Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВера Элевтерова
1 Педагогический совет Мониторинг личностных результатов и оценка качества воспитания в условиях ФГОС
2 Динамика личностного роста воспитанника как объект педагогического мониторинга Мониторинг личностного развития воспитанника – важнейший компонент проектируемой целостной программы системного управления качеством воспитания. Личностное развитие воспитанника современными исследователями понимается в контексте нравственного роста как «управление процессом развития личности через создание благоприятных условий» (Л.И.Новикова). Мониторинг личностного развития воспитанника – важнейший компонент проектируемой целостной программы системного управления качеством воспитания. Личностное развитие воспитанника современными исследователями понимается в контексте нравственного роста как «управление процессом развития личности через создание благоприятных условий» (Л.И.Новикова). Личностный рост – это процесс постепенного вхождения растущего человека в окружающий мир, определение своего места среди других людей и восхождение к своей собственной свободе (В.А.Караковский). Личностный рост – это процесс постепенного вхождения растущего человека в окружающий мир, определение своего места среди других людей и восхождение к своей собственной свободе (В.А.Караковский). Личностный рост – это ценностное отношение личности к объектам действительности, признанные в качестве ценности в рамках общества, с которым отождествляет себя (идентифицирует) личность (В.Григорьев, И.Кулешова, П.Степанов). Личностный рост – это ценностное отношение личности к объектам действительности, признанные в качестве ценности в рамках общества, с которым отождествляет себя (идентифицирует) личность (В.Григорьев, И.Кулешова, П.Степанов). Личностный рост понимается как педагогически управляемый процесс достижения позитивных личностных изменений, в основе которых – процесс интернализации (присвоение) и экстериоризации (воспроизведение, создание) ценностей (Б.П.Битинас). Личностный рост понимается как педагогически управляемый процесс достижения позитивных личностных изменений, в основе которых – процесс интернализации (присвоение) и экстериоризации (воспроизведение, создание) ценностей (Б.П.Битинас).
3 Личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических, ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе. Результатом личностного роста воспитанника является актуализация и мотивация смыслов жизни, собственной стратегии, определение себя и своего места в системе социальных отношений, которые характеризуются как: ситуативные отношения (связаны с конкретными жизненными ситуациями и реактивными моделями социального поведения учащихся); ситуативные отношения (связаны с конкретными жизненными ситуациями и реактивными моделями социального поведения учащихся); устойчивые отношения (связаны с выполнением конкретного круга обязанностей, характеризуются устойчивостью отношенческих позиций и стабильным характером модели социально-ориентированного поведения); устойчивые отношения (связаны с выполнением конкретного круга обязанностей, характеризуются устойчивостью отношенческих позиций и стабильным характером модели социально-ориентированного поведения); незыблемые отношения (определяется постоянством, незыблемым характером отношений на основе осознанного, мотивированного личностного выбора). незыблемые отношения (определяется постоянством, незыблемым характером отношений на основе осознанного, мотивированного личностного выбора).
4 Понятие «личностный рост» раздвигает и углубляет этимологию категории «личностное развитие», в содержании которой необходимо учитывать два аспекта: личностный рост как позитивное и конструктивное развитие человека как личности; личностный рост как позитивное и конструктивное развитие человека как личности; личностный регресс как регрессивное и деструктивное развитие личности. личностный регресс как регрессивное и деструктивное развитие личности. Следовательно, в развитии личности проявляются два характерных вектора: положительный (личностный рост) и отрицательный (личностный регресс). Этот фактор следует учитывать при организации педагогического мониторинга.
5 Приоритетным направлением всей воспитательной деятельности, ее стратегической целью, результатом и объектом системного управления (мониторинга) выступает динамика личностного роста как постоянное приращение ценностного опыта, социально значимых качеств и мировоззренческих представлений через самоактуализацию, самоидентификацию и самоопределение личности.
6 Мониторинг личностного развития воспитанника может осуществляться по следующим направлениям(в зависимости от его целей): мониторинг личностного роста (нравственного развития); мониторинг личностного роста (нравственного развития); креативного потенциала воспитанника; креативного потенциала воспитанника; мониторинг информационной культуры; мониторинг информационной культуры; мониторинг культуры здорового образа жизни; мониторинг культуры здорового образа жизни; мониторинг развития социальных связей образовательного учреждения как условие качества воспитательного процесса; мониторинг развития социальных связей образовательного учреждения как условие качества воспитательного процесса; мониторинг научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся и т.д. мониторинг научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся и т.д.
7 организация и технология мониторинга личностного роста Основополагающей целью воспитания является «формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность – личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина»
8 Мониторинг динамики личностного роста предполагает организацию и выполнение следующих этапов деятельности : I этап – актуализация и мотивация самооценки, самоизучения, самопознания с помощью адекватных методов по выявлению реальных нравственных качеств и реальных ценностей у воспитанника. I этап – актуализация и мотивация самооценки, самоизучения, самопознания с помощью адекватных методов по выявлению реальных нравственных качеств и реальных ценностей у воспитанника. Данный этап предполагает неформальную констатацию проявления изучаемых отношений воспитания. Данный этап предполагает неформальную констатацию проявления изучаемых отношений воспитания. Педагог применяет адекватные методы изучения качеств воспитанника: индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, социометрию, целевые компьютерные программы по саморазвитию, самотестирование. Педагог применяет адекватные методы изучения качеств воспитанника: индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, социометрию, целевые компьютерные программы по саморазвитию, самотестирование. Одним из диагностических подходов к реализации этой задачи может служить методика оценивания уровня ценностных ориентаций подростка Одним из диагностических подходов к реализации этой задачи может служить методика оценивания уровня ценностных ориентаций подростка
9 Результатом первого этапа является разработка педагогом индивидуальных карт развития ребенка. В качестве основных позиций изучения выступают: состояние здоровья; состояние здоровья; соблюдение норм здорового образа жизни; соблюдение норм здорового образа жизни; базовый уровень самореализации и познавательной деятельности; базовый уровень самореализации и познавательной деятельности; креативный потенциал; креативный потенциал; характер отношений ребенка и его семьи; характер отношений ребенка и его семьи; характер отношений ребенка и группой, классом; характер отношений ребенка и группой, классом; уровень нравственности и культуры поведения ученика. уровень нравственности и культуры поведения ученика. В целях объективности информации о развитии ребенка сбор данных осуществляется на основе информации учителей- предметников, родителей и самого классного руководителя.
10 Модель индивидуальной карты развития ребенка 1. Состояние здоровья 1-слабое(страдает хроническими заболеваниями, систематически пропускает уроки) 1-слабое(страдает хроническими заболеваниями, систематически пропускает уроки) 2-удовлетворительное(часто болеет простудными заболеваниями) 2-удовлетворительное(часто болеет простудными заболеваниями) 3-хорошее(редко болеет) 3-хорошее(редко болеет) 4-очень хорошее(практически не болеет, здоров (норма)) 4-очень хорошее(практически не болеет, здоров (норма)) 2. Соблюдение норм здорового образа жизни 1.неудовлетворительное-не знает правил здорового образа жизни и не соблюдает их 1.неудовлетворительное-не знает правил здорового образа жизни и не соблюдает их 2.удовлетворительное-знает правила здорового образа жизни, но не осознает их жизненный и нравственный смысл 2.удовлетворительное-знает правила здорового образа жизни, но не осознает их жизненный и нравственный смысл 3.хорошее-знает и соблюдает основные из них 3.хорошее-знает и соблюдает основные из них 4.высокое-осознает правила на мотивационном уровне 4.высокое-осознает правила на мотивационном уровне
11 Модель индивидуальной карты развития ребенка 3. Базовый уровень самореализации в познавательной деятельности 1. низкий – репродуктивный уровень способов познания, тип деятельности – копирование стандарта и шаблона; 1. низкий – репродуктивный уровень способов познания, тип деятельности – копирование стандарта и шаблона; 2. удовлетворительный – готовность к постановке и решению задач с выходом на конструктивный результат; 2. удовлетворительный – готовность к постановке и решению задач с выходом на конструктивный результат; 3. хороший – автономная мотивация на продуктивную деятельность; 3. хороший – автономная мотивация на продуктивную деятельность; 4. высокий – способность апеллировать абстрактные идеи, прогноз и моделирование как способы познания. 4. высокий – способность апеллировать абстрактные идеи, прогноз и моделирование как способы познания. 4 Характер отношений ребенка и его семьи 1.конфликтные-регулярные ссоры членов семьи, свидетелем которых становится ребенок 1.конфликтные-регулярные ссоры членов семьи, свидетелем которых становится ребенок 2.формальные-конфликтов нет, но отношения между членами не носят уважительного характера 2.формальные-конфликтов нет, но отношения между членами не носят уважительного характера 3.партнерские-взаимопомощь и взаимоуважение в семье 3.партнерские-взаимопомощь и взаимоуважение в семье 5. Характер отношений ребенка с группой, классом. 1. конфликтные 1. конфликтные 2. формальные 2. формальные 3. партнерские 3.партнерские
12 В результате определяется уровень нравственности и культуры воспитанника и мотивируется потребность в преобразовании и самопостроении самого себя Неудовлетворительный уровень нравственности и культуры поведения ученика проявляется в стиле общения и поступках воспитанника, не соответствующих гуманистическим принципам. Неудовлетворительный уровень нравственности и культуры поведения ученика проявляется в стиле общения и поступках воспитанника, не соответствующих гуманистическим принципам. Удовлетворительный – стиль общения и поступки ученика соответствуют отдельным нравственным принципам. Удовлетворительный – стиль общения и поступки ученика соответствуют отдельным нравственным принципам. Хороший – стиль общения и поступки ученика соответствуют ведущим нравственным принципам. Хороший – стиль общения и поступки ученика соответствуют ведущим нравственным принципам. Высокий – стиль общения и поступки воспитанника соответствуют большинству нравственных принципов. Высокий – стиль общения и поступки воспитанника соответствуют большинству нравственных принципов.
13 Мониторинг динамики личностного роста предполагает организацию и выполнение следующих этапов деятельности : II этап – проектирование программы личностного роста всеми субъектами воспитательного процесса (воспитанник, родители, педагог, сверстники, ближнее окружение); определение стратегических целей и задач саморазвития на конкретный временной промежуток (например, год); разработка критериев качества воспитания личности как совокупности гуманистических качеств, которые необходимо развивать в ребенке: нравственные позиции к семье, близким, обществу, учебе, к самому себе. II этап – проектирование программы личностного роста всеми субъектами воспитательного процесса (воспитанник, родители, педагог, сверстники, ближнее окружение); определение стратегических целей и задач саморазвития на конкретный временной промежуток (например, год); разработка критериев качества воспитания личности как совокупности гуманистических качеств, которые необходимо развивать в ребенке: нравственные позиции к семье, близким, обществу, учебе, к самому себе. На подготовительном этапе проектирования необходимо провести целенаправленную работу со всеми участниками воспитательного процесса по раскрытию смысла понятий «общечеловеческие ценности», «гуманистические качества», «нравственная позиция», «персональная система ценностей» и возможность ее выбора. По каждому показателю выводится среднеарифметическая оценка, на основе различных ее видов (самооценка, оценка родителей, оценка учителей, оценка товарища). Оценивание проводится 2-3 раза в год (начало, середина, конец). На подготовительном этапе проектирования необходимо провести целенаправленную работу со всеми участниками воспитательного процесса по раскрытию смысла понятий «общечеловеческие ценности», «гуманистические качества», «нравственная позиция», «персональная система ценностей» и возможность ее выбора. По каждому показателю выводится среднеарифметическая оценка, на основе различных ее видов (самооценка, оценка родителей, оценка учителей, оценка товарища). Оценивание проводится 2-3 раза в год (начало, середина, конец). Особенностью данного этапа является выявление, стимулирование и на этой основе формирование новых ценностных ориентаций учащегося, обогащение нравственного опыта. Особенностью данного этапа является выявление, стимулирование и на этой основе формирование новых ценностных ориентаций учащегося, обогащение нравственного опыта.
14 На промежуточном этапе реализации программы личностного роста (конец четверти, середина учебного года) педагогом (воспитателем) выявляются изменения в личностном развитии ребёнка: какие ценности и в какой степени присвоены (не присвоены) воспитанником, какие ценности и в какой степени присвоены (не присвоены) воспитанником, анализируются причины того или иного состояния позиции личности, анализируются причины того или иного состояния позиции личности, определяются педагогические перспективы, отражаются изменения в программе личностного роста, определяются педагогические перспективы, отражаются изменения в программе личностного роста, вносятся коррективы в воспитательный процесс. вносятся коррективы в воспитательный процесс. Осуществление программы личностного роста на всех этапах предполагает непосредственное участие самого воспитанника как субъекта своей жизнедеятельности.
15 Конечный результат предлагаемой технологии– определение педагогом уровня сформированности персональной системы ценностей воспитанника. Средний уровень сформированности персональной системы ценностей указывает на непоследовательность и неустойчивость в жизнепроявлении воспитанника, недостаточную мотивацию морально-этических ценностей, неустойчивую социальную позицию. Средний уровень сформированности персональной системы ценностей указывает на непоследовательность и неустойчивость в жизнепроявлении воспитанника, недостаточную мотивацию морально-этических ценностей, неустойчивую социальную позицию. Критериями сформированности высокого уровня персональной системы ценностей являются: развитость, целостность, непротиворечивость персональной системы ценностей, жизнеспособность, социальная активность индивида, его автономность. Критериями сформированности высокого уровня персональной системы ценностей являются: развитость, целостность, непротиворечивость персональной системы ценностей, жизнеспособность, социальная активность индивида, его автономность. Низкий уровень сформированности персональной системы ценностей свидетельствует о неспособности воспитанника к автономности, о слабом умении (отсутствии) определить личностные цели, вырабатывать стратегию и тактику их достижения, в пассивной социальной позиции, о нестабильном характере личностных ценностей. Низкий уровень сформированности персональной системы ценностей свидетельствует о неспособности воспитанника к автономности, о слабом умении (отсутствии) определить личностные цели, вырабатывать стратегию и тактику их достижения, в пассивной социальной позиции, о нестабильном характере личностных ценностей.
16 Способами реализации проектируемой программы личностного роста являются: овладение воспитанниками гуманистическими знаниями, умениями, навыками и отношениями в процессе обучения и воспитания; овладение воспитанниками гуманистическими знаниями, умениями, навыками и отношениями в процессе обучения и воспитания; овладение способами познания, саморегуляции, самосовершенствования, преобразования и управления реальностью на личностном уровне; овладение способами познания, саморегуляции, самосовершенствования, преобразования и управления реальностью на личностном уровне; обогащение гуманистических представлений, развитие гуманистических отношений через персональную систему ценностей и актуализацию ценностно значимых мотивов поведения воспитанников. обогащение гуманистических представлений, развитие гуманистических отношений через персональную систему ценностей и актуализацию ценностно значимых мотивов поведения воспитанников.
17 Динамика личностного роста является ключевым, смысловым объектом педагогического мониторинга, который обеспечивает создание адекватных педагогических условий для самопознания, самоутверждения, самоопределения личности через учебные, творческие, созидательные, социально-практические виды деятельности как непрерывный процесс постоянного наблюдения, анализа, коррекции, оценивания и прогнозирования целостного становления личности.
18 Анализ занятости воспитанников во второй половине дня учебный год
19 Анализ посещения кружков в МКОУ «Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат им А.П. Пырерки»
20 Анализ посещения учреждений дополнительного образования
21 Анализ занятости во второй половине дня по направлениям внеурочной деятельности
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.