывать поддержку и осуществлять обучение, а другой принимать помощь и учиться. Деятельность наставника может быть включена в контекст обычной профессиональной деятельности либо осуществляться вне ее. Наставнические отношения необязательно должны быть замкнутыми на работе. Оно предполагает индивидуальную поддержку. Отношения, складывающиеся в наставничестве, всегда имеют в виду индивидуальные потребности и интересы обучаемого. Оно охватывает не только познавательные, но и ценностно- эмоциональные процессы. Наставничество затрагивает различные компоненты и стороны личности. Значительное внимание при этом уделяется ценностям и мотивам того, кому оказывается поддержка. Для него характерна обратная связь. Анализ и учет информации, идущей от обучаемого, создают необходимые предпосылки для продуктивного взаимодействия в рамках отношений «наставник обучаемый» и могут дополняться другими формами и методами сопровождения персонала. Наставничество не исключает, а, напротив, предполагает использование иных видов поддержки, которые расширяют его возможности. Такое соединение обеспечивает эффект кооперации различных способов сопровождения.
19 Коучинг отдельное направление в консультировании, имеющее свои методы работы, свои технологии, которые общепризнанно высоко эффективны для решения большинства задач. является эффективной технологией развития и мотивации персонала в управлении.
20 Выводы педагогическое консультирование может рассматриваться как область педагогического знания, имеющая свои цель, задачи, функции, субъект, объект, принципы, предъявляющие требования к консультантам, их профессиональным компетенциям и личностным качествам, виды, формы и особенности. Педагогическое консультирование представляет собой взаимосвязанную деятельность консультанта и клиента, направленную на диагностику и решение проблемной ситуации, с которой столкнулся объект консультирования. Консультирование является целенаправленным процессом, оно рассчитано на относительно продолжительное время и имеет ряд последовательных этапов. Процесс педагогического консультирования включает ряд консультаций действий профессионального консультанта, направленных на решение конкретных проблем клиента и имеющих определенную смысловую и временную завершенность. Педагогические консультации могут быть как разовыми, эпизодическими, так и выстроенными в определенную систему. Система консультаций по своей логике отражает основные этапы процесса консультирования. Консультация, имеющая нормативную правовую основу (устное или письменное соглашение контракт клиента с консультантом), представляет собой консультационную услугу. Оказание педагогических консультационных услуг может быть связано и с функционированием, и с развитием образовательного учреждения как организации. В первом случае консультирование носит ситуативный (тактический) характер, т. е. представляет собой оперативное реагирование консультанта на проблемы, возникающие в текущей деятельности организации, ее персонала. Во втором случае речь идет о стратегическом консультировании, имеющем прогностический и опережающий характер. Такое консультирование может использоваться как в узком, так и в широком смысле этого слова. В узком смысле оно означает последовательное и систематическое проведение консультаций, оказание консультационных услуг. В широком смысле консультирование включает также модерирование групповой работы, проведение индивидуальной и групповой супервизии, осуществление наставничества. Активация всех направлений модернизации российского образования породила востребованность консультационных услуг на всех уровнях. Консультационные услуги в области образования связаны с влиянием актуальных инновационных проектов на консультационный «продукт». Консалтинговая деятельность, основанная на оказании интеллектуальных услуг в инновационном развитии профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров, является сегодня фактором повышения их эффективности и как следствие конкурентоспособности. Процессы модернизации порождают живую инновационную практику, которая остается зачастую недостаточно обобщенной и нормативно закрепленной, что напрямую влияет как на отбор содержания консультаций, так и на отбор специалистов, способных выполнять функцию консультантов. Все это свидетельствует о необходимости повышения качества консультационных услуг, оказываемых в образовании, подготовки профессиональных консультантов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.