Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГерасим Евлашов
1 «Т АМ РУССКИЙ ДУХ, ТАМ Р УСЬЮ ПАХНЕТ …» Просвирнина Альбина Афанасьевна МОУ лицей 1 г.Мурманск
2 М ИР СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ Язычество – от «языки»(суть: народы,племена); это вера во множество богов, которые олицетворяли силы природы, представления людей об окружающем мире, мире человеческих отношений.
3 Д РЕВНИЕ СЛАВЯНЕ - ЯЗЫЧНИКИ Идол («капь», статуя) – изображение бога. Капище – место приношения жертв богам и божествам.Святилища под открытым небом часто были круглыми,состоящими из двух валов.Во внутреннем кругу ставились идолы,здесь горел жертвенник и приносились жертвы богам. Вне- шний круг назывался требищем. Треба – языческое приношение и ритуальное съедение жертвенной пищи всеми присутствующим и.
4 КАПИЩЕ
5 Б ОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН СВАРОГ
6 Сварог – верховный владыка Все- ленной,родоначальник богов; отец солнца и огня. Все основные боги славянские – дети Сварога, оттого зовутся Сварожичи.
7 ПЕРУН
8 Перун – грозное славянское божество,сын Сварога.Молнии-его оружие, радуга – его лук, тучи-одежда, гром- далеко звучащее слово, ветры и бури- дыхание.Признается богом земного огня, богом морей и рек,богом ветров.
9 Н ЕМНОГО ИСТОРИИ У Перуна была огромная свита: Гром,Молния, Град,Дождь,русалки и водяные, ветры,которых четыре, как и четыре стороны света.Отсюда день Перуна – четверг( ср. «после дождичка в четверг», «чистый четверг»).Перуну и другим Богам служат богатыри: Горыня, Верни-гора, Дубыня, Елиня, Лесиня, Бор, Верни- вода,Усыня, Медведко,Соловей-разбойник(ураганный ветер), Святогор и др.
10 М.Х ЕРАСКОВ «В ЛАДИМИРИАДА » Боги велики; но страшен Перун; Ужас наводит тяжела стопа, Как он, в предшествии молний своих, Мраком одеян, вихрями повит, Грозные тучи ведет за собой. Ступит на облаке – огни из-под пят; Ризой махнет –побагровеет твердь; Взглянет на землю – встрепещет земля; Взглянет на море – котлом закипит. Клонятся горы былинкой пред ним. Страшный! Свой гнев ты от нас отврати!
11 ПЕРУНИЦА
12 Перуница – супруга громовержца Перуна; дева-громов ницца.Она разделяет власть над грозами со своим мужем.Подчеркивается ее воинственная сущность.
13 Ю.М ЕДВЕДЕВ «К ОПЬЕНОСИЦА » …Но едва лишь восток по уходу Стражей ночи зазолотится – Открывает ключами ворота небесного свода Копьеносица Перуница. Для богов и людей Возвещает приход светозарного Солнца И на тройке ретивых коней По небесному кругу несется…
14 ДАЖЬБОГ
15 Дажьбог – сын Сварога, бог солнца. Дажьбогов день праздновали весной В этот день сжигали Зиму,пекли сладкие хлебы, а яйца красили луковой шелухой в солнечный красный цвет.Под покровительством Дажьбога находились все божества плодородия.
16 ЯРИЛО
17 Ярило –обаятельное славянское божество; представитель силы мо- гучей,удали богатырской,веселья молодецкого.Ярилин праздник начинается тем,что девушки выбирают прекрасного юношу,сажают на коня, наряжают в цветы.Проводы Ярилы- это и проводы весны.
18 МАКОШЬ
19 Макошь –богиня,влиянием на людей равная Перуну.Это олицетворение Матери Сырой Земли, а также дочь Перуна; богиня плодородия, посредница между небом и землей; покровительница женщин и их дел, а также торговли.
20 ЛАДА
21 Лада – славянская богиня красоты, любви и бракосочетаний. О человеке,который женился без любви, говорили: «Не с Ладою женился!»Чтобы избегнуть таких бед, молодожены приносили богине цветы,мед и ягоды.
22 ЛЕЛЬ
23 Лель –сын богини Лады, он побуждает природу к оплодотворению, а людей – к брачным союзам.Об этом боге страсти до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить.
24 БЕЛБОГ ЧЕРНОБОГ
25 Белбог –воплощение света, божество удачи, счастья, блага. Чернобог – олицетворение всех злоключений и бед,воплощение земного мрака, вечной вселенской тьмы.
26 ДИВ
27 Див – одно из воплощений верховного бога Сварога.Это вихрь-чело- век,сверкающий точно молния, который внезапно появлялся на пути войска,идущего в поход, и выкликал пророчества: то страшные, то благоприятные.
29 Доля и Недоля – счастье и несчастье, судьба и не судьба, удача и не- удача.Это две сестры, небесные пряхи,которые плели нить жизни каждого человека.Но у Доли с вере- тена текла ровная,золотистая нить, а Недоли –неровная,непрочная.
31 Морана – богиня бесплодной,болезненной дряхлости, увядания жизни и ее неизбежного конца – смерти. В слове «мор»,которое обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов, сохранилась память об этой жестокой богине.
32 БЕРЕГИНЯ
33 Берегиня – это богиня,породившая все сущее.В берегинь обращались просватанные невесты,умершие до свадьбы; берегини хранили благополучие разных мест и видов при- роды.
34 ПТИЦА ГАМАЮН
35 Птица Гамаюн –посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и про- возвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.Гамаюн все на свете знает.По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
37 Баба Яга – персонаж славянской мифологии; принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых.Отсюда ее безграничные возможности.Она обитает в дрему- чем лесу,который издавна вселял в людей страх, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.
38 Н ЕМНОГО ИСТОРИИ. Слово «Яга» – огрубленное от «Яшка».Яшей в славянских песнях называли ящура – некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда слово пращур.Баба Яга изначально-прародительница,очень древнее положительное божество, хранительница рода и традиций, детей и около домашнего пространст- ва.В период принятия христианства всем языческим богам и божествам придавались злые черты.Так строгая прародительница стала злобным существом.
40 Кощей Бессмертный – от слова «конь»(сухой,тощий, худой телом). Кощей –представитель темных туч, окованных стужею, осушитель влаги,скупой хранитель сокровищ и похититель красавиц.
41 ДОМОВЫЕ
42 Домовой - дух,который живет в каждой крестьянской избе;хранитель домашнего очага,незримый помощник хозяев.Он может и озорничать(во сне щекотать, посудой греметь), но главное дело его – до- смотр за хозяйством.
43 ВСПОМНИМ! -Что такое фольклор? -В каких жанрах фольклора можно встретить образы славянской мифологии? - Какие это образы? Как они себя проявляют? -Какие авторы и в каких произведениях художественной литературы обращают- ся к языческим сюжетам и образам?
44 -Кто из русских композиторов проявлял интерес к славянской мифологии? В ка- ких произведениях это можно увидеть и услышать? -Какие художественные фильмы, мульт- фильмы, героями которых стали персонажи мифов, вам знакомы? Что нового, может быть, неожиданного внесли их авторы в понимание этих персонажей?
45 -Знакомы ли вам русские художники, которые в своем творчестве обращались к теме славянской мифологии? Какие кар- тины и каких авторов вы знаете?
46 Э ТО ИНТЕРЕСНО Библиография 1. Костомаров Н.И.Домашняя жизнь и нравы великорусского народа,М., Нидерле Е.Славянские древности,М., Рыбаков Б.А.Язычество Древней Руси,М., Снегирев И.М.Русские простонародные праздники и суеверные обряды.М., Афанасьев А.Н.Народные русские сказки,М., 1958.
47 6. Флоринский Т.Д.Обряды и обрядовый фольклор,Л., Сумцов Н.Ф.Культурные переживания,Киев, Соколов В.К.Весенне-летние календарные об- ряды русских, украинцев и белоруссов,М., Грушко Е.А.,Медведев Ю.М.Русские легенды и предания,М.,2004.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.