Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕгор Дорин
2 браки разводы ,3 627, ,4 604, ,4 По данным Росстат
3 Ситуация Баллы 1 Смерть партнёра 100 2Развод 73 3 Разлад в супружеской жизни 65 4 Тюремное заключение 63 5 Смерть близкого человека 63 6Заболевание 53
4 Первая группа представлена работами в области семейной психотерапии (Т. М. Мишина, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, А. З. Шапиро, В. Сатир и др.); вторая группа публикаций связана с исследованиями особенностей детско-родительских отношений в ситуации развода (В. Сатир, Г. Т. Хоментаускас, М. И. Буянов, Е. К. Яковлева, Синягина Н. Ю. и др.); в третью группу вошли труды, посвященные раскрытию сущности и особенностей организации психологического сопровождения детей (Битянова М. Р., Шипицына Л.М.); в четвертую группу целесообразно выделить работы детских психологов, изучающих изменения в состоянии и поведении ребенка в стрессовой ситуации (М. И. Буянов, Г. Фигдор, А. И. Захаров, Л. Е. Личко, И. М. Платова).
5 выявление научных основ психологического сопровождения старших дошкольников в ситуации развода родителей.
6 Объектом исследования является сопровождение детей в ситуации развода родителей. Предметом исследования является психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в ситуации развода родителей. Цель исследования – определить систему психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста в ситуации развода родителей. Гипотеза: систематическое психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в ситуации развода способствует преодолению негативных психологических последствий ситуации развода (высокой тревожности, страхов, низкой самооценки).
7 идеи и положения психологической теории деятельности и общения; социально-педагогической теории формирования личности в детском возрасте (К.А. Абульханова-Славская, Ю.П. Азаров, М.И. Буянов, И.В. Гребенников, С.В. Ковалев, П.Ф. Лесгафт, В.Я. Сатир, В.А. Сухомлинский, Т.А. Флоренская и др.). ПРИМЕНЕНИЕ ИГРЫ КАК ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО И КОРРЕКЦИОННОГО СРЕДСТВА основывается на положениях теории игры Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
8 1. Проанализировать влияние ситуации развода родителей на становление психики детей старшего дошкольного возраста. 2. Исследовать проблему психологического сопровождения дошкольника в ситуации развода родителей в современной литературе. 3. Охарактеризовать программу работы психолога с детьми-дошкольниками в ситуации развода родителей. 4. Доказать опытно-экспериментальным путем возможность коррекции повышенной тревожности, агрессивности и страхов у детей старшего дошкольного возраста в ситуации развода родителей.
9 в результате проведенного анализа психолого-педагогической литературы, изучения работ отечественных и зарубежных психологов, можно сказать, что развод и трудности, связанные с ним, могут привести к серьезным деформациям в психическом развитии ребенка дошкольного возраста и становлении его личностных черт и качеств: тревожности, заниженной самооценке, страхам.
10 выяснили, что сопровождение - метод, который обеспечивает создание условий для принятия личностью оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, причем носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает не только сам ребенок, но и окружающая его среда (родители, педагоги, друзья и т.д.). Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, воспитания и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия в социуме. ВЫВОД: в дошкольном учреждении особое внимание должно быть уделено организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в ситуации развода родителей с целью раннего выявления проблем ребенка и оказания коррекционно- психологической помощи.
11 Программа работы психолога Диагностический блок Информационный блок Коррекционный блок Коррекционная работа с детьми Коррекционная работа с родителями
12 методика «Сказка» (Л. Дюсс); методика «Страхи в домиках» (тест А.И. Захарова в модификации М.А. Панфиловой); методика «Самооценка» (Щур В. Г.); методика «Семейная социограмма» (Эйдемиллер); методика «Два дома» (Корнеева Т. В.); опросник «Плохой муж или хороший отец?» (Нартова-Бочавер).
13 Задачи программы: расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми; выработка родителями и педагогами эффективных навыков взаимодействия с ребенком в ситуации развода; формирование у ребенка нового образа семьи, новой системы взаимоотношений с родителями (сохранение семейной истории); оказание помощи педагогам в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка; коррекция тревожности, страхов, повышение самооценки.
14 Формы работы Всего часов Дети РодителиПедагоги Групповые занятия 15,5 ч 18 занятий по 30 мин + 4 занятия совместно с родителями. 3 встречи по 1,5 ч Групповые консультации (беседы) 2 ч 2 встречи по 1 ч по 1 ч Семинары- практикумы 4,5 ч 3 занятия по 1,5 ч Итого – 22 часа. (1-18 –занятия с детьми, 19 – 22 – дети + родители).
15 сказкотерапия, игротерапия, телесная терапия, арт-терапия, релаксация, концентрация, использовалась функциональная музыка.
16 Методики: те же; «Рисунок семьи» (Хоментаускас); «Тест тревожности» (Тэммл, Дорки, Амен).
17 Сравнительный график роста уровня самооценки Р.С.
18 Сравнительный график роста уровня самооценки у С.И.
19 Сравнительный график роста уровня самооценки у А. М.
20 Сравнительный график количества страхов до и после коррекции
21 1.. У 75% детей наметились тенденции улучшения психических состояний: - снизилась тревожность, уменьшилось количество страхов, повысилась самооценка, стало меньше проявлений агрессивности. 2. У родителей расширились возможности понимания тревожного ребенка, началась выработка эффективных навыков взаимодействия с ребенком, повысилась психолого-педагогическая компетентность. 3. Педагогам оказана эффективная помощь в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка.
22 Заострен вопрос о необходимости коррекции психоэмоциональных состояний детей дошкольного возраста, переживших развод родителей. Теоретически обоснована разработка программы коррекции тревожности, страхов, низкой самооценки детей старшего дошкольного возраста в ситуации развода родителей и план коррекционных мероприятий с родителями. Теоретически обоснована разработка программы совместных занятий с детьми и родителями с целью: снятия состояния эмоционального дискомфорта; развития социальных эмоций; нормализации психоэмоционального напряжения; формирования социального доверия.
23 теоретические выводы и программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в ситуации развода могут быть использованы педагогами и родителями для изучения и коррекции психических состояний детей в ситуации развода, помогут вооружить их необходимыми педагогическими, психологическими и психопрофилактическими знаниями. Это обеспечит комплексное сопровождение детей, позволяющее оказывать своевременную реальную помощь с учетом личностных и психофизиологических особенностей воспитанников.
24 Центр Развития Ребёнка «Детский сад «Золотой ключик» В эксперименте принимало участие 4 человека: 2 девочки и 2 мальчика.
25 1. Видра Д. Развод: трагедия или надежда: По страницам научных трудов Гельмута Фигдора // Дошкольное воспитание. – Городецкая Ю. Психологические проблемы детей в ситуации развода родителей // Семейная психология и семейная терапия. - 2 – Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб: Издательство СОЮЗ, Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб: Питер, 1994 г. 5. Корнеева Т. Психологическое сопровождение ребенка // Ребенок в детском саду Минакова Л., Жукова М. Изучение особенностей… // Семейная психология и семейная терапия Нартова-Бочавер С. К., Кислица Г.К., Потапова А. В. 140 вопросов семейному психологу. - М.: «Генезис», Раттер М. Трудные дети.. СПб: Издательство Союз, Широкова Г. А., Жадько Е. Г. «Практикум для детского психолога»Ростов на Дону, «Феникс», 2006 год, 10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.