Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюбовь Ларюхина
1 Человек и природа в лирике Б.Пастернака автор учитель русского языка и литературы Легоцкая Вера Сергеевна
2 Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его. А.Ахматова о Пастернаке
3 Пастернак был уверен, что искусство – это и есть реальность, а поэзия – это «высота, которая валяется в траве под ногами». Поэтому истина и добро составляют суть его творчества, а философская тема человека и природы становится главной.
4 Человек и мироздание у Пастернака даны в одном измерении и масштабе; и человек, и природа одинаково одушевлены и одухотворены. В этом плане его поэзия является гармоническим развитием драматически-напряженной тютчевской линии в русской литературе. Весна, я с улицы, где тополь удивлен, Где даль пугается, где дом упасть боится, Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы...
5 «... Его дождь слишком близок, больше бьет нас, чем тот из тучи, к которому привыкли. Мы дождя со страницы не ждали, мы ждали стихов о дожде. [До Пастернака] как изумительно ни писали природу, но все о, никто ее: самое: в упор... Он дает пронзить себя листу, лучу, что уже не он, а: лист, луч». (М.Цветаева) Усмехнулся черемухе, всхлипнул, смочил Лак экипажей, деревьев трепет. Под луною на выкате гуськом скрипачи Пробираются к театру. Граждане, в цепи!
6 «Сестра моя – жизнь» Что в мае, когда поездов расписанье, Камышинской веткой читаешь в купе, Оно грандиозней Святого писанья И черных от пыли и бурь канапе. Это стихотворение концентрация мироощущения лирического героя; здесь заявлено равенство человека и жизни, человека и мира, жизни и мира. Все сотворенное кем бы то ни было имеет право на существование; вещь сотворена, следовательно, вместе со своим возникновением она вошла в историю и стала равна ей.
7 «Плачущий сад» Ужасный! -Капнет и вслушивается, Все он ли один на свете. Мнет ветку в окне, как кружевце, Или есть свидетель.... К губам поднесу и прислушаюсь, Все я ли один на свете.... В этом стихотворении природа изображается как реальное проявление жизни мира. Здесь заметен переход от ада к самому лирическому герою. Кроме того, природа становится средством приобщения к истории
8 «Плачущий сад» олицетворение (персонификация) перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления; психологический параллелизм соотнесенность человеческой жизни с жизнью природы; эллипсис фигура убавления, пропуск подразумеваемого слова; перенос несовпадение синтаксической и ритмической паузы в стихе; дольник стихотворный размер, сочетающий в себе свойства силлабо- тонической и тонической системы стихосложения (количество безударных слогов между ударными непостоянно); ассонансная рифма неточная рифма, в которой совпадает ударный гласный и не совпадают согласные звуки. Найдите в стихотворении указанные средства выразительности и укажите их стилистическую роль
9 «Девочка» Из сада, с качелей, с бухты-барахты Вбегает ветка в трюмо! Огромная, близкая, с каплей смарагда На кончике кисти прямой. Сад застлан, пропал за ее беспорядком, За бьющей в лицо кутерьмой. Родная, громадная, с сад, а характером Сестра! Второе трюмо! Но вот эту ветку вносят в рюмке И ставят к раме трюмо. Кто это, гадает, глаза мне рюмит Тюремной людской дремой? В стихотворении мы видим отождествление лирического героя с садом, что становится для лирического героя средством самовыражения; сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни.
10 «Душистою веткою машучи... » Душистою веткою машучи, Впивая впотьмах это благо, Бежала на чашечку с чашечки Грозой одаренная влага. На чашечку с чашечки скатываясь, Скользнула по двум, - и в обеих Огромною каплей агатовою Повисла, сверкает, робеет. Пусть ветер, по таволге веющий, Ту капельку мучит и плющит. Цела, не дробится,- их две еще Целующихся и пьющих. Смеются и вырваться силятся И выпрямиться, как прежде, Да капле из рылец не вылиться, И не разлучатся, хоть режьте. Это стихотворение выражает мысль автора о единстве всех явлений бытия.
11 Восприятие природы у Пастернака особое. Он меняет местами субъект и объект. Лирический герой не главный в стихотворении. Главная героиня – природа, весь необъятный мир. Деревья видят рядом с собой человека, а не наоборот. Чирикали птицы и были искренни. Сияло солнце на лаке карет. С точильного камня не сыпались искры, А сыпались - гасли, в лучах сгорев. В раскрытые окна на их рукоделье Садились, как голуби, облака. Они замечали: с воды похудели Заборы - заметно, кресты - слегка. «Весна»
12 У поэта все одушевлено: деревья, ветер, река, времена года. С ними можно поговорить, они всегда вокруг. Например, зима: «Она шептала мне: Спеши! губами, белыми от стужи…». Мир и природа живут и мыслят по законам поэзии. Только у Пастернака «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод» или «предгрозье играет бровями кустарника».
13 Он понимал, что жизнь бесконечна, природа – вечна, а человек – ее мыслящее зерно. И через дорогу за тын перейти Нельзя, не топча мирозданья… или Мгновенье длится этот миг, Но он и вечность бы затмил… Пастернак по-иному воспринимал время: Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?
14 Самой близкой для Пастернака философией должна была быть теория пантеизма: во всем его творчестве природа оживляется и одухотворяется. Что вам известно о философии пантеизма? Докажите примерами из стихотворений Пастернака, что пантеизм наиболее близок мировоззрению поэта.
15 Использованная литература и Интернет- источники jpg jpg jpg
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.