Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГаля Никуличева
5 Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности. Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это? Надо, чтобы учитель проектировал урок
9 Проект –это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее.Урок никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует основательная подготовка к нему. Учитель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников, а это требует тщательного продумывания процесса обучения. Жарова Л.В. в своей книге «Учись самостоятельности» акцентирует внимание учителя на планирование не только своей деятельности на уроке, но прежде всего деятельности учащихся и предлагает привлекать их самих к разработке плана следующего урока, реальные штрихи которого можно наметить в конце предыдущего.
10 Тем самым, учитель постепенно может приобщить учащихся к планированию в целом своей деятельности на уроке, и в частности к выполнению отдельных видов заданий или своего ответа. Ученик на практике приобретает одно из важнейших умений – умение планировать. Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство – это уже черты современного урока. Можно подумать, что проектирование поурочного плана по одной и той же технологии приведет к однотипности уроков. Этого не случиться никогда. Индивидуальность учителя, разный уровень компетентности, творчества, различные предметы, разнообразная тематика уроков, возрастные особенности учащихся, степень педагогических и ученических умений не позволит сделать уроки одинаковыми.
12 Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует
13 Проектирование урока Целеполагание урока Рефлексия Отбор содержания учебного материала Оценка, самооценка деятельности Методы и приемы обучения Подготовка к домашней работе Формы организации деятельности учащихся УРОК
15 Это может быть: формирование новых знаний; усвоение новых знаний (усвоить, значит, понять, запомнить, применить); обеспечение усвоения (углубления, расширение) наиболее существенных элементов знаний, определений, правил, формул, формулировок, теорий и их доказательств.
16 формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений, усвоение материала. формирование навыков (точных, безошибочно выполняемых действий, доведенных в силу многократного повторения до автоматизма); формирование умений (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности); контролирование степени усвоения знаний, умений, навыков.
17 1) Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции ( новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи ( экспрессивность, выразительность);овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
18 2) Развитие мышления: умение выделить объекты сравнения; находить параметры и признаки сравнения; умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия; умение анализировать; умение строить аналогии; обобщать; систематизировать; объяснять понятия; ставить и решать проблему.
19 3 ) Развитие сенсорной сферы - развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи. 4) Развитие двигательной сферы - овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п. 5) Формировать интерес к предмету, связывая изучение творческого материала с историей развития науки, эмоции, волю.
20 Формирование мировоззренческого понимания науки как объективной реальности; Формирование представления о познаваемости мира, роль практики как критерия истинности познания; методы научного познания (наблюдение, исследования, эксперимента, выдвижения гипотез), методологические понятия (объяснения, обоснования, доказательства, аксиомы, истины, теоремы).
21 Формирование диалектико-материалистического понимания развития природы и общества: понимания причин развития знаний, потребностей практики, противоречий в науке. Условий приемлемости правил, формул, свойств, отражений причинно-следственных связей. Воспитание понимания роли труда и научных знаний в жизни общества, активность, настойчивость, самостоятельность в изучении предметов, познавательную потребность, увлеченность предметами, творческий подход к решению задач и выбору профессии. Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность.
22 четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
23 выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий успешного учения учащихся
24 учет возрастных особенностей; учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).
25 температурный режим; освещенность; критические точки усвояемости. Время 1-4 мин.5-23 мин мин м Усвояемость 60 %80 %45-60 %6 %
26 1 - на ой минуте 2 - через минут 3 - через 9-11 минут 4 - через 8-9 минут (по Высоцкой С.И.)
27 организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью ученика к уроку; проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу); проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала; постановка цели и задач урока перед учащимися;
28 организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний - это центральное звено урока; первичная проверка понимания нового материала; организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов); творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
29 обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы; подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.
30 В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков. Чередов И.М. выделяет девять, Онищук В.А. - шесть, Махмутов М.И. - четыре типа урока. Классификация типов уроков, разработанных на ФППК МГПУ: Изучения и первичного закрепления новых знаний. Закрепления новых знаний. Комплексного применения знаний. Обобщения и систематизации знаний. Проверки, оценки и коррекции знаний.(см.приложение)
31 Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела обеспечивает успех урока. Цель определяет тип урока: цель урока тип урока структура урока расход времени на различных этапах урока
32 это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
33 это способ деятельности учителя и учащихся; совокупность приемов работы; путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; система действий учителя и учащихся Каждый из них имеет свои особенности.
34 Пассивные методы; Активные методы; Интерактивные методы.
35 Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса является залогом успешности урока. (см.приложение) Необходимо изучать дидактику! Методы обучения сами по себе не могут быть ни активными, ни пассивными: теми или другими их делает учитель. Следует говорить: «методы активного или пассивного обучения», но не «активные или пассивные методы».
36 Основные этапы урока Компоненты урока Орг этап: объявление темы урока (как главной идеи);целей и задач урока (как его результатов) Целеполагание начинается с выявления главной дидактической цели урока Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы) Отбор содержания материала – это выделение главной идеи темы Закрепление знаний (неоднократное повторение учащимися главной идеи содержания учебного материала) Выбор методов и приемов обучения, sjhv организации деятельности учащихся для достижения целей Применение знаний (главная идея содержания применяется в стандартной и нестандартной ситуациях) Оценка усвоения на уроке главной идеи содержания учебного материала Информация о домашнем задании начинается с определения цели его выполнения как главной идеи урока Выполнение домашнего задания (самостоятельное применение главной идеи на практике) Рефлексия (самооценка овладения главной идеей содержания учебного материала)
37 Учить на уроке – это показатель высокого уровня профессиональной компетентности учителя. «Слишком много на свете людей, кому никто не помог пробудиться» (Сент-Экзюпери). Дело ученого – открыть и облечь в слово и формулы существующие закономерности Вселенной. Миссия методолога – найти инструменты привнесения открытия ученого в образование. Миссия педагога – формировать целостное мышление ученика, в равной мере привнося в этот процесс достижения ученого и методолога. «Посредственный преподаватель излагает, хороший – объясняет, выдающийся – показывает, великий – вдохновляет» Ильин.
38 М.М. Поташника «Требования к современному уроку»-М.: Центр педагогического образования, Материалы интернет-сайтов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.