Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИлья Щукин
1 Гусельникова Ирина Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» р.п.Первомайский Первомайского района Тамбовской области 2011 год
2 Актуальность Гуманизация современного российского образования, ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальности, приоритет человеческого и личностного над другими ценностями - эти идеи побуждают к поиску адекватных им педагогических технологий. Одной из таких технологий, реализующей задачи гуманизации образования, является исследовательская деятельность обучающихся, которая способствует не только развитию способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять социальный статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.
3 Противоречия Проблема столкновения личности, стремящейся к самовыражению, творчеству, с обычной школой с ее традиционной методикой, системой преподавания, ориентированной на передачу готовых знаний. Формальный подход к организации исследовательской деятельности обучающихся сталкивается с потребностью детей в серьезной и долгосрочной мыслительной работе, требующей усердия, старательности, самостоятельности мышления. Необходимость развития творческих способностей столкнулась со снижением интереса детей к чтению художественных произведений.
4 Технологии реализации идеи Технологии проблемного обучения. Технология исследовательского обучения, направленная на развитие у обучающихся умений и навыков научного поиска. Технология организации уроков по проектной методике. Технологии развития познавательного интереса.
5 В проекте «Роль учебно-исследовательской работы на уроках русского языка и литературы в развитии творческих способностей обучающихся» соблюдаются принципы личностно-ориентированного подхода; гуманизма; ученье без принуждения; междисциплинарный подход; единства теоретической и практической деятельности.
6 Цель проекта разработать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, учили исследовать процессы и явления, защищать свои идеи и гипотезы, стимулировали и оценивали творчество ребенка.
7 Задачи проекта 1. Изучить научно-методическую литературу по организации в классе учебно-исследовательской деятельности обучающихся. 2. Прививать обучающимся вкус к исследовательской деятельности. 3. Помочь личности ребенка познать себя, самоопределиться и самореализоваться. 4. Развивать индивидуальные творческие способности обучающихся посредством вовлечения в исследовательскую деятельность. 5. Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания, а также пути их совершенствования.
8 Дидактические задачи проекта Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной творческой деятельности. Формирование умений увидеть проблему и наметить пути ее решения. Развитие умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Формирование критического мышления, навыков работы в команде, создание творческого интеллектуального труда.
9 Методические задачи проекта Научить проводить самостоятельные исследования. Развивать творческое мышление, наблюдательность, оригинальность мышления, память. Стимулировать развитие внутренней речи учащихся. Развивать интеллект учащихся. Обучать учащихся умению делать выводы и высказывать собственное мнение по проблеме. Анализировать информацию литературных, публицистических, мультимедийных ресурсов по проблеме.
10 Гипотеза Использование учебно-исследовательской работы как средства развития творческих способностей обучающихся позволяет в нормальных рамках учебного процесса обеспечить самореализацию ученика в учебном процессе, его личностный рост, а также высокий уровень знаний по предметам.
11 Участники проекта Учащиеся 8-10 классов Родители Учителя-предметники Социально-психологическая служба школы
12 Ожидаемые результаты Формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Привитие умения эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Проект ориентируется на решение актуальных практических проблем и служит эффективным способом активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся. Педагогическая идея проекта заключается в совершенствовании познавательных умений, выборе идей, логики и методов решения грамматических задач, создание условий для творческой деятельности; для уровней дифференциации. Овладение методами самоконтроля, самоанализа своей умственной деятельности востребует рефлексивную личностную функцию.
13 Этапы реализации проекта I. Подготовительный. Изучение проблемы. ( учебный год.) II. Диагностический. Анкетирование, мониторинги, собеседование, позволяющие выявить степень интереса обучающихся к учебно- исследовательской деятельности (май-июнь 2008 г.). III. Практический. Реализация поставленной цели и задач ( учебный год). IV. Заключительный. Анализ полученных результатов (май – сентябрь 2009 года).
14 Ход исследования Изучить литературу, позволяющую оценить уровень сформированности творческих способностей обучающихся. Сотрудничество с психологом школы, учителями- предметниками, педагогами дополнительного образования для составления анкет, мониторингов, позволяющих выявить место учебно-исследовательской работы в развитии творческих способностей обучающихся; Разработка дидактического материала, тематики учебных проектов. Включить в планирование учебной и внеучебной деятельности развитие исследовательской деятельности школьников.
15 I этап проекта При изучении литературы по данной проблеме пришла к выводу 1. Главный принцип состоит в том, что привлечение учащихся к исследовательской деятельности никоим образом не связано с тем, чтобы настраивать их на обязательное открытие чего-то совершенно нового в области человеческих знаний. 2. Главная задача состоит в том, чтобы привить вкус школьникам к исследовательской деятельности, потребность в серьезной и долгосрочной мыслительной работе, требующей усердия, старательности, самостоятельности мышления. 3. Учитель должен являться одновременно консультантом, советчиком, помощником в самостоятельной деятельности своего ученика.
16 II этап проекта Провела диагностику : - Определение отношения подростка к учебно- исследовательской деятельности. - Определение степени востребованности учащимися различных видов и форм внеклассной творческой деятельности. Определила те формы творческой деятельности, которые пользуются у обучающихся успехом и популярностью. Определила тематику учебных проектов, включила в планирование учебного материала проведение интеллектуальных марафонов по русскому языку и разработала план внеклассной работы по теме.
17 Результаты вводной диагностики Определение отношения подростка к учебно-исследовательской деятельности. Степень востребованности учащимися различных видов и форм внеклассной творческой деятельности.
18 Использование в работе с учащимися тех форм творческой деятельности, которые пользуются у них успехом и популярностью Виды творческой деятельности Количество учащихся, участвовавших в работе Олимпиады Школьные – 13 Районные - 2 Малые олимпийские игры По русскому языку - 35 По литературе- 18 Кружки по предметам «В Стране Занимательной грамматики» - 15
19 III этап проекта Практический Темы учебных проектов 11 класс (литература) Поэзия времен Великой Отечественной войны. Правда о войне в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда». Мои размышления о прочитанной повести о войне. Народный характер в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Русский национальный характер в рассказах М.Шолохова «Судьба человека» и А.Толстого «Русский характер». Особенности «лейтенантской прозы». Женщина и война. Тема Родины в творчестве поэтов 20 века. Тема революции и гражданской войны в литературе 20-х годов.
20 Организация исследовательской деятельности Выступление учащихся на научно-практической конференции «Грани творчества»
21 Организация ученического проекта
22 Участие в заседаниях предметного кружка «В Стране занимательной грамматики» и литературной гостиной
23 Роль учебно-исследовательской работы в развитии творческих способностей.
25 Результаты Работа над проектом в творческом коллективе объединила школьников по интересам, воспитала обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь и добросовестность. Дети научились анализировать состояние отдельных природных компонентов окружающей среды, проводить сравнительный анализ полученных данных. Усвоили виды деятельности человека, которые не приносят вреда природе; внесли посильный вклад в сохранение природы; научились видеть красоту окружающего природного мира.
26 Результаты анкетирования самооценки уровня усвоения ЗУН в ходе проекта (6-7,11 классы)
27 Результаты анкетирования в мае 2009 года показывают Степень востребованности учащимися различных видов и форм внеклассной творческой деятельности. Определение отношения подростка к учебно-исследовательской деятельности.
28 Использование в работе с учащимися тех форм творческой деятельности, которые пользуются у них успехом и популярностью Виды творческой деятельности Количество учащихся, участвовавших в работе олимпиады Школьные – 15 Районные - 2 Малые олимпийские игры По русскому языку - 19 По литературе- 18 Кружки по предметам «В Стране Занимательной грамматики» - 17
29 учащиеся имеют стабильный интерес к русскому языку и литературе, который отражается на качестве знаний учащиеся 6-7, 11 классов чаще воспринимают учебно- исследовательскую деятельность как средство формирования их способностей.
30 Динамика обученности и качества знаний учащихся
31 Результаты ЕГЭ по русскому языку
33 Выводы Участие учеников в работе таких видов учебной и внеучебной исследовательской деятельности, которые позволяют ему раскрыть свой талант и свои умения. Используемые технологии личностно ориентированы, используют множество дидактических подходов, предполагают самомотивацию, т.е. возрастание интереса вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Опыт участия в исследовательской деятельности способствует: Развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения образовательных программ Развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях Формированию развивающей образовательной среды для ребенка Обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации Профессиональному самоопределению детей.
34 Информационные ресурсы ДереклееваН.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся» М., «5 за знания», 2008 ДереклееваН.И. «Научно-исследовательская работа в школе», М.,2001 Кротов В.Г. «Массаж мысли», М., 2005 Татьянкин Б.А. «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе», М, 2007 Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников», М.,2000
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.