Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемБорис Евлашов
1 мнемотехника «Прежде всего следует следует тщательно упражнять память у детей, потому что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому что память о прошедшем делает нас умнее для будущего» (Плутарх) Бакланова Оксана Анатольевна Воспитатель МДОУ д/с 15 «Золотая рыбка» первой квалификационной категории
2 Мнемотехника – это система различных приемов усвоения материалов (техника запоминания). Цель – развитие памяти: слуховой, двигательной, зрительной; воображения… Задачи: развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность; учить детей выделять существенные признаки предметов, упражнять в нахождении ассоциаций; стимулировать творческую активность
3 Использование мнемотехники позволяет решить: задачи на развитие познавательных способностей; задачи на развитие основных психических процессов; задачи на развитие связной речи, учить составлять рассказы; воспитание нравственно-эстетических чувств
4 Базовые понятия мнемотехники ( по В. Козаренко) От частей к целому ( основной принцип мнемотехники ) Естественные ассоциации Искусственные ассоциации Навык запоминания Образы, как инструмент для запоминания (крупные, объемные, цветные, детальные) а) опорные образы б) ассоциации-комбинации Закрепление в памяти (метод активного повторения)
5 Примерная схема повторения: Первое припоминание - через мин. Второе – через 3 часа после последнего. Третье – через 6 часов после последнего. Четвертое – на следующий день, утром. После такого закрепления связей, они могут быть сохранены в мозге около полутора месяцев. Мнемоническое повторение осуществляется не для запоминания, а для закрепления информации в мозге.
6 Мнемотаблицы 1. Используется одна тема. 2. Недвусмысленность. 3. Новизна. (начинаем с таблицы из 9 клеток, затем – 12,15,18) Этапы работы с таблицей Знакомство с мнемотаблицей (работать можно в любом направлении) Повторное рассмотрение (или составление рассказа) Самостоятельное изучение таблицы (некоторое время таблицы остаются на виду) Этап закрепления – этап закрепления пройденного материала. На одном занятии можно использовать 1-2 таблицы.
7 О чем стоит помнить, приступая к занятиям по развитию памяти? (Г.Е. Акимова) У ребенка должен быть положительный эмоциональный настрой по отношению к занятиям. Включайтесь в игру вместе с ребенком. Ребенку нужно дать возможность видеть свое продвижение, свой рост. Постоянно, от занятия к занятию. Придумайте вместе с ним систему оценивания и сравнения результатов. Занятия должны нести системный характер. Соблюдайте правила: - постепенный переход от простого к сложному; - попробовав вместе с ребенком один из приемов запоминания, в следующих занятиях постарайтесь добиться полного его закрепления; - параллельно с усвоением мнемотехнического приема показывайте ребенку, как можно эту технику использовать в учебной работе и жизни. С дошкольниками 5-6 лет занятие может длиться мин.
8 Упражнения: Клубок ассоциаций Что может быть желтым? Вспомни пару Кому нужно зеркало? Открытка плюс слово Открытка плюс действие Открытка плюс имя Живые знаки
9 Тренировка слуховой памяти Действуй по инструкции Магнитофон Слушаем и звучим Узнаешь звук? Сколько раз услышим звук? Воздушное письмо На ком прервется? Сочиняем сказку, или волшебный сундучок? Угадай предмет?
10 Тренировка зрительной памяти Непрерывное созерцание Что изменилось? Найди такой же предмет? Тренируем фото память Упражнения для тренировки зрительной памяти тесно переплетаются с развитием способности к концентрации и распределения внимания, а также с развитием наблюдательности.
11 Как определить индивидуальные особенности памяти ребенка Определение кратковременной и долговременной памяти Методика «10 картинок» Подобрать 10 картинок с предметами, знакомыми ребенку. Поочередно покажите их ребенку – каждую в течение 1-2 сек. Затем спросите его, что он запомнил ( в любом порядке). Норма – 4-6 картинок. Теперь покажите картинки, которые выпали из памяти ребенка. Через 10 минут попросите его вспомнить все картинки, которые он видел (изображения не показываются) и зафиксируйте результат. После повторного показа картинок ребенок воспроизводит 7-8 объектов. Через час предложите вспомнить все картинки. Набор: кукла, слон, телевизор, собака, дом, корова, мяч, машина, утка, молоток.
12 Оценка слуховой памяти- кратковременной и долговременной Тест «10 слов» Подготовьте список из 10 односложных и двусложных слов, знакомых ребенку (стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь) Предложите ребенку внимательно послушать список слов и постараться из запомнить. Затем спросите, что он запомнил. Норма – 4-6 слов, более 6 – высокий показатель. После этого тот же список слов зачитайте ребенку еще несколько раз, пока он не запомнит все слова. При каждом предъявлении читайте все слова сначала по порядку с интервалом 1-2 сек. Обычно к пятому повторению ребенку удается закрепить в памяти весь список. Через 30 минут вернитесь к этому упражнению и,не называя слов, попросите припомнить их. Затем через час после заучивания. Для ребенка 6-7 лет долговременная память считается хорошей, если он припомнил 7-8 слов.
13 Оценка смысловой памяти Тест «Запомни фразы» Прочитайте ребенку фразы: Осенью идут дожди. Дети любят играть. В саду растут яблони и груши. В небе летит самолет. Мальчик помогает своей бабушке. Попросите ребенка повторить то, что он запомнил. Главное – передать смысл каждой фразы. Если ребенок не справился сразу, можно повторить еще раз. Ребенок 6-7 лет справляется с заданием после второй или третьей попытки.
14 Сравнение способности к механическому и осмысленному запоминанию Зачитываются пары слов, которые ребенок должен постараться запомнить: Серия А: тарелка – суп машина – дорога почта – письмо мультфильм – телевизор зима – снег буквы – книга булка – мука сапог – нога карандаш –бумага рыба – вода Затем сразу зачитываются только первые слова, а ребенок называет парные. Количество правильных ответов и есть показатель смысловой памяти.
15 Показатель механической памяти Зачитываются другие пары слов: Серия Б книга – окно корова – стол рука – туча ящик – палец вилка – дело число – крыша сосна – ложка ножик – лето спина – лампа корзина – свеча Ребенок называет те пары, которые запомнил. Количество правильных ответов и есть показатель механической памяти ребенка. При сравнении результата серии А с результатом серии Б, мы получим представление о соотношении смысловой и механической памяти ребенка.
16 Запоминание на слух цифровой памяти Ребенку предлагается запомнить ряд случайных цифр, начиная с трех: ( ) Если ребенок не повторил данный ряд цифр в том же порядке, то ему прочитывается повторно другой ряд цифр того же количества. Оценка результатов: количество цифр в самом длинном ряду, который удалось запомнить (норма – 4-6) Более сложным является повторение цифр в обратном порядке, начиная с двух цифр : «7-3», а наоборот «3-7» Норма – называние 3 цифр в обратном порядке.
17 Список литературы: Г.Е.Акимова «Память – на пять!», Екатеринбург «У-Фактория», 2006 г. Н.А.Гурьева «Как коза избушку строила», Санкт-Петербург «Паритет», 2006 г. В.Козаренко «Что такое мнемотехника?»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.