Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиталий Сутормин
1 Урок внеклассного чтения в 8 классе по повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» Подготовила Мартышевская Людмила Геннадиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 8,г.Горячий Ключ,Краснодарского края 2014 год
2 Тема урока: «…Жестокое и разрушительное существо человек» Л.Н. Толстого Цель урока: Показать учащимся непреходящую ценность лучших произведений русской классической литературы, научить их задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателем искать на них ответы, поднимаясь до авторского понимания жизни, показать связь с современностью. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
3 Эпиграф к уроку И с грустью тайной и сердечной Я думал: «Жалкий человек, Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем? М.Ю. Лермонтов «Валерик»
4 Литературоведческая лексика Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства. Портрет – художественное изображение, образ литературного героя. Ключевые слова – наиболее значительные в понимании смысла произведения. Проблема – сложный вопрос, задача, требующие решения, исследования.
5 Толковый словарь к повести Газават – «священная война» против неверных. Джигит (тюрк.) – искусный и отважный наездник. Имам (араб.) – титул верховного правителя у мусульман, соединяющего светскую и духовную власть, духовное лицо, которое руководит богослужением в мечети, главный мулла в мечети. Ишан (перс.) – наставник, руководитель мусульманских монахов. Мечеть (араб.) – мусульманский храм. Мулла (араб.) – служитель религиозного культа у мусульман. Мюрид (араб.) – послушник, последователь, ученик ишана или шейха, воспитываемый в духе беспрекословного подчинения. Наиб (араб.) – заместитель или помощник начальника или духовного лица, старшина сельской общины. Шейх (араб.) – у арабов – глава рода, племени, деревенский староста, представитель высшего мусульманского духовенства, богослов.
6 Композиция повести (кольцевая) Композиция повести (кольцевая) Начало повести. …Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук… Конец повести …Вот эту-то смерть и напомнил мне раздавленный репей среди вспаханного поля. Мастерство Л. Н. Толстого Особой деталью, с помощью точного высказывания, яркого образа, ключевого слова определяет проблему повести, предостерегает, отрицает. Что же отрицает Л.Н. Толстой?
7 Главный смысл повести Главный смысл повести «… Дорога к дому шла вспаханным полем, нигде не виднелось ни одного растения, ни одной травки,- всё было черно. … Экое разрушительное, жестокое существо человек…» Что же заставляет человека быть разрушительным, жестоким? Борьба за власть – основной источник жестокости. О чем мечтает Хаджи-Мурат, для чего ему нужна власть? «…Он представлял себе, как с войском пойдет на Шамиля и захватит его в плен, и отомстить ему, и как русский царь наградит его… И он будет управлять всей Чечнёй, которая покорится ему».
8 Власть как самоцель – во что она перерастает? Как мы называем такую власть? Тирания, деспотизм, т.е. неограниченная власть. Кто из поэтов определил суть неограниченной власти и показал к чему она приводит? А.С. Пушкин и его стихотворение «Анчар» …И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Какие ключевые слова находит Л.Н. Толстой, чтобы показать: Хаджи-Мурат сам – жертва деспотизма? «Я связан, и конец веревки у Шамиля». Кто же в повести олицетворяет деспотизм, т.е. высшее проявление жестокости? Николай 1 и Шамиль.
9 Задание: найти в 15 главе портрет императора и ключевые слова, с помощью которых Л.Н. Толстой раскрывает суть деспотизма Николая I. «Длинное белое лицо, с огромным покатым лбом, выступавшим из-за приглаженных височков, искусно соединенных с париком, закрывавшим лысину, было сегодня особенно холодно и неподвижно… Как не привык Николай к возбужденному им в людях ужасу, этот ужас был ему всегда приятен… Не согласится с распоряжением Николая – значило лишится всего того блестящего положения, которое он (Бибиков) приобретал сорок лет и которым пользовался. И потому он покорно наклонил свою черную седеющую голову в знак покорности и готовности исполнения жестокой, бездумной и несчастной высочайшей воли».
10 Кем является Шамиль? Возглавляет движение за независимость. И у него есть нечто общее с Николаем. Как это подчеркивает Л.Н. Толстой? Внешняя схожесть с портретом Николая I: «Бледное, окаймленное подстриженной рыжей бородой лицо его с постоянно сощуренными маленькими глазками было, как каменное, совершенно неподвижно». Шамиль и Николай I – воплощение абсолютной власти, которая обеспечивает им все жизненные блага. Это происходит за счет жизни и свободы других.
11 Всякая ли власть есть зло? Обладал ли сам Л.Н. Толстой властью над людьми? Л.Н. Толстой был властителем людских душ, обладал моральной властью, имел огромный авторитет, т.е. духовное влияние. (Отсюда авторитетный – заслуживающий доверия. Авторитарный – требующий беспрекословного, слепого подчинения).
12 Кем бы мог стать Хаджи-Мурат, не будь войны? Выдающимся государственным деятелем, полезным для своего народа. Вывод: неограниченная власть порождает деспотизм, а он – такое страшное явление, как война. Л.Н. Толстой отрицает жестокость, деспотизм. Война – это смерть, уничтожение. И страницы повести, как летопись, повествуют о бессмысленной гибели людей.
13 Причины возникновения войн на почве религиозного фанатизма («священная война» газават – двойное безумие). «Перед жителями стоял выбор: оставаться на местах и восстановить… уничтоженное… или, противно религиозному закону и чувству отвращения и презрения к русским, покориться им» (глава XVII). Найдите в тексте слова, являющиеся реквием по такому яркому, незаурядному человеку. «Соловьи, смолкнувшие во время стрельбы, опять защёлкали, сперва один близко и потом другие на дальнем конце» (глава XXV). На этом фоне смерть героя видится еще более бессмысленной.
14 Как решает Л.Н. Толстой проблемы созидания и разрушения? Созидание выше разрушения – убеждает нас писатель. Люди разных национальностей способны найти общий язык, договориться между собой. Никто никому не может ставить в вину национальную принадлежность, принадлежность к тому или иному вероисповеданию. Авдеев – о татарах: «А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие… Ей–богу!». Марья Дмитриевна – о Хаджи-Мурате: «Обходительный, умный, справедливый… Только зачем осуждать, когда человек хороший. Он татарин, а хороший». Так говорят и думают простые, искренние люди, не ведающие корысти. Об этом мечтал А.С. Пушкин: «Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…».
15 О чем предупреждает нас Л.Н. Толстой? Люди могут и должны быть едины в своем стремлении к добру. И никогда нельзя об этом забывать. Иначе – бессмысленная гибель, смерть ни в чем не повинных людей.
16 Список использованной литературы: 1. Последняя повесть Л.Н.толстого Портрет Л.Н.Толстого 3. Портрет М.Ю. Лермонтова 4. Потрет Шамиля 5. Портрет Хаджи-Мурата 6. Портрет Николая 1http://ru.wikipedia.org/ 7. Илюстрации к повести 8 Литературоведческий словарь.Автор: Белокурова Светлана Издательство: Паритет, 2007 г. Подробнее: 9. Толковый словарь под редакцией Ожегова С.А. Список использованной литературы: 1. Последняя повесть Л.Н.толстого Портрет Л.Н.Толстого 3. Портрет М.Ю. Лермонтова 4. Потрет Шамиля 5. Портрет Хаджи-Мурата 6. Портрет Николая 1http://ru.wikipedia.org/ 7. Илюстрации к повести 8 Литературоведческий словарь.Автор: Белокурова Светлана Издательство: Паритет, 2007 г. Подробнее: 9. Толковый словарь под редакцией Ожегова С.А.Белокурова Светлана Паритет Светлана Паритет
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.