Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалентин Вельмукин
1 Проблемы экстремизма в образовательной среде: внутренние и внешние угрозы. Автор: Фирсова Раиса Овсеевна, к.п.н., доцент, полковник милиции в отставке к.п.н., доцент, полковник милиции в отставке
2 «Люди, будьте бдительны». Юлиус Фучек – чешский писатель-антифашист, автор литературного произведения «Репортаж с петлей на шее» ( погиб в застенках Гестапо в 1943 году).
3 Понятие и виды рисков в системе образования: Наиболее распространенное определение: риск или степень риска есть мера опасности; В системе образования применяется термин «группа риска» ( особая категория семей и детей- группы социального риска). Группа риска – группа лиц, которые более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к социальной и психологической дезадаптации. В условиях О.О.- к «группе риска» относятся «педагогически запущенные» подростки.
4 В ст.3 ФЗ 273 от г. «Об образовании в Российской Федерации» отмечен «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности…»
5 П.6.ст.28 ФЗ г. «Об образовании в РФ» Закон обязывает образовательные организации: «создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающими, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работниками образовательной организации»
6 ФЗ г. «Об образовании в РФ» Безопасность является обязательным условием и одним из основных критериев эффективности деятельности образовательной организации
7 Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам (как правило в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Терроризм – это крайнее проявление экстремизма. Явление, связанное с насилием и угрожающее жизни и здоровью граждан.
8 Трагедия в школе Израиля. В мае 1974 г. В школе г.Маалот произошел террористический акт. Палестинскими боевиками были захвачены 100 учеников школы и выдвинуты политические требования. Переговоры не увенчались успехом. В результате штурма здания школы погибли 25 учеников,3 взрослых и 1 военнослужащий И.А. Террористы были уничтожены.Несколько школьников получили ранения разной степени тяжести.
9 Последствия теракта: На высшем уровне был издан приказ, разрешающий преподавателям школ страны, имеющим оружие и прошедшим специальную подготовку, приходить на работу с оружием. Дополнительная защита ДОУ (яслей и детских садов) была возложена на девушек, проходящих срочную службу в ИА(будущих педагогов); Руководителям ОУ разрешено привлекать добровольцев, имеющих разрешение на ношение оружия; Для учащихся школ введен специальный курс. Его цель – научить школьников грамотно действовать в экстремальных ситуациях;
10 Сохранившиеся проблемы в обеспечении безопасности ОУ в Израиле: Государство финансирует только половину ОУ(школ и ДОУ) страны в части обеспечения безопасного функционирования ОУ; Со стороны экстремистских организаций продолжаются попытки использовать ОУ Израиля для решения политических проблем;
11 Террористический акт г в школе 1 г.Беслана (Северная Осетия) Аналитическая справка: 1 сентября 2004 г. вооруженный отряд чеченских боевиков на территории школы 1 г.Беслана совершил захват свыше 1300 детей, их родителей и сотрудников школы. В течение 3-х дней в здании школы террористы удерживали заложников. В результате теракта погибло более 350 человек, половина из них-дети. Около 500 человек получили различные травмы и ранения.
12 Госкомиссия РФ провела расследование причин Бесланской трагедии и выявила ряд грубых нарушений, допущенных как на федеральном, так и на региональном уровне в части, касающейся безопасного функционирования образовательных учреждений. Террористический акт г в школе 1 г.Беслана (Северная Осетия)
13 ОУ имеют крайне низкий уровень обеспечения комплексной безопасности в т.ч. техническое оснащение ОУ являются наиболее уязвимыми и доступными для проникновения с разными целями преступного элемента - Отсутствие межведомственного взаимодействия правоохранительных, оперативных и госорганов Отсутствие профессионально подготовленных специалистов охранных структур, работающих в ОУ Террористический акт г в школе 1 г.Беслана (Северная Осетия) -выводы
14 Предложения комиссии: Террористический акт г в школе 1 г.Беслана (Северная Осетия) На Федеральном уровне разработать комплекс мер, направленных на усиление борьбы с терроризмом в том числе: внесение поправок в УК РФ об усилении ответственности лиц за экстремизм и терроризм; смена руководства субъектов РФ, причастных к трагическим событиям в Беслане (республики Северная Осетия и Ингушетия); выделение целевых средств из федерального бюджета для создания системы комплексной безопасности в ОУ всех субъектов РФ(в первую очередь - техническая и физическая защита) На уровне субъектов РФ обеспечить контроль за организацией безопасного функционирования ОУ Профинансировать из средств бюджетов субъектов РФ мероприятия по повышению уровня комплексной безопасности О
15 ЧП в Московской школе года 3 февраля 2014 года 15-летний школьник-ученик 10 класса, во время занятий в школе 263 совершил двойное убийство - погибли учитель и полицейский. Реакция правоохранительных органов и руководителей федерального и регионального уровня - незамедлительная.
16 Во время учебных занятий в школу Цементного поселка Невьянского района прошла мимо сотрудника ЧОПа, обеспечивающего физическую защиту данного объекта, бывшая ученица и нанесла ножевые ранения ученице 10 класса. Причиной тяжкого преступления стали неприязненные отношения между несовершеннолетними.
17 Проблемы социальной безопасности образовательного учреждения: Рост напряженности вследствие нестабильности экономической, финансовой ситуации; Увеличение стрессогенных и психогенных факторов в семье, в образовательных учреждениях, на работе, в общественных местах и т.д. Усиление криминогенных факторов; Социальная и психологическая разобщенность детей и подростков от взрослых; Отсутствие правовой и психологической культуры в среде педагогических работников, представителей органов власти и у населения в целом;
18 Разрушение и отсутствие целенаправленных способов формирования духовно – нравственных, культурных, социальных и экономических основ для объединения общества; Снижение общей гуманитарной культуры в системе образования, нарушение преемственности социально-культурных, национальных традиций; Ослабление государственного и социального контроля за противоправным поведением в подростковой среде; Проблемы социальной безопасности образовательного учреждения:
19 Резкое уменьшение возможностей для продуктивной и соответствующей моральным нормам реализации активности детей и подростков, в результате чего их активность реализуется в противоправных и аморальных формах(от вандализма до криминала); Агрессивность информационного пространства, демонстрация актов насилия (СМИ, телевидение, интернет); Проблемы социальной безопасности образовательного учреждения:
20 Результат: Появление страха и неуверенности в подростковой среде Парализация воспитательного и образовательного процессов в отдельных образовательных организациях Обесценивание демократических ценностей в сознании обучаемых
21 Правительством Свердловской области было принято Постановление 1262 «Об утверждении государственной программы Свердловской области – развитие системы образования в Свердловской области до 2020 г.» с изменениями и дополнениями от г. и г.
22 По информации, представленной Росвоенцентром, Свердловская область уступает другим регионам Российской Федерации в достижении обобщенных оценочных показателей, установленных государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», а именно:
24 Проектирование социально безопасной среды: Формирование состояния защищенности образовательной среды, субъектов образовательного процесса ; Формирование функционирующей системы, обеспечивающей адекватные условия развития психофизических свойств обучающихся ;
25 Удовлетворение потребности в безопасности, двигательной и интеллектуальной активности ; Профилактика отрицательного воздействия учебных факторов риска ; Проектирование социально безопасной среды:
26 Реальные и прогнозируемые внутренние и внешние угрозы социального характера: Внешние угрозы: 1.социально-политические(социальная нестабильность в обществе, массовые беспорядки и нарушения общественного порядка, акты экстремизма и терроризма, участие подростков в социальных конфликтах) ;
27 2.социально-экономические(экономические кризисы, низкий уровень жизни, попытки заработать - «достать» деньги и др.) 3. социально –криминогенные: (телефонный терроризм, захват заложников – детей, похищение детей с целью выкупа, противоправное проникновение посторонних лиц в образовательное учреждение с целью хищения чужого имущества; хулиганские действия, насилие, вандализм; Реальные и прогнозируемые внутренние и внешние угрозы социального характера:
28 причинение вреда здоровью, вымогательство, мошенничество, распространение и употребление наркотиков, влияние молодежной и преступной субкультуры, уличные проявления экстремизма, наличие преступных группировок; 4. Социально – биологические: Ухудшение здоровья детей; Эпидемии опасных инфекционных заболеваний; Массовые отравления некачественными продуктами питания и водой; Реальные и прогнозируемые внутренние и внешние угрозы социального характера:
29 Внутренние угрозы: 1.Организационные(наиболее характерные): - слабая система безопасности и охраны образовательного учреждения; - сокрытие фактов правонарушений и непринятие соответствующих мер к правонарушителям; - недостаточное изучение педагогами условий жизни учащихся, их интересов, контактов; - Проявление немотивированной агрессивности со стороны педагогических работников и персонала в отношении учеников( негативные высказывания о внешности ученика и т.д.); - реальная, но скрытая угроза наркотизации и алкоголизации учащихся;
30 2.Групповые: -неформальные группы отрицательной направленности, -участие учащихся в религиозных сектах; - Внутриклассные конфликты, унижения, немотивированная агрессия внутри детского коллектива; - Межнациональные столкновения среди детей, низкая толерантность и неготовность учащихся к конструктивному разрешению конфликтов и преодолению стрессовых ситуаций; Внутренние угрозы:
31 3.Личностные: - Употребление учащимися токсических веществ, употребление наркотических и психотропных веществ; - суицидальное поведение и другие виды зависимостей; - Детская проституция; Внутренние угрозы:
32 Меры по повышению эффективности обеспечения комплексной безопасности в образовательной среде: Реализация требований Указа Президента РФ 761 от г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на г.г.» - создание в ОО разных типов и видов служб примирения для разрешения конфликтов на ранней стадии (пример – Пермский край); - формирование образовательного пространства, доброжелательного к ребенку; - усиление межведомственного взаимодействия; - осуществление экспертного сопровождения;
33 1.Введние. Главная цель Н С –определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
34 Основные проблемы в сфере детства. Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка; Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях; Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей; Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства; Социальная исключенность уязвимых категорий детей( дети –сироты и дети, родителей, дети – инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении); Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей
35 2. Ключевые принципы национальной стратегии: Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье; В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку; Особое внимание уделять уязвимым категориям детей. В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество;
36 Семейная политика детства сбережения: 1. Краткий анализ ситуации: Несмотря на наблюдающийся в последнее время рост рождаемости, число детей в возрасте до 17 лет за 10 лет сократилось с 31,8 млн.детей в 2002 г.до 26 млн. в 2011 г. Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становится лишение и ограничение родительских прав( 57,4 тыс.родителей в 2011 г.)
37 В области образования: Обеспечение доступности качественного дошкольного образования; Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного, качественного, бесплатного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС;
38 В области образования: Защита образовательных прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам; Формирование новой общественно- государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение;
39 В области образования: Государственная поддержка развития детских библиотек, литературы, кино и телевидения для детей; Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами; Обеспечение информационной безопасности детей;
40 Здравоохранение, дружественное к детям: Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения; Развитие подростковой медицины, клиник дружественных к детям и молодежи; Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей;
41 Обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. детей –инвалидов; Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
42 Обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, юридическую и социальную защиту; всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
43 Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия Развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей; Реформирование деятельности органов опеки и попечительства; Реформирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку;
44 Обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально- психологической реабилитации детей – жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей;
45 Региональная политика в рамках реализации «Национальной стратегии». Принята региональная Стратегия действий в интересах детей (СО); Изучен Пермский и Тюменский опыт работы; На базе Верх-Исетского района г.Екатеринбурга определены 3 ОУ для формирования школьных служб примирения;
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.