Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛев Недомолвин
1 Кулагин Александр Сергеевич, учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ гимназия 9
2 1. « История истории »: хронологическое развитие исторического знания. 2. Проблемная историография : рассмотрение точек зрения, существовавших и существующих в науке по определенным вопросам.
3 Изучение историографии предусмотрено стандартом ( ГОС 2004 г.) на базовом и профильном уровнях Задания на работу с историографией включены в ЕГЭ : задания типа С 5, С 2- С 3 Широко представлена в олимпиадных заданиях
4 1. Просветительская. Ознакомление школьников с дискуссионными проблемами в исторической науке. 2. Когнитивная. Формирование критического отношения к социально - гуманитарной информации, культуры социально - гуманитарного мышления.
5 3. Информационная. Формирование культуры работы с информацией, умений эффективно подбирать источники информации. 4. Личностная. Формирование представлений о многофакторности и неоднозначности исторического процесса ; выдвижение личностных суждений.
6 Коммуникативные Деятельностные Личностные
7 Учебно - справочная литература Научные исследования Художественная литература Киноматериалы : документальные и художественные фильмы
8 Коллективное или индивидуальное выполнение аудиторных и домашних заданий Доклады Метод проектов
9 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. « Государственность в Древней Руси возникла в результате призвания варягов на княжение ». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение : 1) … 2) … Аргументы в опровержение : 1) … 2) …
10 В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе : " Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву ". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь : " Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами ". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - народники, а коренное население в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили : " Чей это городок ?" Тамошние же жители ответили : " Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам ". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
11 Из работы Н. М. Карамзина « История государства Российского ». « Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан : так повествует наш летописец и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти. Варяги... правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властью завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их ; но распрями личными обратили свободу в несчастье... и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском : нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость ; и славяне, убеждённые так говорит предание - советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться ».
12 С 1. Какое историческое событие нашло отражение в документе ? Как историки определяют роль этого события ? Назовите век к которому оно относится. С 2. Используя текст документа и ваши знания по истории, укажите, какие точки зрения существуют в исторической науке по данному вопросу, и раскройте содержание каждой из них. С 3. В чём видит Н. М. Карамзин особенности описываемого им явления ? Какие доводы приводит историк, говоря о цивилизующей роли варягов ? Укажите не менее трёх положений.
13 Перед Вами отрывки из произведений древнерусских книжников ( тексты, написанные ранее XVII в., даны в переводе ) и историков XVIII – начала XXI вв. Ознакомившись и этими отрывками, попытайтесь : 1. Отделить произведения древнерусской литературы от сочинений историков. Буквенные обозначения произведений древнерусской литературы. 2. Отождествить каждый из фрагментов. 3. Привести краткое обоснование своего решения.
14 Повесть временных лет. Сказание о Великих князьях Владимирских. Сказание о Словене и Русе и городе Словенске (XVII в.). Татищев В. Н. История Российская. Карамзин Н. М. История государства Российского. Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах (1908). Горский А. А. Русь : От славянского расселения до Московского царства (2004)
15 Прочитайте очерк 2 « К оценке деятельности Александра Невского » из книги А. А. Горского Русь от славянского расселения до Московского царства ( М., 2004 С ) 1. Какие аспекты деятельности Александра Невского вызывают наибольшие споры у ученых ? 2. Какие аргументы приводят критики классического образа Александра Невского ? 3. Какие аргументы приводит в своей работе А. А. Горский ?
16 Сопоставление оценок Бориса Годунова в « Истории государства Российского » Н. М. Карамзина и драме А. С. Пушкина Политика Александра I в творчестве А. С. Пушкина Народническое движение : « Люди сороковых годов » и « люди шестидесятых годов » в романе Ф. М. Достоевского « Бесы »
17 Люди всех поколений в оценках личности и деятельности Петра сходились в одном : его считали силой. Пётр был заметнейшим и влиятельнейшим деятелем своего времени, вождём всего народа. Никто не считал его ничтожным человеком, бессознательно употребившим власть или же слепо шедшим по случайной дороге. Да, но Петр превратил этот ветер в ураган. Он уничтожил все точки бифуркации, оставил нам единственную дорогу, по которой мы и ломим до сих пор. А его пропаганда до сих пор доминирует в историографии ! Кроме массы населения, погибшего на стройках, потери русской армии за время правления Петра составили 500 тысяч человек - при населении в миллионов ! Да и Россия XVII века не была отсталой.
18 « Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра : они содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти » ( А. Б. Каменский ) « Пётр сейчас снова, в который уже раз, стал жгучей проблемой. Он вообще – оселок русской мысли. Есть и всегда будут и апологеты Петра, и его присяжные отрицатели. Он либо антихрист, либо кумир » ( А. М. Панченко )
19 Посмотрите первые 20 минут киноэпопеи Ю. Озерова « Битва за Москву ». Какие ошибки И. Сталина на раннем этапе войны отражены в этом фрагменте ? Комментарий учителя : фильм 1985 г., когда в таком кино не могло быть ничего случайного и « незалитованного ». Отражает официальную точку зрения.
20 Реализация проблемно - деятельностного подхода в обучении ( навстречу ФГОС ) Эффективное закрепление фактологического материала Реализация разноуровневого подхода Расширение горизонтов знания
21 Повышение среднего балла ЕГЭ по истории, обществознанию Повышение учебной мотивации обучающихся ( участие в дополнительных занятиях, выполнение факультативных заданий повышенной сложности ) Призовые места на всех этапах Всероссийской олимпиады школьников
22 Сайт Исторического факультета МГУ Сайты научных организаций РАН – Институт Российской истории Специализированные журналы « Вопросы истории » « Российская история » « Преподавание истории в школе »
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.