Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВероника Шилобреева
1 Жуковский Василий Андреевич ( ) русский поэт, переводчик, один из основоположников русского романтизма.
2 Родился 29 января (9 февраля) 1783 в селе Мишинском, что на стыке трех губерний Орловской, Тульской и Калужской. По своему рождению Жуковский был незаконнорожденным: его отец, богатый помещик Афанасий Иванович Бунин, когда-то взял в дом пленную турчанку Сальху, которая и стала матерью будущего поэта. Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского, который по просьбе Бунина стал крестным отцом ребенка и затем его усыновил.
3 Первое образование в биографии Жуковского Василия Андреевича было получено в семье Буниных. Затем он обучался в пансионе, народном училище, у сестры В. Юшковой. Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом («Кассандра», «Людмила»).
4 После начала войны 1812 года в биографии Василия Жуковского была принята сторона оппозиции. Военные события отражены в произведениях Жуковского «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». В 1815 году начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Время годов считается расцветом творчества в биографии Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена. Это баллады Жуковского «Эолова арфа», «Вадим», многие стихи, переводы.
5 Василию Андреевичу Жуковскому по праву принадлежит первое место в допушкинский период развития русской литературы. Среди современников-поэтов он выделился силой и красотой своего художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества и литературной авторитетностью. На заре XIX века Жуковский покорил читающую Россию «пленительной сладостью» стихов, которую так ценил А. С. Пушкин, открыл ей неведомый ранее мир чувств, настроений и признаний.
6 Анализ стихотворений Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие, особенности стиля поэта. Значимым достоянием являются переводы Жуковского «Рустем и Зораб», «Одиссея», «Наль и Дамаянти».
7 Задумчивая и нежная лирическая речь полилась, словно музыкальная мелодия, завораживая своими ритмами, звуками, светлой и тонкой грустью, исходящей из самых глубин человеческой души. Он был поэтом «для немногих», для тех, кто способен был оценить парение его мыслей и насладиться красотой поэтических строк. Он говорил о тайных узах, скрепляющих землю с небом, людей друг с другом, о своих страданиях, о превратностях судьбы. В его балладах обитали фантастические существа, черти и ведьмы, призраки, которые угрожали людям и вмешивались в их жизнь, -осе это выглядело необычно по сравнению с предшествующей поэзией.
8 Романтизм (фр. romantisme) явление европейской культуры в XVIIIXX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно- технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно- творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
9 Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к пред романтическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
10 Многие переводы и переложения Жуковского стали классическими. В них поэт прежде всего улавливал тон и дух образца, переживая драматические ситуации. Так и в балладе Лесной царь мы слышим проникновенный голос рассказчика: Дитя, что ко мне ты так робко прильнул? Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой, О нет, то белеет туман над водой. И романтическим злодеем, духом, искушающим невинную душу, воспринимается лесной царь король духов: Дитя, оглянись; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои...
11 С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Поэт держит в напряжении своих читателей, невольно задающих себе вопрос: Кто победит в этом единоборстве дух или человек? Эмоциональное и художественное Воздействие произведения настолько велико, что нам кажется, что мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и страх перед лесным эльфом: Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать. Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит... И неожиданная оригинальная концовка совершенно обескураживает: где те добро и справедливость, которым суждено торжествовать? Их нет в нашем мире.
12 Природа и человек в лирике В.А. Жуковского. Предметом своего творчества Василий Андреевич Жуковский избирает мир человеческой души. Он обогащает русскую поэзию особым качеством психологизмом. Лирика поэта носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их он отразил в творчестве. Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне Природы размышляет о жизни, о судьбе человека. Так, в первом своем стихотворении «Сельское кладбище» поэт изображает романтический пейзаж: луна, черные сосныы и вязы, дикая сова, могилы. И здесь спокойно спят под сенью гробовою - И скромный памятник, в приюте сосны густых, С непышной надписью и резьбою простою, Прохожего зовет вздохнуть над прахом их. Этот вывод рождает у героя душевный всплеск, и он уходит в дубраву лить слезы. В первом произведении Жуковского много сентиментального, но впоследствии он работает в романтическом направлении.
13 Меланхоличный мечтатель Жуковский нередко обращался в своих произведениях к природе, чаще грустной, чем радостной, но всегда чудесной. Поэт боготворил живой окружающий мир и считал, что нет таких слов, чтобы выразить все его величие и красоту. В стихотворении «Невыразимое» Он писал: Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Умение воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру человека, к его переживаниям – все это неоспоримые достоинства романтической поэзии Жуковского.
14 Заключение. Романтический мир В.А. Жуковского У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века- Василий Андреевич Жуковский. Он стал своеобразным "литературным Колумбом Руси", открывшим "Америку романтизма", как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в его лице "русское эхо" для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, продиктованные свободным вдохновением произведения, но и жил вдохновенно, поэтически. Потому все его творчество пронизано естественными и незамысловатыми интонациями жизни и природы. Неуверенность в возможности обыкновенного земного счастья и одновременно жажда обрести гармонию с миром станут постоянными спутниками Жуковского и во многом определят характер его поэтического творчества. Первое напечатанное стихотворение молодого поэта заканчивается так: Жизнь, друг мой, бездна Слез и страданий… ("Майское утро" (1797 год)). Жуковский верит в вечность любви и счастья, условием которой является верность "до гроба и "за гробом". Воображение поэта интересует все таинственное, скрытое от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное, перед выбором между добром и злом. Романтический мир лирики Жуковского заполнен стихами о народной жизни, фольклор становится для Жуковского источником высокой поэзии: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали… ("Светлана" (1808 год)).
15 Значительное место в лирике Жуковского заняло изображение природы. Он выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. Спасибо за внимание! Презентацию подготовила Ученица 9 мин класса «МОУ» Лицей г. Отрадное Смирнова Роксана
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.