Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПотап Бухаров
1 Тема: Рынок чистой монополии 1. Специфика рынка чистой монополии, виды монополии. 2. Максимизация прибыли и минимизация убытков предприятия-монополиста в краткосрочном периоде. 3. Максимизация прибыли и минимизация убытков предприятия-монополиста в долговременном периоде. 4. Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии. 5. Естественная монополия: понятие, признаки. Антимонопольная политика.
2 Характерными чертами рынка чистой монополии являются: 1)В отрасли господствует одна фирма; 2) продукт фирмы является уникальным, у него нет близких заменителей; 1. Специфика рынка чистой монополии, виды монополии.
3 3) влияние на уровень рыночной цены и на поведение конкурентов практически не ограничено; 4)вхождение в отрасль конкурентов сдерживается барьерами; 5) нет необходимости в проведении неценовой конкуренции (рекламы продукции, торгового знака и торговой марки).
4 Почему одна фирма господствует в отрасли? Выделяют три типа обстоятельств, приводящих к этому: 1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патентная защита, институт авторских прав).
5 2. Естественная монополия. Это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм будет не эффективным по масштабу производства.
6 В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок к такому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства.
7 С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальным природными ресурсами.
8 3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится естественным поставщиком данного товара, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В данной ситуации чаще всего оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Конкуренты у данных фирм появляются позже.
9 Различают также простую монополию. Это монополия, которая в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям.
10 2. Максимизация прибыли и минимизация убытков предприятия-монополиста в краткосрочном периоде. Краткосрочный период характеризуется тем, что фирма не может изменить производственные мощности. Однако она может: 1) увеличить степень загрузки данных производственных мощностей;
11 2) Улучшить свою деятельность за счет выбора оптимальных комбинаций материалов, труда, которые она имеет. Несмотря на то, что чистая монополия может влиять на цену своего товара, анализ максимизации прибыли такой же как в монополистической конкуренции.
12 Рассмотрим ситуацию на примере концертов популярного оперного певца. Данные собраны в табл. 1. В примере постоянные издержки определяются в 1ОО тыс.долл., и их наша "звезда" обязана уплатить в любом случае (даже если не будет выступлений вообще).
13 Таблица 1. Издержки и определение количества продукции, максимизирующей прибыль монополиста Цена Выпуск (Числопред ставле ний в год) Совокупные издержки за год Средние издержки на ед. продукции Предельн ые издержки (МС) Предель ный доход (МR ) Предельн ая прибыль (МR- МС) Общая прибыль Бол 1 млн
14 В примере постоянные издержки определяются в 1ОО тыс.долл. Как видно из таблицы, после первого концерта предельный доход падает ниже цены, т.к. необходимо снижать запланированную цену, чтобы дать большее число концертов. Вместе с ростом числа представлений увеличиваются и совокупные издержки.
15 Однако, до тех пор, пока предельный доход превышает предельные затраты на представление, прибыль увеличивается. Прибыль начинает уменьшаться при ситуации, когда предельные издержки превысят предельный доход.
16 Как видно из табл.1, если дается более трех концертов в год, то предельные издержки будут превышать предельный доход. Равновесная цена за концерт будет равна 8ОО тыс.долл. Объем равновесного выпуска (число концертов) равен 3. Прибыль при этой цене равна 850 тыс.долл. в год, а предельные издержки равны 55О тыс.долл.
17 Таким образом, предельные издержки практически сравнялись с предельным доходом (6ОО тыс.долл). Другой вывод из рассмотренной ситуации: предельный доход при чистой монополии меньше цены (6ОО тыс.< 8ОО тыс.).
18 Рис.1. График краткосрочного равновесия чистой монополии Цена и себестоимость
19 Максимизирующий прибыль объем производства обозначен как Qм. Единственная цена, при которой Qм может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси выпуска до кривой спроса, а затем, под прямым углом, до вертикальной оси.
20 Найденная цена есть Рм. При этой цене и величине выпуска Qм монополист получает на единицу товара прибыль (Рм - АСм). Общая экономическая прибыль равна: (Рм - АСм) * QM. В нашем примере это: (80О ООО ) * 3 = 850 ООО долл.
21 3. Максимизация прибыли и минимизация убытков предприятия-монополиста в долговременном периоде. В долговременном периоде даже чистый монополист должен учитывать возможное проникновение конкурентов.
22 В долговременном периоде максимизирующая прибыль чистая монополия расширяет свои операции до того момента, пока не достигнет объема продукции, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = LRMC).
23 Если монополист в такой ситуации установит цену, которая позволит ему получать экономическую прибыль, то нужно предположить, что он заблокирует вход на данный рынок всех других продавцов.
24 Кривая, изображающая изменение средних совокупных издержек (АС) теперь будет рассматриваться как кривая долгосрочных средних издержек фирмы (LRAC). Кривая предельных издержек (МС) будет соответствовать кривой долгосрочных предельных издержек (LRMC).
25 Долгосрочное равновесие достигается при таком уровне выпуска, когда LRMC равны долгосрочному предельному доходу (MR). Рассмотрим подробнее особенности поведения монополиста в долговременном периоде.
26 В случае, когда уровень спроса соответствует MR = LRMC, в точке, где LRMC = LRAC. В этом случае фирма определяет объем производства, соответствующий минимальным долгосрочным издержкам LRACmin.
27 Кривую долгосрочных средних затрат монополиста обозначим как АС1 при долгосрочном равновесии. В связи с этим монополия добивается использования всей возможной отдачи от масштаба производства.
28 Однако монопольная цена Рм превышает LRACmin и LRMC. Из этого следует, что потребители не получат всех преимуществ от низких средних издержек монополиста, т.к. он из-за отсутствия конкуренции может установить цену на уровне, выше LRACmin. Это видно на рисунке 2.
29 Рис. 2. График долгосрочного равновесия на рынке чистой монополии
30 Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных.
31 Монополист, максимизирующий прибыль, всегда выберет такой объем выпуска, при котором спрос является эластичным.
32 4. Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии. Монополия может быть сама заинтересована в увеличении выпуска продукции или оказания услуг, если она проводит политику ценовой дискриминации.
33 Ценовая дискриминация это практика установления разных цен на один и тот же продукт, не оправданная различиями в издержках.
34 Различают три степени ценовой дискриминации: 1-я степень совершенная дискриминация состоит в том, что покупателям устанавливается своя цена, которую они могли бы заплатить за каждую единицу. Происходит изъятие потребительского излишка в пользу монополиста;
35 2-я степень различные цены устанавливаются на каждую партию продукции. Она осуществляется в виде ценового дисконта или скидок с цены партии товара; 3-я степень дифференциация рынков, на каждом из которых устанавливается своя цена реализации.
36 5. Естественная монополия: понятие, признаки. Антимонопольная политика.
37 Антимонопольное законодательство. Большая часть предприятий действует в условиях несовершенной конкуренции. Государства посредством антитрестовского законодательства стремятся поддержать конкуренцию. Первый антитрестовский закон был принят в США в 1890 г. по инициативе сенатора Шермана.
38 Закон объявлял недействительными договоры, объединения и соглашения, ограничивающие торговлю и формирующие монополию. Судебная практика стала считать монополистом всякую фирму, артель или трест, которые продавали на рынке свыше 50% того или иного товара.
39 В России основным фактором, под воздействием которого формировалась антимонопольная политика, является открытие экономики для иностранной конкуренции и установление единого курса рубля по отношению к доллару.
40 Закон РФ "О конкуренции" предусматривает дополнительные меры противодействия антиконкурентной практике предпринимательских фирм, в частности, признаются незаконными такие действия:
41 - изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение производства товаров с целью создания искусственного дефицита; - соглашения о территориальном делении рынков или делении рынков по потребителям, а также установление квот на производство и реализацию товаров;
42 - предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен; - приобретение фирмой акций предприятий выпускающих аналогичные товары, если она уже выпускает 30% таких товаров. Однако, не будут преследоваться экспортные картели, создаваемые для совместного выступления на мировом рынке.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.