Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемКсения Чемезова
2 Презентация к уроку Работа на конкурс Презентация к уроку «Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз» Подготовила Халяпина Л.Н учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
3 Задачи урока 1) обобщить и систематизировать знания о сочинительных и подчинительных союзах; 2) обогатить знания учащихся о союзе как средстве связи; 3) уяснить использование простых и составных союзов для выражения сравнения.
4 Союзы подобны «гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают» М.В Ломоносов
5 – сочинительные (и, а, но, или и др.) – оформляют связь грамматически равноправных языковых единиц; – подчинительные (что, как, чтобы, когда, почему, отчего, как только, потому что и др.) – выражают зависимость одной единицы от другой. В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении союзы делятся на
6 В зависимости от выполняемой функции союзы связывают однородные члены предложения (1418 дней и ночей длилось страшное преступление против человечества) связывают части сложносочиненного предложения ([Сегодня праздник входит в каждый дом], и [радость к людям с ним приходит следом].) связывают части сложноподчиненного предложения ([Для нашей Родины всегда будет святым день 9 мая], (чтобы вспомнить цену мирному небу, вспомнить героев Великой Отечественной войны).)
7 связывают члены предложения внутри простого (Без сомнения, мои ровесники тоже гордятся этой Великой Победой.) связывают два предложения в тексте между собой (Помнить о миллионах погибших необходимо для того, чтобы жить. И чтобы новый разрушительный смерч не пронёсся над нашей планетой.)
8 Союз – морфологическое средство связи Союз связывает самостоятельные предложения; смысловые части текста.
9 Схема текста год Огни Победы Ликовани е людей Весна
10 Текст 3 Зловещие последствия войны. Такой народ не мог не победить!
11 Связь частей в тексте 3. Но Она…Она… Победил…Победил…
12 Вывод Союзы могут соединять предложения в тексте, а также смысловые части текста.
13 Определите, что связывают союзы в данных текстах И пусть не думают что мёртвые не слышат когда о них потомки говорят. (Н.Майоров) Давно заросли раны на полях былых сражений и сняли гимнастёрки поэты-фронтовики. Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей Победы стихи той поры остаются в строю. И долго будут жить не старея их вдохновенные строки что окрыляли в годы войны душу солдата. И к вам ребята обращает поэт Расул Гамзатов слова: «Всё, что мы защищали, и вам защищать, / Всё, что мы завещали, и вам завещать».
14 Самопроверка И пусть не думают, что мёртвые не слышат, когда о них потомки говорят. (Н.Майоров) Давно заросли раны на полях былых сражений и сняли гимнастёрки поэты-фронтовики. Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей Победы, стихи той поры остаются в строю. И долго будут жить, не старея, их вдохновенные строки, что окрыляли в годы войны душу солдата. И к вам, ребята, обращает поэт Расул Гамзатов слова: «Всё, что мы защищали, и вам защищать, / Всё, что мы завещали, и вам завещать».
15 Роль союзов как, будто, словно, точно, как будто 1) Я зарастаю памятью, Как лесом зарастает пустошь. Д.Самойлов 2) Теплее на фронте от ласковых писем, Читая, за каждой строкой Любимую видишь И Родину слышишь, Как голос за тонкой стеной… И.Уткин
16 3) Мама. Война не вернёт… Не гляди на дорогу. Столб крутящейся пыли идёт Через поле к порогу. Словно машет из пыли рука, Светят очи живые. Шевелятся открытки на дне сундука Фронтовые. Ю.Кузнецов 4) Как раскладывать по кварталам Голоса всех живых и мёртвых, Что дошли, словно гул металла, В треугольниках полустёртых. К. Симонов
17 5) И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшем, Среди подступившей внезапно к сердцам тишины, Повеяло чем-то давно позабытым, домашним, Как будто бы не было больше на свете войны. В.Радкевич
18 Более 250 тамбовцев – Герои Советского Союза, 50 – полные кавалеры ордена Славы, свыше 50 тысяч награждены орденами и медалями, 6 Героев Советского Союза – уроженцы Первомайского района
19 Сколько вас, героев – первомайцев, На полях сражений полегло! В вашу честь цветёт салютом майским Небо над землёй из года в год!
20 Ваши имена светлы и святы, Кто погиб и кто доныне жив. Юный лейтенант Шипилов Яков В двадцать лет «Героя» заслужил. Также в двадцать, будучи сержантом, Виктор Кочеров Героем стал, С Михаилом Толмачёвым рядом Переправу через Неман брал В.Кочеров Я.Шипилов М.Толмачёв
21 В двадцать четыре стал пилотом – асом И погиб под Курском наш земляк Комэска, Герой Сергей Ачкасов, Лётчик боевой машины «ЯК». В яростных боях под Ленинградом Штурмовик Манохин Александр Наивысшей заслужил награды, Смелости являя чудеса. Храбро защищал страну родную И артиллерист Попов Андрей, Высшую награду боевую Заслужил отвагою своей. А.Попов А.Манохин С.Ачкасов А. Попов
22 Это строки первомайской поэтессы Валентины Федорович Будут вечно в памяти народной Имена героев – земляков. И страной своей непокорённой Мы гордимся испокон веков!
25 Итоги урока Какова роль союзов в организации текста? Какова роль союзов как, будто, словно, точно, как будто?
26 Домашнее задание Р.Р. § 10, упражнения 107 – 110 (устно). Дописать начатое сочинение Подготовить сообщение «Роль союзов в организации текста»
27 Информационные ресурс ы Интернет сайты: 1) 2) Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа,2008. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебному пособию «Русская речь. 7 класс». – М.: Дрофа,1998. Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе», 4,2006 Федорович В. В путь далёкий устремляюсь. – Тамбов: «Пролетарский светоч», 2004.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.