Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлла Шестиперова
1 Психологические аспекты мотивации персонала Лекция 11
2 Тематический план лекции: Мотивация. Определение; Классификация теорий мотивации; Иерархия потребностей по А. Маслоу;Иерархия потребностей по А. Маслоу; Теория ERG Алдерфера;Теория ERG Алдерфера; Двухфакторная теория Герцберга; Теория Эдвина Локка.Теория Эдвина Локка Контрольные вопросы по теме.Контрольные вопросы по теме Библиографический список.
3 Мотивация (психологическое определение) «Обусловленная актуализированной потребностью направленность активности организма [ Еникеев, С. 244 ]». «Мотив – осознанное побуждение к достижению цели [ Еникеев, С. 244 ]». Мотивация работников – осознанное побуждение их к достижению организационных целей.
4 Деятельность человека побуждается несколькими мотивами (иерархией мотивов), в которой определенные мотивы являются более актуальными. Эти мотивы придают деятельности личностное значение – смысл.
5 Теории мотивации Процессуальные Содержательные (диспозиционные)
6 Диспозиционные теории мотивации труда Диспозиционные теории мотивации труда
7 Мотивация - совокупность множества факторов, которые: затрачиваемые на поведенческие акты (По Л. Джуелл). обусловливают и поддерживают усилия направляют
8 (По Л. Джуелл) Эти факторы невозможно видеть непосредственно; можно наблюдать только поведенческие результаты их действия. Эти факторы невозможно видеть непосредственно; можно наблюдать только поведенческие результаты их действия.
9 Иерархия потребностей по А. Маслоу Иерархия потребностей по А. Маслоу Фото с сайта
10 Иерархия потребностей
14 Потребность в самоактуализации (в реализации своего потенциала )
15 Применение иерархи потребностей по А. Маслоу в трудовой деятельности Фото с сайта
16 Работники в первую очередь прикладывают усилия к удовлетворению неудовлетворенных потребностей низшего уровня. Только начинающий работать, сотрудник стремится заработать деньги, чтобы выплатить долги за получение образования, обеспечить себя пропитанием и жильем. Он будет усердно работать, чтобы получить прибавку к зарплате, поскольку это позволяет ему полнее удовлетворить свои потребности. Иерархия потребностей
17 Базовые потребности другого работника уже достаточно удовлетворены, он работает в основном для того, чтобы общаться с людьми и иметь чувство социальной включенности (социальные потребности). Для него, в отличая от первого, повышение зарплаты не будет таким сильным мотивирующим стимулом. Иерархия потребностей
18 Третьими движет стремление к признанию
19 Иерархия потребностей Потребности в самоактуализации (в реализации своего потенциала) Работники проявляют больше усердия в труде, который им интересен, является испытанием их потенциала, позволяет проявлять самостоятельность и ответственность. Не смотря на то, что потребности боле высокого уровня не могут быть актуальны пока не будут удовлетворены потребности более низкого уровня, для ряда работников потребность в самоактуализации является доминирующей потребностью.
20 Теория ERG Алдерфера Теория ERG Алдерфера
21 Теория Алдерфера основана на иерархии потребностей по Маслоу, но с некоторыми важными изменениями.
22 В отличие от иерархи Маслоу, потребности не имеют жесткой иерархи (existence Е) Потребности в существовании (relatedness R) Потребности в отношениях с другими людьми (growth - G) Потребности в росте
23 Согласно теории ERG, если направленные на удовлетворение потребностей определенного уровня усилия ведут к фрустрации, Потребности в росте Потребности в существовании Социальные потребности человек может вернуться к поведению, удовлетворяющему более конкретные (базовые) потребности.
24 будет выполнять свою работу так, чтобы только не потерять место, т.е. Сотрудник, который не может удовлетворить потребности в личном росте, удовлетворить социальные потребности (потребность в общении) и потребности в существовании (потребности более низкого уровня).
25 Двухфакторная теория Герцберга Двухфакторная теория Герцберга
26 Теория Герцберга также восходит к модели А. Маслоу Потребности в признании и самоактуализации Базовые потребности (БП) БП Или гигиенические факторы не выполняют собственно мотивирующей функции, но необходимы для существования, главенствующую роль в мотивации играют
27 Теория Герцберга Базовые потребности (БП) Организация должна предоставить работникам возможность посредством работы удовлетворить базовые потребности, иначе работники покинут организацию. однако наличие возможности удовлетворения этих потребностей не влияет на мотивацию труда. тип производства, политика компании, отношения с коллегами, условия труда, оплата труда.
28 Способствуют усилению мотивации труда: достижения, признание, ответственность, возможность продвижения интересная работа. Эти факторы (потребности в признании и самоактуализации) влияют на удовлетворенность работой и только они выполнят мотивирующую функцию
29 Двухфакторная теория мотивации Герцберга (резюме) Потребности в самоактуализации и признании Потребности в самоактуализации и признании Базовые потребности Базовые потребности Фото с сайта
30 Одна из наиболее известных теорий целеполагания теория Эдвина Локка (разработана в когнитивной ориентации). теория Эдвина Локка (разработана в когнитивной ориентации).
31 Э. Локк предложил тезис о том, что более серьезные сознательные цели приводят к более высоким уровням производительности, если эти цели восприняты личностью.
32 Целеполагание не является единственным или обязательно наиболее важным понятием в трудовой мотивации. Понятия потребностей и ценностей являются более фундаментальными в трудовой мотивации и наряду со знаниями и установками личности – это как раз те факторы, которые определяют цели.
33 Ценности ( нечто, что индивид стремится получить и/или удержать) являются важными когнитивными детерминантами поведения. Индивидуум воспринимает эти ценности посредством эмоций или желания. Помимо ценностей важную роль в качестве когнитивных детерминантов поведения играют стремления, или цели. Люди стремятся достичь цели для удовлетворения своих эмоций или желаний.
34 Цели придают направленный характер человеческому поведению и ориентируют мысли и действия человека на достижение определенного результата. В дальнейшем индивидуум реагирует и действует в соответствии с этими намерениями или целями, даже если они не достигаются. Результатом реакций являются последствия, обратная связь или подкрепление.
35 Э. Локк обратил внимание на роль преданности: в отсутствие преданности конкретным целям целеполагание не будет работать. Преданность согласно Э. Локку "приверженность или намерение личности достичь цели независимо от ее происхождения" Преданность является посредником в отношениях между целью и деятельностью.
37 Практические рекомендации, как посредством целеполагания повысить эффективность трудовой деятельности (по Э. Локку) Конкретные цели лучше, чем туманные или общие задачи, Стиль менеджмента, основанный на поддержке работника, оказывает важное опосредующее воздействие. Общая целевая установка "делайте как можно лучше» тоже играет позитивную роль.
38 Трудные, проблемные цели лучше относительно легких и обыденных. Однако эти цели должны быть достижимы и не настолько трудны, чтобы вызывать фрустрацию. Собственные цели и цели, сознательно принятые на себя вследствие участия в их выработке, по-видимому, предпочтительнее целей, поставленных другими. Объективная, своевременная обратная связь, информирующая о продвижении к цели, предпочтительнее, чем ее отсутствие.
39 Контрольные вопросы по теме: Охарактеризуйте психологические аспекты мотивации персонала. Дайте определение мотивации. Каковы основные типы мотивационных теорий. В час суть концепция Дж. Коллинза. Дайте общую характеристику содержательных теорий мотивации. Какие основные концепции принадлежат к числу содержательных теорий мотивации? Дайте общую характеристику процессуальных теорий мотивации. Какие основные концепции принадлежат к числу процессуальных теорий мотивации? Перейти к тематическому плану лекции.
40 Библиографический список: 1.Армстрoнг, М, Практика управления человеческими ресурсами A Handbook of Human Resource Management Practice. - 8-е издание, СПб.: ПИТЕР, с. 2. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Учебное пособие. М.: с. 3.Виханский, О. С. Менеджмент: учебник для вузов / О. С. Виханский. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, – 528 с. 4.Пoчебут, Л. Г., Чикер, В. А. Oрганизационная социальная психология: учебное пособие. - СПб.: Речь, с. Перейти к тематическому плану лекции.
41 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.