Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСемен Стрыгин
1 Всероссийский конкурс «Учитель года России 2014» Тепсуркаева З.В., Чеченская Республика «Глаголом жечь сердца людей»: критический анализ художественных текстов на уроках литературы для развития рефлекторного и творческого мышления учащихся. Методический семинар
2 Тепсуркаева Залина Вахаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 60» г. Грозного. Соседство храмов: Храма Души и Храма Науки. Здесь тихий свет добрых дел и начал согревает своей теплотой и дарит радость. Искренность и правдивость, ибо «слово, идущее от сердца, проникает в сердце» «Без заинтересованности мышление становится бесплодным и бессодержательным… Всякое плодотворное мышление стимулируется интересом изучающего…». Эрих Фромм Инновации и традиции - принцип работы нашей школы. Процветающее будущее города и республики.
3 «Глаголом жечь сердца людей»: критический анализ художественных текстов на уроках литературы для развития рефлекторного и творческого мышления учащихся. Условия возникновения и становления: Любовь к Слову; Наставники, коллеги, учащиеся: Тукодян Нварт Хазаросовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики преподавания ЮФУ ПИ; Арсанукаева Таиса Шайхиевна, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель ЧР; Погружение в Гуманную педагогику: (3 и 5 кавказские педагогические чтения); Изучение методической литературы: Дьюи Д. Демократия и образование. – М., 2000., Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб., 2003., Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2005.; Курсовая подготовка : подготовительные семинары республиканских конкурсов «Молодой педагог (2013 г.), «Учитель года» (2014 г.).
4 Самой благодатной почвой для взращивания, развития и жизни мыслительной деятельности учеников, для развития их коммуникативных способностей, для свободного выражения своих точек зрения является текст художественных произведений, на который и проецируется имеющийся опыт ученика – творца его мысли, чувства и переживания. «Глаголом жечь сердца людей»: критический анализ художественных текстов на уроках литературы для развития рефлекторного и творческого мышления учащихся. Ведущей причиной избрания темы было убеждение: что развитие критического мышления у учащихся есть основополагающий фактор для того, чтобы предоставлять им окрыленно- возвышенную возможность проявлять свои личные способности, качества, черты.
5 «На мышление людей влияют именно слова, в которых формулируются те или иные взгляды». Д. Халперн. Очень важно уметь анализировать предлагаемую информацию, отделять факты от мнений, уметь анализировать факты с точки зрения их соответствия морали, нравственным ценностям - это требует владения интеллектуальными умениями критического мышления. Актуальность опыта «… мы лишаем учащихся самого важного компонента образования - мы не воспитываем в них способность мыслить, находить нужную информацию в текстах, упорядочивать ее и правильно истолковывать» (Д. Халперн, Психология критического мышления.- СПб., – С ).
6 Типы заданий в задачах PISA (работа с текстом): нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде; интерпретация текста; рефлексия и оценка текста. Противоречия, проблемы: По результатам международных исследований PISA, свыше 10% российских школьников функционально неграмотны. Российские 15-летние подростки по грамотности чтения и понимания текста занимают уже е места( гг.), что хуже, чем в предыдущие годы. В исследовании участвуют 56 стран. Проводятся такие исследования каждые три года.
7 Интернет - демократическая среда!!! Готовые рефераты, выполненные образцы домашних заданий, всевозможные «решебники», готовые решения тестов ЕГЭ. Зачем думать, напрягаться, когда можно просто «скачать»? Реалии сегодняшнего дня: Сокращение доли читающих детей, «засыпающих» над книгой, не наученных видеть и чувствовать прекрасный мир художественных произведений. Бороться с этим можно только одним способом – формированием самостоятельного критического мышления посредством изучения литературы с её прекрасными текстами, позволяющими учиться жить по принципам гуманности, милосердия и человеколюбия. «Самые надежные покровители – собственные способности». Л. Вовенарг. Рост детской преступности, агрессивности, жестокости.
8 Теоретическое обоснование педагогического опыта Гуманистическая педагогика: умение работать с ситуацией(проблемной), подбирая относительно нее соответствующие предметные знания, умения, навыки, привлекая также и дополнительную информацию. Личностно ориентированное обучение - предоставляет ученику возможность личностного роста, развития, раскрытия его потенциальных возможностей и способностей, его индивидуальности. ВСЕМУ ЭТОМУ И ПОДОБНОМУ «НЕТ!» ГОВОРИТ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ТИП ОБУЧЕНИЯ. В образовательной системе нет места целостному человеку, есть место лишь его интеллекту. Рвущаяся наружу любознательность нормального младшего школьника и избыток физической энергии подростка становятся объектами сдерживания, а то и подавления.
9 Цели и задачи опыта Цель : формировать критическое и творческое мышление у учащихся, формировать одну из составляющих функциональной грамотности, а именно способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них (грамотная речь), способствовать интеллектуальному и нравственному развитию личности, развивать коммуникативную компетенцию. Задачи: адаптировать личностно ориентированный подход к условиям своей практической деятельности (при критическом анализе и разборе художественных текстов на уроках литературы), создавать на своих уроках условия для работы творческих мастерских, что будет способствовать развитию языковой компетенции учащихся, повышению «грамотности чтения» и, самое важное, побуждению учащихся к размышлению над нравственными и философскими вопросами, ведущему к успешному духовному развитию личности.
10 Технология педагогического опыта Гуманистическая педагогика Личностно ориентированный подход Деятельностный подход Конструктивизм Формирование критического и творческого мышления
11 Характеристика деятельностного аспекта опыта Формирование критического мышления посредством: составление кластера – попытка систематизировать, графически организовать материал так, чтобы показать смысловые поля того или иного понятия. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока, но мне он кажется более «успешным» и эффективным на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Результат: учащиеся свободно и открыто думают по поводу какой-либо темы (tepsurkaeva.ru, Методическая копилка,Урок русского языка в 11 классе на тему «Стили речи»); написание синквейна (стихотворение из 5-ти строк, которое пишется по определенным правилам). Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, которые не ограничивают учащихся в «показе знаний», а предоставляют широкий формат для работы воображения и ассоциативного мышления. Например: Звуки Гласные и согласные Льются, звенят, гремят Используются в устной речи Фонетика (Синквейн, составленный ученицей 5 А класса Берсанукаевой Марет); прием «Нарисуйте счастье» (психорисунок) дает возможность моим ученикам выразить понимание абстрактных понятий. Например, мои ученики 5 класса после изучения произведений А. П. Платонова «Теплый хлеб» и «Заячьи лапы» рисовали Добро, показывая этим свой внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, одиночество, зло в зависимости от тематики изучаемых произведений (tepsurkaeva.ru, Работы учеников);
12 прием «Пометки на полях» (INSERT – само активизирующая разметка в системе для эффективного чтения и размышления) работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Прием маркировочного чтения применяется мной очень часто, но особенно он «показал» свою эффективность в курсе по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть В и С) (tepsurkaeva.ru, Работы учащихся); прием «Фишбоун» (рыбный скелет) – постановка проблемы, которая изучается на уроке, определение ее аспектов и нахождение аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему (Е. А. Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. Газета «Русский язык», 2009, 7). Мною этот прием используется на уроках по подготовке к написанию сочинения после изучения произведения. Например: Для чего М. М. Пришвин ввел в сказку-быль образы ели и сосны, растущих вместе? Какую смысловую нагрузку они несут? («Кладовая солнца», 6 класс). Этот вопрос дается детям в качестве домашнего задания. Решение проблемы, заключенной в вопросе, поможет при раскрытии темы сочинения по прочитанному произведению; прием «Написание эссе» - очень эффективная художественная форма письменной рефлексии. Эссе развивает конкретную тему и имеет подчеркнуто субъективную трактовку. Дает хорошие результаты при обучении учащихся выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку и по литературе (Салтыкова Т. Ю. Технология РКМЧП при обучении русскому языку, литературе, искусству).
13 Диапазон опыта и степень его новизны Реализовывать анализ художественных текстов для развития критического и творческого мышления учащихся считаю адекватнее и целесообразнее в целой системе уроков, что, в принципе, и осуществляется мной в моей практической деятельности. Так соблюдается систематичность и результаты более качественные. Новизна опыта: построенные по такой системе уроки позволяют мне создавать на уроках литературы условия для столкновения противоположных точек зрения, раскрытия противоречий в процессе обсуждения с помощью постановки нестандартных вопросов, «выдерживаний» пауз для осмысления учащимися прозвучавшего вопроса, условия для построения аналогий, условия для поиска авторских метафор и «языковых новообразований».
14 Результативность опыта и достигнутые эффекты
15 Творческие работы учащихся, занявших призовые места в конкурсах О, война – страшное слово… Ты разрушила все и смела. О, война – заковала в оковы, Болью сердце мое обожгла. О дорогие Люди Войны, клянемся Сердцем чтить и Памятью помнить о Вас и Вашем подвиге! Спасибо Вам за спокойную жизнь и счастливое детство! С великим уважением и преданной любовью, ученица 5 А класса Дагаева Милана. «Нынешнее отношение людей к героям Великой Отечественной войны меня поражает. Они забыли, что радуются, дышат и живут благодаря подвигам этих людей. Если не любить, то хотя бы можно, и даже нужно, - уважать ветеранов войны». Дигиева Зульфия, 11 Б класс.
16 Кружок поэтов «Проба пера». Стихотворение «Твоя Родина» Ты любишь родину свою, свои края. Об этом песню я спою, И правды не тая. Четыре стенки, потолок, Диван и красный стол – Он сердца моего большущий клок. И мой любимый пол. А ты люби леса, поля, А я сижу в кресле. Ведь родина твоя одна, А я на теплом месте. Цамаев Рахман, 8 В класс. Стихотворение в прозе «Мое счастье» Я долго был одиноким – целых 9 лет. Конечно, рядом были мама, папа, родственники, друзья. Но было что-то внутри меня, которое постоянно грустило. Даже я не знал, что это. Но однажды наступил день, когда наш дом «зашумел». Впервые в нем для меня прозвучал крик ребенка – у меня появилась сестра. Я не боялся, я ее ждал. (…) И вот когда я взял это маленькое наглое существо на руки, я почувствовал в тот момент, что многолетняя боль уходит – мое Одиночество, что самая ужасная крепость рушится – моя Обида. Теперь я не один, со мной была моя семья и моя сестренка. Медиев Саид, 5 А класс.
17 Работы учащихся (синквейны) Маяковский Гениальный, индивидуальный Философствует, размышляет, доказывает Лучший человек родился Гений Дигиева Зульфия, 11 Б класс. Маяковский Спонтанный, необычный Чувствовал, страдал, творил Многие его мысли я не понимаю Футурист Нажаева Милана, 7 В класс.
18 Прогностический аспект педагогического опыта Правильно обучать юношество- это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит- раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, текли ручейки». Я. А. Коменский. Ожидаемые результаты педагогической деятельности Качества ученика: гибкость мышления, осознание процесса познания (в психологии это называется «метапознание» - знание о том, что я знаю), умение устанавливать причинно- следственные связи, креативность и нестандартность принимаемых решений. Развитие информационной компетентности обучающихся Развитие коммуникативной компетентности Повышение познавательного интереса к предмету Повышение качества обучения Интеллектуальные умения: Анализ/выводы. Выдвижение, формулировка, разработка гипотез. Установление и создание, поиск аналогий, метафор. Активизация ранее приобретенных знаний. Активизация причинно-следственных отношений. Анализ значимости. Сравнение- сопоставление-противопоставление. Применение в реальных условиях. Контраргументация. Оценка и ее достоверность/валидность. Обобщение идей. Изучение других точек зрения Установление проблемы в тексте информации (по Д. Халперну).
19 Диссеминация опыта Адресная направленность. Воспроизводимость. Считаю, что данный опыт может быть применен широким кругом педагогов, пусть он и не является только что открытым. Но все же начинающим учителям он будет более полезен и интересен. Хотя свою работу на уроках литературы и сегодня, и завтра я вообще не мыслю без использования критического подхода к анализу текстов. Уверена, что учителя истории, обществознания, английского языка, МХК также свободно смогут применять данный опыт и реализовывать его на своих уроках с некоторой долей корректировки и адаптации «на себя».
20 Трудоемкость опыта Из-за чего могут возникнуть трудности? проблема технического оснащения кабинетов; небогатый фонд школьной библиотеки; нехватка времени, ограниченность в нем (издержки классно- урочной системы) Тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; Применение каких-то отдельных приемов к результату не приводит; «Если желание сильно, - исполнение не заставит себя ждать». А. Грин.
21 Использованная литература 1. Дьюи Д. Демократия и образование. – М., Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., Леонтьев А. А. Психология общения. – М., Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA. – 2012, Роджерс К., Фрейбрег Дж. Свобода учиться. – М., Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., www. Criticalthinking. org/icat. html. 9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.