Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИрина Скосарева
1 Автор: Скворцова Татьяна Николаевна, учитель МХК, литературы МОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли
2 2 Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения написанные в этом жанре основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века. Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения написанные в этом жанре основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.
3 3 В Россию сентиментализм проник в 1780-х– начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.- Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. В Россию сентиментализм проник в 1780-х– начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.- Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792). Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792). Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя. Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя. Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму. Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.
4 4 Основные черты литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма; уход от прямолинейности классицизма; подчеркнутая субъективность подхода к миру; подчеркнутая субъективность подхода к миру; культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности; культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности; утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.
5 5 Сентиментализм во французской живописи приобрёл нарочито назидательный оттенок в творчестве Ж. Б. Грёза. Чувствительность в его жанровых картинах («Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», 1763; «Наказанный сын», 1777, и др.) перерастает в слащавость, персонажи – в ходячие олицетворения пороков и добродетелей. Позы и жесты людей преувеличенно театральны, живопись превращается в урок морали. Не случайно Грёз любил составлять литературные комментарии к своим произведениям. Кроме жанровых картин, Грёз написал множество «головок» – изображений девушек, тоскующих о мёртвых птичках, разбитых зеркалах или кувшинах. Подобные произведения, содержащие, как и знаменитая картина «Разбитый кувшин» (1785), намёк на потерянную невинность, парадоксальным образом соединяют назидательность с эротикой. Сентиментализм во французской живописи приобрёл нарочито назидательный оттенок в творчестве Ж. Б. Грёза. Чувствительность в его жанровых картинах («Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», 1763; «Наказанный сын», 1777, и др.) перерастает в слащавость, персонажи – в ходячие олицетворения пороков и добродетелей. Позы и жесты людей преувеличенно театральны, живопись превращается в урок морали. Не случайно Грёз любил составлять литературные комментарии к своим произведениям. Кроме жанровых картин, Грёз написал множество «головок» – изображений девушек, тоскующих о мёртвых птичках, разбитых зеркалах или кувшинах. Подобные произведения, содержащие, как и знаменитая картина «Разбитый кувшин» (1785), намёк на потерянную невинность, парадоксальным образом соединяют назидательность с эротикой.
6 6 Ж. Б. Грёз. «Наказанный сын» г. Лувр. Париж
7 7
8 8 В России идеалы сентиментализма нашли выражение в творчестве В. Л. Боровиковского. Впервые в русской живописи художник начал писать людей на лоне природы. Герои его портретов гуляют по аллеям пейзажных парков с любимой собачкой или книгой в руке, предаются поэтическим мечтам или философским размышлениям («Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; «Портрет М. И. Лопухиной», 1797; «Портрет Д. А. Державиной», 1813), демонстрируют возвышенно- сладостное согласие сердец («Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных», 1802). Картины «Торжковская крестьянка Христинья» (ок г.), «Лизынька и Дашинька» (1794) воплощают убеждение сентиментализма в том, что «и крестьянки чувствовать умеют» (Н. М. Карамзин). В России идеалы сентиментализма нашли выражение в творчестве В. Л. Боровиковского. Впервые в русской живописи художник начал писать людей на лоне природы. Герои его портретов гуляют по аллеям пейзажных парков с любимой собачкой или книгой в руке, предаются поэтическим мечтам или философским размышлениям («Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; «Портрет М. И. Лопухиной», 1797; «Портрет Д. А. Державиной», 1813), демонстрируют возвышенно- сладостное согласие сердец («Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных», 1802). Картины «Торжковская крестьянка Христинья» (ок г.), «Лизынька и Дашинька» (1794) воплощают убеждение сентиментализма в том, что «и крестьянки чувствовать умеют» (Н. М. Карамзин). С сентиментализмом отчасти соприкасается творчество В. А. Тропинина («Мальчик, тоскующий об умершей птичке», 1802 г.). С сентиментализмом отчасти соприкасается творчество В. А. Тропинина («Мальчик, тоскующий об умершей птичке», 1802 г.). Сентиментализм подготовил почву для рождения романтизма. Сентиментализм подготовил почву для рождения романтизма.
9 9 В. Л. Боровиковский. «Лизынька и Дашинька» г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
10 10 Екатерина Арсеньева Анна Безбородко с дочерьми. 1803
11 11 Портрет М. И. Лопухиной Фёдор Боровский
12 12 В. А. Тропинин. «Мальчик, тоскующий об умершей птичке». Повторение картины 1802 г г. Областной художественный музей. Иваново
13 13 В архитектуре сентиментализм получил наибольшее распространение в садово- парковом искусстве. В архитектуре сентиментализм получил наибольшее распространение в садово- парковом искусстве.
14 14 ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК В РОССИИ
15 15 Пейзажный парк, тщательно спланированный, но воспроизводящий в своей композиции естественный природный ландшафт: неправильной формы луга, покрытые живописными группами деревьев, прихотливой формы пруды и озёра, усеянные островками, ручейки, журчащие под сводами деревьев. Пейзажный парк, тщательно спланированный, но воспроизводящий в своей композиции естественный природный ландшафт: неправильной формы луга, покрытые живописными группами деревьев, прихотливой формы пруды и озёра, усеянные островками, ручейки, журчащие под сводами деревьев.
16 16 Екатерина II и смена художественной ориентации. Екатерина II и смена художественной ориентации. Классицизм и пейзажный ("английский") парк основы садового творчества в России х годов. Классицизм и пейзажный ("английский") парк основы садового творчества в России х годов. Усвоение английской и французской пейзажной теории. Интерес императрицы к трудам Т. Вейтли и У. Чемберса, описаниям парка Стоу. Усвоение английской и французской пейзажной теории. Интерес императрицы к трудам Т. Вейтли и У. Чемберса, описаниям парка Стоу. Учеба садовых мастеров в Англии, приглашение британских архитекторов и садовников. Учеба садовых мастеров в Англии, приглашение британских архитекторов и садовников. "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина: сентименталистское восприятие садового искусства Европы. "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина: сентименталистское восприятие садового искусства Европы.
17 17 Первые опыты пейзажного садоводства в Ораниенбауме. Первые опыты пейзажного садоводства в Ораниенбауме. Ринальди, Камерон и первый этап создания екатерининских резиденций. Ринальди, Камерон и первый этап создания екатерининских резиденций. Реконструкция Царского Села: пейзажная планировка центральной части, Холодные бани и Камеронова галерея, Большое озеро, его павильоны, постройки и виды. Реконструкция Царского Села: пейзажная планировка центральной части, Холодные бани и Камеронова галерея, Большое озеро, его павильоны, постройки и виды. Заимствованные мотивы (колонна, мост, памятники Стоу) и их переработка. Заимствованные мотивы (колонна, мост, памятники Стоу) и их переработка. Китайская тема в Царском Селе. Китайская тема в Царском Селе. Военные памятники парка: Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Руина, Орловские ворота. Политическая программа Царского Села. Военные памятники парка: Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Руина, Орловские ворота. Политическая программа Царского Села. Город София и "греческий проект" Екатерины II. Утопизм Город София и "греческий проект" Екатерины II. Утопизм Просвещения и образ сада-мира в Царском Селе. Просвещения и образ сада-мира в Царском Селе.
18 18 Славянка тихая, сколь ток приятен твой, Когда, в осенний день, в твои глядятся воды Холмы, одетые последнею красой Полуотцветшия природы. В. А. Жуковский. Элегия «Славянка».
19 19 Большой Пвловский дворец. Архитекторы Ч. Камерон и В. Бренни.
20 20 Большой Пвловский дворец. Архитекторы Ч. Камерон и В. Бренни.
21 21 Памятник Павлу I. Скульптор И.П. Витали.
22 22
23 23
24 24
25 25 Висконтиев мост с вазами. Скульптор А. Воронихин.
26 26
27 27
28 28
29 29
30 30
31 31
32 32 Павильон трёх граций.
33 33 Три грации.Пиль – башня.
34 34 Памятник родителям. Скульптор И.П. Мартос.
35 35
36 36 Павильон Росси.
37 37
38 38
39 39 Вид с Кентаврового моста на долину реки Славянки и Колоннаду Аполлона.
40 40 Колоннада Аполлона.
41 41 Храм дружбы.
42 42 Отталкиваясь от рационализма эпохи Просвещения, сентиментализм провозгласил высшим качеством «человеческой природы» не разум, а чувство. Путь к воспитанию идеальной личности сентименталисты искали в высвобождении «естественных» чувств. Если классицизм провозглашал культ общественного, то сентиментализм утверждал право частного лица на глубоко сокровенное переживание. Ярче всего идеалы сентиментализма воплотились в литературе и театре, в живописи – в жанрах пейзажа и портрета. Отталкиваясь от рационализма эпохи Просвещения, сентиментализм провозгласил высшим качеством «человеческой природы» не разум, а чувство. Путь к воспитанию идеальной личности сентименталисты искали в высвобождении «естественных» чувств. Если классицизм провозглашал культ общественного, то сентиментализм утверждал право частного лица на глубоко сокровенное переживание. Ярче всего идеалы сентиментализма воплотились в литературе и театре, в живописи – в жанрах пейзажа и портрета.
43 43 «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; Материал из Википедии; Материал из Википедии;
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.