Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИнга Соколова
1 Михаил Пришвин «Искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека»
2 «Старичок-лесовичок» отечественной литературы Он пережил три войны и революцию, успел многое повидать и запомнить, побывать в Сибири и Средней Азии, на Дальнем Востоке, на Севере и Кавказе. Его спутниками были записная книжка да ружьё. Сколько тропинок в лугах и лесах истоптал, сколько узнал больших и малых озёр и рек! Прекрасно понимал жизнь и быт простых людей: помора, раскольника, пахаря, охотника, рабочего, мастерового. Ощутил всё богатство и прелесть родного слова.
3 Все произведения М. Пришвина отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой. Максим Горький говорил, что ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе.
4 "Чтобы описать дерево, скалу, реку, мотылька на цветке... нужна жизнь человека, и не для сравнения и очеловечивания... а как внутренняя сила движения"
5 Под пером Пришвина природа предстаёт во всём великолепии красок, звуков и ароматов! Мы угадываем весну в едва уловимой мелодии тающих сосулек, наслаждаемся прохладой и переливами лесного ручья, видим слияние капелек дождя в неисчислимые миллионы.
6 Весна света До солнца леса оделись инеем, и, когда солнце взошло, некоторые крупные кристаллы на деревьях загорелись, и так ярко, что нельзя было отличить от них забытую электрическую лампочку. Тишина. Мороз, свет, аромат мороза и солнца, торжество. Так до самого апреля оставалась весна света.
7 Весна света «За окном моим под черной железной планкой балкона повесились четыре большие, тяжелые светящиеся капли и светят мне как посланники весны, и говорят мне по-своему, на понятном только мне языке: - Мы, посланники этой новой весны, приветствуем тебя, старого посланника своих отцов и дедов, и просим тебя – старого человека: возьми нас и покажи нас людям, рожденным любить этой новой весной».
8 «В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах; в полях реки текут голубые, и цветы возле них разные... Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов. И мне так хорошо было пройтись по этому лугу... значит, недаром неслись весной мутные потоки».
9 «Старый гриб»
10 «... когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
11 Птичик «... вы думаете, легко им жить? Летят шишки под крыльями, повеселятся денёк весной и в гнездо, сиди, не шевелись, а потом вывели таскай весь день червей. Выкормили опять в дорогу, опять шишки под крыльями. И попить и поесть ей не в радость, кругом враги: клюнет и оглянется, клюнет и оглянется». Но ничего нет, по мнению писателя, краше и свободнее на земле, чем птицы!
12 Книги М. М. Пришвина заняли прочное место в золотой библиотеке русской литературы, потому что в них писатель сумел отразить любовь к родине, ее людям, ее природе. Это и поэтические очерки «В краю непуганых птиц», и поэма «Жень-шень», и автобиографический роман «Кащеева цепь», и своды поэтических миниатюр «Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки», и охотничьи рассказы, собранные в книге «Календарь природы», и детские повести- сказки, новеллы «Золотой луг», «Кладовая солнца», «Корабельная чаша», и повести, романы, рассказы на самые разные темы. Это и поэтические очерки «В краю непуганых птиц», и поэма «Жень-шень», и автобиографический роман «Кащеева цепь», и своды поэтических миниатюр «Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки», и охотничьи рассказы, собранные в книге «Календарь природы», и детские повести- сказки, новеллы «Золотой луг», «Кладовая солнца», «Корабельная чаша», и повести, романы, рассказы на самые разные темы.
13 Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Эту фразу можно смело назвать системообразующей в его рассказах, потому как в них мы видим открытого и думающего человека, с чистым сердцем рассуждающего об истинных ценностях. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями: «…так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше».
14 Заповедный край, заповедные годы. М. Шолохов писал 28 декабря 1933 года актрисе Камерного театра Гриневой, читавшей с эстрады произведения прозы: «Читали ли Вы его «Корень жизни»? Если нет, – очень советую: прочтите! Такая светлая, мудрая, старческая прозрачность, как вода в роднике. Я недавно прочитал и до нынешнего дня на сердце тепло. Хорошему слову радуешься ведь, как хорошему человеку». Действие повести охватывает временной промежуток с 1904 по 1916 год.
15 Ключевую тему «Женьшеня» составляет тема любви-страсти. Любовь героя возникает и растет в окружении и взаимодействии с девственной, мощной, ежеминутно воспроизводящей себя природой. В повести постоянен мотив оленьего гона, опьянения страстью, борьбы за любовь оленьей ланки, красоты и скрытой драмы естественной жизни оленьего стада. Поразившие писателя своей реликтовой красотой животные, пятнистые дальневосточные олени, становятся равноправными героями повествования наряду с автором и его другом-таежником китайцем Лувеном.
16 В романтическом воображении героя повести «Женьшень» олень-цветок и любимая женщина как бы сливаются в один образ. Да и сам Пришвин в дневнике 1951 года писал: «Как начался «Женьшень»? Я облазил тайгу на материке по Амурскому заливу, был на островах и везде видел пятнистых оленей, и потом везде мне виделись их прекрасные глаза. Под конец я прибыл во Владивосток и тут однажды возле остановки трамвая увидел на солнце женщину, одетую в материю, переливающуюся из зеленого в синее. Сияние материи привлекло меня, и я захотел заглянуть ей в лицо. Я только успел заметить, что глаза у нее были, как у оленя, – она повернулась, прыгнула на ступеньку, и вагон покатился. Я бросился вагон догонять, но люди мне помешали. Во мне остались от женщины только глаза, а остальное в «Женьшене» все дополнило воображение».
17 Превратить прекрасное мгновение в реальность или оставить его прекрасным же воспоминанием ? «Я как охотник был себе самому хорошо известен, – признается герой, – но никогда я не думал, не знал, что есть во мне какой-то другой человек, что красота, или что еще там еще, может меня, охотника, связать самого, как оленя, по рукам и ногам. Во мне боролись два человека. Один говорил: «Упустишь мгновение, никогда оно к тебе не возвратится, и ты вечно будешь о нем тосковать. Скорей же хватай, держи, и у тебя будет самка Хуа-лу, самого красивого в мире животного». Другой голос говорил: «Сиди смирно! Прекрасное мгновение можно сохранить, лишь не прикасаясь к нему руками».
18 «Вероятно, я был еще под сильным влиянием грациозного животного возле дерева, опутанного виноградом, что-то в этой незнакомой мне женщине напомнило мне Хуа-лу, и я был уверен, что вот сейчас, как только она обернется, я увижу те прекрасные глаза на лице человека… и дальше, как бы в ответ моему предчувствию, как в сказке о царевне-лебеди, началось превращение. Глаза у нее были до того те же самые, что у Хуа-лу, что все остальное оленье – шерсть, черные губы, сторожкие уши – переделывалось незаметно в человеческие черты, сохраняя в то же время, как у оленя, волшебное сочетание, как бы утвержденную свыше нераздельность правды и красоты».
19 Лувену, в отличие от молодого героя, нет нужды вырабатывать понимание жизни. Оно дано ему с рождения, как и тем «миллионам за тысячи лет», которые уже в земле. Лувен – дитя и властелин тайги, он относится ко всему живому с родственным вниманием, умеет «все на свете оживлять». Он учит своим примером идти в поисках корня жизни «с чистой совестью и никогда не оглядываться назад, в ту сторону, где все уже измято и растоптано. А если чистая совесть есть, то никакой завал не испортит пути». У Лувена лирический герой «научился понимать на всю жизнь, не по книгам, а на примере, что культура не в манжетах и запонках, а в родственной связи между людьми».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.