Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНадежда Наровчатова
1 Системный подход в деятельности классного руководителя
2 Классный руководитель –это учитель организующий учебно- воспитательную работу, в том классе, который за ним закреплен. Классный руководитель выполняет несколько функций: воспитательная - педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом; организационно-административная - руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов; координирующая - установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.
3 Цикл воспитательной работы классного руководителя представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы. 1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности). 2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных. 3. Планирование воспитательной работы - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению. 4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр. 5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.
4 Технологический цикл воспитательной работы а) диагностика; б) планирование; в) реализация плана; г) анализ результатов.
5 Диагностика, которую может осуществлять классный руководитель в работе с классом, - это педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания. Она является частью сравнительно нового направления - педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения. Иначе говоря, с помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и/или воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся. На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает проблемы о том, что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и учащихся, как фиксировать и использовать результаты. На практике учителя это делали на донаучном уровне всегда, но только в 20 веке педагогическая диагностика встает на научную основу.
6 УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА! Диагностическая карта призвана помочь решить следующие задачи формирования вашего педагогического профессионализма:1) овладеть технологией педагогической диагностики школьников; 2) получить сведения для самоанализа и формирования вашей педагогической компетентности; 3) продуктивно организовать формирующую деятельность в период педагогической практики. Диагностическая карта_______класса___________________________ __________школы _____________учебный год. Составитель______________________ п/п Фамилия, имя, отчество Число, месяц, год рожден ия Профес сия матери, отца Тип семейн ого воспита ния Здоров ье и физич еское развит ие Успева емость, позна вательн ые интерес ы Отношение к учебе Мотив ы учения Увлечен ия, интерес ы, специал ьные умения Повыш енные способ ности
7 Общая культура, эрудиция Трудовая и соци альная активност ь Положени е в группе, отношени я с товарища ми Поручени я и отно шение к их выполнен ию Внешколь ные занятия Основные достоинст ва Основные недостатк и Професси ональные намерени я Доминиру ющие воспитате льные задачи
8 Познавательные интересы школьника (К. Н. Волков) Цель. Определение степени выраженности познавательных интересов школьников. 1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии? а) очень тесно; б) связаны, но очень мало, сопровождаются соответствующей организацией деятельности; в) никак не связаны. 2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т. д.? а) постоянно; б) иногда; в) очень редко. 3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых невозможно в один присест и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев? а) большинство заданий подчинено этому принципу; б) ставит, но редко выполняет; в) не ставит долговременных задач. 4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительное вычисление при решении интересной задачи)? а) делает всегда столько, сколько нужно; б) делает периодически; в) не любит выполнять неинтересную работу. 5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом? а) всегда, когда нужно; б) только изредка; в) неспособен. Обработка данных. О сильной выраженности познавательного интереса свидетельствуют ответы а).
9 Методика. «Что нам интересно?» Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей учеников. 1. Что больше всего вас привлекает в школе? а) Общение с товарищами; б) получение отметок; в) общественная работа; г) узнавание нового; д) сам процесс учения; е) самостоятельная работа; ж) другое (укажите, что именно). 2. Какой учебный предмет вам кажется наиболее трудным? (Назовите его и, если можно, объясните, в чем именно заключается трудность.) 3. Какой учебный предмет вам кажется наиболее интересным? (Назовите его и укажите, в чем именно состоит ваш интерес к этому предмету, что больше всего вас интересует в этом предмете.) 4. Какой из учебных предметов вы считаете самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы? (Назовите его и укажите, почему именно этот предмет вам наиболее полезен.) 5. Какие учебные предметы, по вашему мнению, можно было бы исключить, почему? 6. Какие учебные предметы надо было бы, по вашему мнению, включить в обучение и почему? Обработка полученных данных. Анализ содержания ответов позволяет установить характер и особенности учебных интересов и склонностей учеников.
10 Алгоритм анализа данных и формулировки воспитательных проблем 1. Анализируя карту по столбцам, выявить типичные и единичные показатели. 2. Оценить их на соответствие нормам, критериям воспитанности. 3. Выявить связь между различными показателями для понимания причин отклонений, общего уровня воспитанности класса. 4. Сформулировать собственно-педагогические задачи. 5. Определить функционально-педагогические задачи. 6. Составить план работы.
11 Модель деятельности классного руководителя 1. Диагностика коллектива и личности школьника. 2. Целеполагание. 3. Проектирование деятельности. 4. Организация развивающей и формирующей деятельности. 5. Оценка достигнутого, корректировка.
12 Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе Цель исследования: изучение межличностных отношений в группе, определение неформальной структуры детской общности, системы внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива доброжелательны к ребенку насколько сам ребенок расположен к членам коллектива. Опросный лист. Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три. Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы? Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном команды? Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?. После каждого вопроса напиши по три фамилии своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши сваю анкету. Спасибо!
13 Экспресс-диагностика психологического климата в классном коллективе Цель: выявление эмоционального отношение ребенка в школе, сверстникам, учителям, родителям. Учитель называет слова, означающие что-то знакомое «Я». Попросите произнести «про себя» или шепотом «Я» и выразить свои чувства соответствующей картинкой «Мой класс», «Мои одноклассники», «Моя семья», «Мой учитель».
14 Структура перспективного плана Традиционный вариант 1. Характеристика класса. 2. Воспитательные задачи на определенный период, соответствующие возрасту и характеристике класса. 3. Работа с ученическим коллективом (календарь основных воспитательных мероприятий, зафиксированных в матрице). 4. Работа с учителями- предметниками. 5. Работа с родителями учащихся.
15 Творческое задание Разработайте задачи перспективного плана воспитания по возрастам ( на основе конкретной концепции) 1. Культурологическая концепция воспитания( Н.Е. Щуркова). Цель воспитания- формирование личности способной строить жизнь, достойную Человека. 2. Концепция И.П.Иванова Цель воспитания- социально-активная личность. 3. Концепция гражданского воспитания школьников Цель воспитания- гражданственность личности школьника как интегративное качество Гражданина России. 4. Концепция миротворческого воспитания школьников Цель воспитания- миролюбивая личность. 5. Концепция трудового воспитания школьников Цель воспитания- личность разносторонне-развитая, подготовленная к самостоятельной жизни и труду. 6. Концепция гражданского воспитания школьников Цель воспитания- гражданственность личности школьника как интегративное качество Гражданина России.
16 Вариант 2 (Т.А. Стефановской) 1. Краткий анализ воспитательной работы за прошедший год и характеристика класса. 2. Конкретные воспитательные задачи. 3. План программа диагностического исследования. 4. Организаторская деятельность классного руководителя: А) с коллективом учащихся: -план- программа воспитательных мероприятий; -помощь в организации коллективных творческих дел; -учеба актива; -календарь внеучебной работы по предметам; -традиции коллектива. Б) индивидуальная работа с учащимися: прием по личным вопросам; -помощь в организации самообразования и самовоспитания; включение школьников в социально- педагогическую деятельность. В) работа с родителями учащихся: план программа всеобуча(просвещение родителей), привлечение к социально-педагогической деятельности, консультпункт для родителей. Г) координация воспитательной деятельности учителей предметников, работников дополнительного образования и других специалистов. 5. Гностическая деятельность классного руководителя.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.