Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМаксим Оськин
1 Еловский филиал ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж», Пермский край, 2014 г. Урок по обществознанию Подготовил преподаватель истории Головкова Наталья Витальевна
2 Очень многие понимают мифы как поэтические метафоры первобытного образа мышления.
3 Мифология как наука о мифах имеет богатую и продолжительную историю.
4 Изучением мифовв в разные периоды времени занимались: Эвгемер, Вико, Шеллинг, Мюллер, Афанасьев, Потебня, Фрейзер, Кассирер,
5 Фрейд, Юнг, Леви-Строс, Малиновский, Леви-Брюль,
6 Лосев, Топоров, Мелетинский, Фрейденберг, Элиаде и многие другие. Но до настоящего времени так и не оформилось единого общепринятого мнения о мифе. Безусловно, в трудах исследователей существуют и точки соприкосновения. Отталкиваясь именно от этих точек, нам представляется возможным выделить основные свойства и признаки мифа.
7 Различные словари по-разному представляют понятие «миф». Наиболее четкое определение, на наш взгляд, дает Литературный энциклопедический словарь:
8 «Мифы - создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно- конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся реальными»
9 Признаки мифа. В статье Арсения Владимировича Гулыги перечислены так называемые «признаки мифа»:
10 Разные исследователи отмечают следующие характеристики мифа: сакрализация мифического «времени первой творения», в котором кроется причина установившегося миропорядка (Элиаде); нерасчлененность образа и значения (Потебня); всеобщее одушевление и персонализация (Лосев);
11 тесная связь с ритуалом; циклическая модель времени; метафорическая природа;
12 символическое значение (Мелетинский).
13 В статье «Мифы» в Литературном энциклопедическом словаре названо 6 типов художественного мифовлогизма. Создание своей оригинальной системы мифовлогем.
14 Воссоздание глубинных мифов - синкретических структур мышления (нарушение причинно- следственных связей
15 Реконструкция древних мифовлогических сюжетов, интерпретированных с долей вольного осовременивания.
16 Введение отдельных мифовлогических мотивов и персонажей в ткань реалистического повествования, обогащение конкретно- исторических образов универсальными смыслами и аналогиями.
17 Воспроизведение таких фольклорных и этнических пластов национального бытия и сознания, где еще живы элементы мифовлогического миросозерцания.
18 Притчеобразность, лирико-философская медитация, ориентированная на архетипические константы человеческого и природного бытия: дом, хлеб, дорога, вода, очаг, гора, детство, старость, любовь, болезнь, смерть и т.п.
19 Значение мифовлогии. Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг в работе «Историко- критическое введение в философию мифовлогии» говорит о начале человеческой истории через призму таких явлений, как религия и язык.
20 Он связывает происхождение мифовлогии и языка с появлением народов, показывая, что народ не может породить мифовлогию (так же, как и язык), в силу их одновременного происхождения.
21 При этом философ предлагает в качестве причины разделения некогда единого человечества на качественно неоднородные части (народы) именно актуализацию изначально заложенного в первичном (относительном) монотеизме политеизма, который разъединяет сознание человечества, разобщая само человечество.
22 Шеллинг предлагает эволюционную модель эпох, отражающих различное состояние религиозного откровения, причём мифовлогия является неотъемлемой и имеющей самостоятельную ценность, частью процесса становления человеческого сознания.
23 Он также говорит об общих для мифовлогических и откровенческих религий чертах, тем самым подтверждая свой тезис о равноценности обоих видов.
24 Среди таких черт выделяется отсутствие зависимости религий от рациональных и когнитивных аспектов сознания. Таким способом снимаются концепции, называющие мифовлогию человеческим изобретением, сознательной выдумкой
25 При этом Шеллинг утверждает, что мифовлогическая религия всё же не приходит к человечеству извне (она ещё не есть откровение), но продуцируется в недрах сознания, в силу естественной способности сознания полагать Бога.
26 Таким образом, Шеллинг предлагает совершенно новую модель осмысления роли мифовлогии в историческом процессе, утверждая самостоятельную ценность мифовлогической религии, необходимо присутствовавшей в человеческом сознании на одном из этапов его становления.
27 Мифология, или естественная религия, позволяет человеческому сознанию продвинуться на пути своего становления, исполняя роль катализатора и фактора разделения человечества на качественно неоднородные части.
28 Следовательно, являясь самоценным образованием, мифовлогия становится также важнейшим фактором, продвинувшим человеческую историю с этапа неподвижного, абсолютно доисторического времени к последующим этапам становления сознания.
29 Литература: 1. Черницкий Александр. Мифы народов мира для детей. Изд. 2-е Ростов н/Д: Феникс, Черницкий Александр. Большой мифовлогический словарь. М.: Гелеос, Берёзкин Ю. Е. Мифы заселяют Америку. М.: ОГИ Берёзкин Ю. Е. Ареальное распределение фольклорно-мифовлогических мотивов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов. М.: Ком Книга, Кристофер У. Блакуэлл, Эйми Хакни Блакуэлл. Мифология для «чайников» (Mythology For Dummies) М Диалектика 6. Семенов Ю. И. Тотемизм, первобытная мифовлогия и первобытная религия // Скепсис. 3/4. Весна Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., Элиаде, Мирча. Аспекты Мифа. М., Сайт ФЦИОР uglublennogo-izucheniya-predmeta.htmlhttp://fcior.edu.ru/card/23290/mifologiya-priznaki-i-znachenie-iu-dlya- uglublennogo-izucheniya-predmeta.html
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.