Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГригорий Трошкин
1 Выполнила ученица 9 «В» класса МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области Янькова Дарья Учитель Л.Н.Халяпина
2 Родился 1 апреля 1809 года в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье небогатого помещика. Детство прошло в Васильевке Миргородского уезда. 2 года учился в Полтавском уездном училище, потом в Нежинской гимназии высших наук, после чего едет в Петербург в надежде устроиться на службу. Пробует себя в роли актера, профессора, учителя, но ничего не получилось. А роль путешественника Гоголь освоил с лёгкостью, побывал он в Германии, в Швейцарии, в Париже, в Риме, в Франкфурте, в Дюссельдорфе, в Ницце, в Остенде, в Палестине, в Иерусалиме, редко возвращаясь в Петербург и в Москву. Окончательное возвращение в Россию было в 1848 году, где он поселяется в доме графа Толстого, а через 4 года Гоголь, впав в мрачное уныние, умирает. Сначала был похоронен в Москве, в Даниловом монастыре, где вскоре его прах перенесли на Новодевичье кладбище.
3 «Мёртвые души». Н.В.Гоголь сам обозначил жанр произведения как поэму. Первый том был издан в 1842 году. Сюжет поэмы был подсказан А. Пушкиным. Сюжет растянулся на предлинный роман. Первые главы Гоголь прочитал Пушкину, а дальнейшую работу продолжил за границей(1836 – 1839). Вернувшись в Россию, он готовил свою рукопись к изданию. На заседании Московского цензурного комитета 12 декабря 1841 выяснились препятствия к публикации рукописи. Опасаясь цензурного запрета, Гоголь в Санкт - Петербург переправил рукописи и попросил друзей помочь с прохождением цензуры. 9 марта 1842 года книга разрешена цензором А.Никитенко, однако с изменениями. Вскоре вышла книга под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души, поэма Н.Гоголя».
4 Среди разнообразия интересных характеров выделяется удивительный персонаж – Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нём совмещены разные качества помещиков. Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Павел Иванович принадлежит к бедной дворянской семье. Умирая, отец его ничего не сказал о чести, долге, достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. В училище старался быть образцом послушания, вежливости и почтительности. Окончив учёбу, поступил в казённую палату, где угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью.
5 Чичиков постиг «великую тайну нравиться», с каждым из персонажей он говорит на его языке. В этом герое живёт ещё душа, но каждый раз, делая всё для своей выгоды и строя счастье на бедах других, он убивает её. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство – оружие Чичикова. Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Для Чичикова деньги – средство, а не цель. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремлённость. Он не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Чичикову чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Всё это говорит о явном его превосходстве.
6 Манилов иронически обыгрывается Гоголем. Он пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Характер героя не определён, неуловим. Он мечтатель, мечты которого оторваны от действительности. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно. Манилов типичный, серый, нехарактерный. В кабинете его лежит книжка с закладкой на 14 странице. Разговор Манилова придаёт оттенок бесплодной речи: «Как было бы хорошо, если бы жить эдак вместе, пофилософствовать». Думать о реальной жизни этот герой не способен.
7 Но есть и положительные качества у Манилова - гостеприимство, восторженность, симпатии. Но есть и положительные качества у Манилова - гостеприимство, восторженность, симпатии. Это был бесхозяйственный, непрактичный, равнодушный к своим крестьянам помещик. Печать серости, неопределённости лежит на всём, что окружает Манилова : серый день, серые избы. И в доме у Героя всё неопрятно, тускло. Он проводит время в одиночестве, где ему приходят в голову фантастические проекты. Это был бесхозяйственный, непрактичный, равнодушный к своим крестьянам помещик. Печать серости, неопределённости лежит на всём, что окружает Манилова : серый день, серые избы. И в доме у Героя всё неопрятно, тускло. Он проводит время в одиночестве, где ему приходят в голову фантастические проекты. В Манилове нет ничего отрицательного, но и нет ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. В Манилове нет ничего отрицательного, но и нет ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Гоголь подчёркивает пустоту и ничтожность героя. Гоголь подчёркивает пустоту и ничтожность героя.
8 Образ Коробочки Гоголь относит к числу тех, «небольших помещиц», которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок. Коробочка не претендует на высокую культуру : во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми. Главная цель её жизни – упрочение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков не случайно видит в поместье все следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает перспектива что-то пропустить.
9 Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. «крепколобая и дубинноголовая» Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову «мёртвых душ». В финале Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и аристократической дамы. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. «крепколобая и дубинноголовая» Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову «мёртвых душ». В финале Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и аристократической дамы. Помещица бережлива, живёт замкнуто в своём поместье. Ограниченность и тупоумие довершают характер ее. Она владеет натуральным хозяйством, торгует всем, что имеет. В её доме всё устроено по старинке, она аккуратно хранит вещи и копит деньги. Помещица бережлива, живёт замкнуто в своём поместье. Ограниченность и тупоумие довершают характер ее. Она владеет натуральным хозяйством, торгует всем, что имеет. В её доме всё устроено по старинке, она аккуратно хранит вещи и копит деньги. Гоголь хочет показать, что тупость Коробочки не такое уж редкое явление. Гоголь хочет показать, что тупость Коробочки не такое уж редкое явление.
10 Ноздрёв – мастер «лить пули». Он безбашенный хвастун и несусветный враль, пройдоха, скандалист, наглый, вызывающий, агрессивный. Поведение его в обществе никого не шокирует. Но дружбы он никогда не лишался. Ноздрёв во многих отношениях был многосторонний человек, наделённый феноменальной способностью врать без нужды, надувать в карты, спускать всё дотла. В Ноздрёве видим своеобразную «широкую натуру», он способен с лёгким сердцем проигрывать в карты большие деньги, а обыграв, тут же пустить всё по ветру, накупить много ненужных вещей. Равнодушен к своим детям, отдав их няньке, не интересуется их жизнью, проблемами. Это– плут и дебошир; приглашая людей в гости, он каждый раз умудряется затеять скандал… Гоголь описывает Ноздрёва как никчемного хозяина, кутилу и мота, которому подумать о будущем совершенно некогда.
11 Собакевич Михайло Семёнович – помещик, чьё имя и внешность указывают на могучесть его натуры. Собакевич - хозяйственный человек, расчётливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. Он выглядит положительным человеком. Немногословен, обладает железной хваткой, нелегко его обмануть. С самого начала образ Собакевича связывается с темой денег, хозяйственности, расчёта. Главное для него цена, всё остальное не интересует. При торговле Собакевич расхваливает свой товар и успевает надуть Чичикова. В его доме нет архитектурной красоты, на стенах висят картины, похожие на самого хозяина. Собакевич – это тип русского кулака, крепкого, расчётливого хозяина. Крестьянам его живётся неплохо. Живёт он исключительно в современности. От природы наделён многими хорошими качествами, у него богатый потенциал и могучая натура. Собакевич - один из помещиков, у которого много шансов на новое возрождение.
12 Степан Плюшкин – последний продавец «мёртвых душ». Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе Плюшкина автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. Описание имения изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, окна закрыты тряпьем. Здесь всё безжизненно. Помещик давно уже не знает, что у него творится в хозяйстве. Плюшкин – то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, маленькие глазки, засаленный халат – все это говорит о полном «выпадении» героя из богатого помещика и из жизни вообще. До смерти жены Степан был рачительным и богатым помещиком, но со смертью жены он стал подозрительнее и скупее, а после неприятностей детей его душа ожесточилась. Гоголь описывает Степана Плюшкина как безжизненного, мёртвого человека.
13 В поэме «Мёртвые души» Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников, крестьян. Из всех героев Гоголь выделяет только одного – Павла Ивановича Чичикова. Приехав в город, Чичиков со всеми сближается. В каждой главе мы видим всё новые его возможности : с Маниловым он приторнолюбезен, с Коробочкой – мелочно – настойчив, с Ноздрёвым – напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим великодушием… Собирание ненужных вещей напоминает привычки Плюшкина, это мы видим в ненужной афише, где он сорвал, пришёл домой, а прочитав, положил в ларчик; неопределённость и маниловская любовь к фразе напоминает Манилова; мелочность – Коробочку; самовлюблённость – Ноздрёва; грубая прижимистость, холодный цинизм – Собакевича; жадность – Плюшкина.
14 Всё же Чичиков отличается от своих двойников в поместьях. Помещики же отзывались о нём по-разному, Манилов был от него без памяти; Собакевич даже уделил внимание сообщить о Чичикове жене; Плюшкин видел в нём добродетеля; Коробочка видела в нём покупателя её товара; Ноздрёв – компаньона. Всё же Чичиков отличается от своих двойников в поместьях. Помещики же отзывались о нём по-разному, Манилов был от него без памяти; Собакевич даже уделил внимание сообщить о Чичикове жене; Плюшкин видел в нём добродетеля; Коробочка видела в нём покупателя её товара; Ноздрёв – компаньона. Но после слухов помещики поменяли своё мнение о нём и видели в нём разбойника. Они обдумывали цели покупки мёртвых душ, способы предотвращения похищения губернаторской дочери…. Но после слухов помещики поменяли своё мнение о нём и видели в нём разбойника. Они обдумывали цели покупки мёртвых душ, способы предотвращения похищения губернаторской дочери…. Чичиков вынужден бежать из города, но он достиг своей цели, приблизился ещё на одну ступеньку к своему «счастью», и всё остальное для него неважно. Чичиков вынужден бежать из города, но он достиг своей цели, приблизился ещё на одну ступеньку к своему «счастью», и всё остальное для него неважно.
15 Дамы города были презентабельны. Что касается этикета, то они могли вести себя, соблюдать тон, множество приличий самых тонких, демонстрировали моду в самых последних мелочах, в чём опередили даже дам петербургских и московских. Одевались с большим вкусом, разъезжали по городу в колясках, сзади покачивался лакей. Визитная карточка для них была священной. Из – за неё две дамы могли поссориться, даже мужья или близкие родственники не могли их примирить. Насчёт занятия первых мест происходило тоже множество сцен, внушавшим мужьям рыцарские понятия о заступничестве. Дуэли между ними не происходило, но зато каждый старался напакостить другому. В нравах дамы были строги, казнили без пощады всякие слабости, противились всего порочного и разных соблазнов. Эти дамы отличались необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях.
16 Тема разоблачения чиновничества в поэме «Мёртвые души» переплетается с темой крепостничества. Гоголь везде высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место занимает «Повесть о капитане Копейкине». Она имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придаёт жизненный характер: обличает правительство.
17 По мнению почтмейстера, Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин. Копейкин, которому оторвало руку и ногу, чуть умирает с голода. Он кое – как добирается до столицы, приютившись в трактире, пытается добиться справедливости в высшей комиссии. Но чиновники везде были одинаковые – это бездушные существа. Добиться справедливости не смог. Капитана высылают из Москвы и вскоре образуется новая шайка разбойников. Здесь мы видим Копейкина целенаправленным, храбрым правоведом, целеустремленным, решительным, добивающимся своего… По мнению почтмейстера, Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин. Копейкин, которому оторвало руку и ногу, чуть умирает с голода. Он кое – как добирается до столицы, приютившись в трактире, пытается добиться справедливости в высшей комиссии. Но чиновники везде были одинаковые – это бездушные существа. Добиться справедливости не смог. Капитана высылают из Москвы и вскоре образуется новая шайка разбойников. Здесь мы видим Копейкина целенаправленным, храбрым правоведом, целеустремленным, решительным, добивающимся своего… Но почтмейстер в недоумении прервал рассказ, так как у Чичикова целы и руки, и ноги… Но почтмейстер в недоумении прервал рассказ, так как у Чичикова целы и руки, и ноги…
18 Последние четыре года своей жизни Гоголь прожил в Москве, в доме на Никитином бульваре. Именно там он сжёг второй том «мёртвых душ». 2 том «мёртвых душ» - главный труд писателя, результат его религиозных исканий, труд, в который он вложил всю правду о России, всю любовь к ней. Однако в жизни писателя наступил переломный момент… Началось всё со смерти жены его друга. С этого момента Гоголь постоянно думал о смерти, жаловался на упадок сил. С 11 на 12 февраля 1852 он приказал принести тетради с рукописью 2 тома «Мёртвых душ» и поджёг свечой в камине. Утром Гоголь был сам поражён своим порывом, но было уже поздно…
19 Гоголь предлагал сделать поэму трёхтомной, и писал 2 том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить перерождение Чичикова. Работу над ним Гоголь начал в 1840 году. При работе над 2 томом значение произведения вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел не - реализуемым. Когда Гоголь сжёг 2 том, то после его смерти черновые записи 4 глав были обнаружены. Перебеливанием рукописей занимался Шевырёв, который хлопотал о его издании. Гоголь в своей поэме сумел показать, что крепостное право калечит не только крестьян, но и помещиков, живущих за чужой счёт. Образы, созданные Гоголем, перешагнули время. Огромная сила сатирического обличения уродства собственного мира не потеряла своей актуальности и в наши дни.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.