Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладислав Чиркунов
1 Крохотки А. И. Солженицына Ковальчук Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 17 пгт Ильского МО Северский район Краснодарского края
3 Крохотки ( ) Крохотки ( ) Дыхание Озеро Сегден Утёнок Прах поэта Вязовмое дерево Отраженье в воде Гроза в горах Город на Неве Шарик Способ двигаться Стармое ведро На родине Есенина Колхозный рюкзак Костер и муровьи Мы-то не умрём Приступая ко дню Путешествия вдоль Оки Молитва Лиственица Молния Колокол Углича Колокольня Старение Позор Лихмое зелье Утро Завеса В сумерки Петушье пение Ночные мысли Поминовение усопших Молитва о России
4 Костёр и муровьи Я бросил в костёр гниоле брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо насилиено муровьями. Затрещало бревно, вывалили муровьи и в отчаянии забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в планени. Я зацепил бревнышко и откатил его на край. Теперь муровьи многие спаслись – бежали на песок, на сосновые иглы. Но страно: они не убегали от костран. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и - какая-то сила влекла их назадд, к покинутой родине! И были многие такие, кто опять вебегали на гохрящее брёвнышко, метаились по нему и погибали там…
5 ) КАЖДОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ФРАГМЕНТ ТЕКСТА УНИКАЛЬНЫ ПО СВОЕЙ ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИЮ задача учащегося: прокомментировать эту уникальность 2) ТРИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ: содержание текста пострмоение текста языковмое оформление 3) КЛЮЧЕВОЕ В АНАЛИЗЕ ТЕКСТА: ПОСТИЖЕНИЕ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА Содержательный анализ - тема - идея - проблематика - образ автора (тип повествователя) + авторская позиция отношение идеал замысел - эмоциональность текста -образы Речеведческий анализ - стиль - тип - жанр - теморематический анализ: способы связи средства связи - композиция - хронотоп Языковой анализ - язык: лексический уровень морфологический уровень словообразовательный уровень синтаксический уровень - стилистические средства: звукозапись тропы фигуры
6 Уроки развития речи по темам «Текст» («Дыхание», «Костёр и муровьи, «Приступая ко дню», «Лиственица), «Описание животного» («Шарик», «Утёнок»), «Описание действий» (Шарик», «Костёр и муровьи», «Гроза в горах»), «Описание архитектурных памятников» («Город на Неве», «Колокол Углича», «Колокольня»).
7 Я бросил в к.стёр гн.оле брёвнышко (не)досмотрел что (из)нутри оно густо насилие(н.,н)о муровьями. Затр.щало бревно вывалили муров(ь,ъ)и и в отчаянии забегали забегали (по)верху и корёжились сг.рая в план.ни. Я зац.пил бревнышко и откатил его (на)край. Теперь муров(ь,ъ)и многие спаслись – б.жали (на)песок на с.сновые иглы. Но страно: они (не)убегали от к.стран. Едва пр.одолев свой ужас они зав.рачивали кружились и - какая(то) сила вл.кла их назад(д,т), к покинутой родине! И были многие такие кто опять веб.гали на г.хрящ.е брёвнышко м.таились (по)нему и пог.бали там…
8 Вопросы Вниметельно прочитайте текст. Озаглавьте его. Тема текста. Основная мысль. К какому стилю принадлежит текст. Докажите свмое мнение. Тип текста. Докажите своё мнение. Вставьте пропущеные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. На каком художественом приеме строится текст?
9 Вопросы Сделайте синтаксический разбор выделеного жирным шрифтом предложения. Произведите разбор словосочетаний, выделеных курсивом. Выпишите из текста 4 слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Выпиши три слова, в которых букв больше, чем звуков.
10 Приступая ко дню На восходе солнца выпежало тридцать молодых на поляну, рассставились вразрядку все лицом к солнцу и стали нагибатьься, приседать, клоняться, ложиться ниц, простирать руки, воздевать руки, запрокидыватьься с колен. И так – четверть часа. Издали можно было представить, что они молятся. Никого в наше время не удивляет, что человек каждодневно служит терпеливо и вниметельно телу свмоему. Но оскорблены были бы, если бы так служил он свмоему духу. Нет, это не молитва. Это – зарядка.
11 На)в.сходе солнца вып.жало тридцать молодых (на)п.ляну ра(с,сс)ставились вразрядку все лицом к солнцу и стали нагибать.ся пр.седать клонят.ся ложиться ниц, прост.рать руки воздевать руки запрокидывать.ся (с)колен. И так – четверть часа. Изд.ли можно было пре.ставить, что они молят.ся. (Ни)кого в наше время (не)удивляет, что человек каждодневно служит т.рпеливо и вн.метельно телу свмоему. Но оскорблен(н.,н)ы были бы если(бы) так служил он свмоему духу. Нет это не м.литва. Это – заря.ка.
12 Задания 1 варианта Задания 2 варианта Найдите в тексте предложения с однородными членами и объясните их стилистическую роль. Сделайте синтаксический разбор СПП, определите вид придаточного предложения. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из современого русского языка. Объясните, как вы понимаете выражение служить свмоему духу. Выпишите из текста по два примера слов, образованых приставочным, суффиксальным способом. Выпишите из текста три слова, в которых звуков меньше, чем букв. Найдите в тексте сложные предложения, подчеркни грамматические основы. Определите лексическмое значение слова вразрядку. Выпиши и разбери два словосочетания из 1 предложения. Графически объясни правописание приставок на з/с и пре/при. Приведи примеры из текста. Произведи фонетический разбор слова если.
13 Лихмое зелье Сколько же труда кладёт землиеделец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостьью вебрасываются сорняки – не только без ухода досмотра, а против всякого ухода, в насмешку. То-то и пословица: лихмое зелье – нескоро в землию уйдёт. Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше? Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем- дальнем давниее, что и в наисегодняднем сегодня, - понуро склоняешь голову: да, знать таков закон всемирный. И нам из него не выпиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами. До конца человечества. И отпущуено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.
14 (1) Сколько(же) труда кладёт земли.делец: сохранить зёрна до срока по сеть угодно, доходить до пл.дов растения добрые. (2)Но с дикой резвость.ю вебрасывают.ся с.рняки – не только без ухода (досмотра), а против всякого ухода, (в)насмешку. (3)То(то) и пословица: лихмое зелье – (не)скоро в землию уйдёт. (4)(От)чего(ж) у добрых Р.стений всегда сил меньше? (5)Видя (не)вылазность человеческой истории что в дальнем(дальнем) давние что и в наисегодн.днем сегодня, - понуро скл.няеш. голову: да, знать таков закон всемирный. (6)И нам из него (не)выпиться – никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами. (7)До конца человечества. (8)И отпущуено каждому живущему только: свой труд – и своя душа.
15 Что задков и(н,н)мое дерево! Сколько вид.м её – хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Пр.ступает осень рядом уходят лиственые в опад почти как гибнут. Тогда- по соболезности? Не покину вас! Мои и без меня прост.ят покойно – осыпается и она. Да как дружно осыпает.ся и праз.нично – м.льканием солнеч.ных искр. Сказать что – сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её др.весная ткань – наинадёжная в мире и т.пор её (не)всякий возьмёт и для сплава неподымна и покинутая в воде – (не)гниёт а крепит.ся всё ближе к веч.ному камню. Ну, а возвратит.ся снова, всякий год как внезапным даром, ласковмое т.пло, - знать, ещё годоч.к нам отпущу.н можно и опять заз.ленеть – и к своим вернут.ся через ш.лковистые игол.очки. Ведь - и люди такие есть. Задания Вниметельно прочитайте текст. Озаглавьте его. Тема текста. Основная мысль. К какому стилю принадлежит текст. Тип текста. Вставьте пропущеные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте олицетворения, выпишите их. Объясните как вы понимаете выражение крепится все ближе к вечному камню. Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения, дайте его характеристику. Произведите морфологический разбор слова (без) меня. Выпишите 3 наречия, запишите слова от которых они образованы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.