Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОлег Петрушенков
2 Воспитание В локальном значении- решение какой-либо конкретной воспитательной задачи В узком смысле- целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально-значимых личностных качеств, развитых взглядов и убеждений В широком смысле- целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития человека
3 Исследования ученных показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. В процессе воздействия на развитие человека воспитание начинает само зависеть от развития, поэтому постоянно опирается на достигнутый уровень развития. Л.С. Выготский обосновал закономерность о том, что цели и методы должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Воспитание достигнет поставленной цели только в случае, если оно идет впереди развития. Опираясь на идеи педагогов прошлого (Я.А. Коменский, Т. Мор, Ф. Рабле, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), можно сделать вывод, что чем раньше личность ребенка начнет всесторонне развиваться, тем быстрее и продуктивнее получится результат. Другими словами правильно поставленное воспитание должно привести личность к развитию потребности в самовоспитании. Однако ребенок не может воспитываться по частям, поэтому необходимо единство четырех его интегративных составляющих.
4 ум воля духов- ность эмоция Интегративные составляющие воспитания
5 Изучение проявления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния и психических свойств личности Выявление сущности личности Цели и задачи воспитания Цели воспитания детей дошкольного возраста в XXI веке: Задачи воспитания детей дошкольного возраста в XXI веке: «Воспитание новой личности, способной, свободной, способной к активной творческой деятельности во всех сферах жизни» (В.А. Орехова) «Воспитание эмоционального благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка» (С.А. Козлова, Т.А. Куликова) В.А. Орехова Познание законов формирования личности Оснащение ребенка широкими знаниями о мире, умениями взаимодействовать с миром Формирование способности жить по социально- культурным нормам и вступать в социальные отношения В.А. Орехова Нравственное воспитание Физическое воспитание Трудовое воспитание Эстетическое воспитание Умственное воспитание С.А. Козлова, Т.А. Куликова
9 Основные принципы воспитания, которыми руководствуется современная система воспитания (Л.А. Вигман) Общественная направленность воспитания «Общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил» (Г. Сен-Джон) Воспитание направлено на поддержку и упрочнение государственного строя, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе действующей в государстве идеологии, конституции и законов Связь воспитания с жизнью трудом Активная деятельность педагога в двух направлениях Широкое и оперативное ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами Привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям и различным видам общественно- полезной деятельности Опора на положительное в воспитании Педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармоничного сочетания Философская основа данного принципа- положение о противоречивости человеческого характера
10 Основные принципы воспитания, которыми руководствуется современная система воспитания (Л.А. Вигман) Гуманизация воспитания Данный принцип требует: Уважения прав и свобод воспитанника Уважения позиции воспитанника Отказ от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний Предъявления воспитаннику посильных и разумных требований Ненасильственное формирование требуемых качеств Личностный подход Опора на личностные качества, выражающие важные для воспитания характеристики: направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения Единство воспитательных воздействий Совместные действия педагогов, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающего поколения
12 В научно-исследовательской литературе существует и другая классификация методов воспитания- по источникам передачи содержания Классификация методов по источникам передачи содержания Группы методов Виды методов Источники передачи содержания Иллюстрирование, показ и др. I группа II группа III группа Словесные методы Практические методы Наглядные методы Рассказ, беседа, разъяснение и др. Упражнения, тренировка, приучение и др.
13 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ- НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫЕ СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ И ВОСПИТАННИКАМИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ, ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТНОШЕНИЙ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ИХ АКТИВНОСТЬ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ Методы формирования сознания личности Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников Методы стимулирования деятельности и поведения Методы контроля Рассказ, разъяснение, объяснение, беседа, этическая беседа, пример, анализ ситуаций, увещевание и др. Поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования и др. Требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий и др. Педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников и др..
17 Концепция дошкольного воспитания- основополагающий документ, определяющий цели дошкольного воспитания через ориентацию на общечеловеческие ценности познания, переживания и преобразования; формулирующий принципы построения развивающей среды, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, провозглашающий личностно-ориентированную модель дошкольного образования в Российской Федерации. Современная Концепция издана в 1989 г. и утверждена Государственным комитетом по народному образованию. Значение дошкольного детства в становлении личности Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми Учебно-дисциплинарная модель Личностно-ориентированная модель Охрана и укрепление здоровья детей Особенности воспитания дошкольников Основы перестройки содержания педагогической работы с детьми Особенности обучения дошкольников Особенности организации дополнительного образования в ДОУ Основные параметры перестройки содержания педагогической работы с детьми Организация жизни детей и условия их развития Связь семьи, детского сада и школы в вопросах воспитания и обучения дошкольника Личность воспитатель детского сада Модели общения взросло- го и ребенка Основные вопросы, рассмотренные в концепции дошкольного воспитания
18 В 2005 г. Институтом развития дошкольного образования Российской академии образования по ред. В.И. Слободчикова была разработана научная концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» (авторы- разработчики В.И. Слободчиков, Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л. Кириллов). Структура научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» 1. Введение, где рассмотрены принципиальные проблемы дошкольного образования, требующие комплексного и принципиального анализа (дошкольное образование- статус суверенной самоценной ступени образования, обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу, общедоступность качественного дошкольного образования, преемственность дошкольного и школьного этапов образования и др.)
19 2. Детство как самоценный период жизни человека, где сделан вывод о том, что у современных ученых есть все основания полагать, что современный этап истории детства- этап критический, т.к. происходит своеобразная инволюция к предыстории детства, когда, по мнению М. Мид, дети не находят в жизни взрослых таких образцов, которые вызывали бы у них восхищение и желание подражать им. С другой стороны, культурное оформление дошкольного детства не может быть сведено к обучению тому, что умеет делать общество взрослых (даже- к чтению, письму, счету). Это тоже было бы возвращение к предыстории, когда ребенка учили именно тому, что должен делать взрослый. 3. Интегральный образ развития в дошкольном возрасте, основу которого составляют интеллектуальные и мотивационно-динамические характеристики деятельности и учет возрастающей инициативности ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах (творческая инициатива, инициатива как целеполагание и волевое усилие, коммуникативная инициатива, познавательная инициатива). 4. Модель образовательного процесса для дошкольного возраста- это общий «стандарт», который может быть положен в основу вариативных образовательных программ и необходимый при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для дошкольного возраста, которая учитывает: психологические особенности возраста (закономерности развития) и ценностные ориентиры общества относительно образования дошкольника (две основные составляющие образовательного процесса- совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей). 5. Перспективы развития дошкольного образования в совокупности его вариативных организационных форм, связанные не с наращиванием количества образовательных программ в ДОУ, а с упорядочением инновационного процесса.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.