Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалерия Стрепетилова
1 Базовые показатели финансового менеджмента. Формула Дюпон и ее модификация
2 Для анализа финансово-хозяйственной деятельности в зарубежной практике используются четыре базовых показателя. Они необходимы для отражения финансового результата на совместных предприятиях и предприятиях с иностранными инвестициями.
3 Основные базовые показатели 1. Добавленная стоимость (ДС). 2. Брутто - результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ). 3. Нетто - результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ). 4. Экономическая рентабельность (ЭР).
4 Добавленная стоимость Добавленная стоимость – это расходы на оплату труда и во внебюджетные фонды, прибыль предприятия, акцизы и их сумма (для подакцизных товаров). Добавленная стоимость получается путем вычитания из стоимости продукции (производственной или реализованной) стоимости потребленных материальных затрат и услуг организации. В этом случае появляется стоимость, которую действительно добавили к стоимости сырья, электроэнергии, топлива и т.д. – это экономическое определение ДС. Вследствие этого возникает налог на добавленную стоимость (21 глава НК РФ). По официальному определению НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавочной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат [3]. Анализ динамики добавленной стоимости свидетельствует о масштабе деятельности организации.
5 Брутто - результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ). Если из добавленной стоимости вычесть расходы на оплату труда и все, связанные с этим начисления (пенсионный фонд, обязательное медицинское страхование, социальное страхование), то получается показатель БРЭИ. БРЭИ используется для анализа результатов финансово- хозяйственной деятельности организации и является главным показателем достаточности средств на покрытие расходов по амортизации, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль. По удельному весу БРЭИ в добавленной стоимости оценивают эффективность управления предприятия и делают общее представление о его потенциальной рентабельности.
6 Нетто - результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) Данный показатель характеризует прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль. В зарубежной практике процент за кредит не включается в себестоимость продукции, а в отечественной практике процент за кредит включается в себестоимость продукта в пределах ставки рефинансирования плюс 3 % пункта. Если из БРЭИ вычесть затраты на восстановление основных средств (амортизацию), то получается новый показатель – нетто результат эксплуатации инвестиций. НРЭИ – это есть экономический эффект, представляющий собой прибыль до уплаты процентов за кредит за кредит и налога на прибыль. Данный показатель условно можно отождествить с показателем, отражающимся в российской отчетности в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках», если к балансовой прибыли прибавить проценты за кредит, относимые на себестоимость продукта. Анализ динамики НРЭИ свидетельствует о рентабельности организации.
7 Экономическая рентабельность (ЭР) Экономическая рентабельность - это соотношение финансового результата со средством его достижениями. ЭР = НРЭИ / Активы × 100 % В качестве финансового результата выступает нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), а в качестве средства его достижения – величина активов в форме оборотного и основного капитала. Достаточный уровень экономической рентабельности свидетельствует об успехах организации и об ее эффективности ее деятельности. Для расчета экономической рентабельности в отечественной практике необходимы преобразования исходных показателей: НРЭИ = балансовая прибыль (БП) + процента за кредиты, относимые на себестоимость (ПК); Активы = валюта баланса (ВБ) – кредиторская задолженность (КЗ). Таким образом, формула экономической рентабельности для практического применения после преобразования примет следующий вид: ЭР = (БП + ПК) / (ВБ – КЗ) × 100 % Показатели экономической рентабельности, после небольших преобразований, можно определить на основании действующих форм бухгалтерской отчетности (форма 1 и форма 2).
8 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ ВЕЛИЧИНУ
9 Следующим этапом в изучении базовых показателей финансового менеджмента являет определение производных коэффициентов (показателей). Для определения факторов, влияющих на экономическую рентабельность необходимо в исходную формулу ЭР ввести соотношение (оборот/оборот) Под оборотом в данном случае принимается выручка от продажи плюс внереализационные доходы. ЭР = [(НРЭИ / Актив) × 100 %] × [Оборот / Оборот] = [(НРЭИ / Оборот) × 100 %] × [Оборот / Актив]
10 Коммерческая маржа и коэффициент трансформации На основании преобразованной формулы можно получить два показателя, которые очень часто используются в зарубежной практике финансового менеджмента: 1. (НРЭИ / Оборот) × 100% коммерческая маржа (КМ); 2. Оборот / Актив коэффициент трансформации (КТ). Коммерческая маржа показывает величину финансового результата на каждые 100 рублей оборота (объема продаж). Как правило, КМ выражается в процентах. Этот показатель характеризует единство тактических и стратегических целей хозяйствующего субъекта, отражает только операционную деятельность и не имеет ничего общего с финансовой деятельностью. Средний уровень рентабельности продаж или КМ в разных видах деятельности может варьироваться от 3% до 30%, т.е. единого стандарта не существует. Это хороший критерий для сравнительной оценки с отраслевым стандартом.
11 Коэффициент трансформации показывает величину объема продаж или оборота, приходящуюся на 1 рубль активов, т.е. в какой оборот трансформируется каждый рубль активов. КТ тождественен коэффициенту оборачиваемости активов, который широко используется при оценке эффективности использования активов организации. Таким образом, формула экономической рентабельности примет вид: ЭР = КМ × КТ
12 Методика формализованного факторного анализа экономической рентабельности Используя полученную формулу, определим влияние факторов на экономическую рентабельность методом цепных подстановок или интегральным. На величину экономической рентабельности влияют два фактора: 1. влияние изменения коммерческой маржи; 2. влияние изменения коэффициента трансформации. Методика формализованного факторного анализа экономической рентабельности: 1. общее отклонение экономической рентабельности: Δ ЭР = ЭР ¹ – ЭР º, Где Δ ЭР – общее отклонение экономической рентабельности; ЭРº - экономическая рентабельность за базисный период; ЭР¹ - экономическая рентабельность за отчетный период. 2. влияние изменения коммерческой маржи: Δ ЭР (Δкм) = (КМ¹ - КМº) × КТº, Где Δ ЭР (Δкм) – изменение экономической рентабельности за счет влияния коммерческой маржи; КМ¹, КМº - коммерческая маржа за отчетный и базисный периоды; 3. влияние изменения коэффициента трансформации: Δ ЭР (Δкт) = (КТ¹ – КТº) × КМ ¹ где Δ ЭР (Δкт) – изменение экономической рентабельности за счет влияния коэффициента трансформации; КТ¹, КТº - коэффициент трансформации за отчетный и базисный периоды. Сумма факторных отклонений дает общее изменение экономической рентабельности, что выражается следующей формулой: Δ ЭР = Δ ЭР (Δкм) + Δ ЭР (Δ кт)
13 Факторный анализ позволяет определить динамику влияния факторов на экономическую рентабельность и изыскать резервы ее повышения в допустимых размерах, т.к. увеличение коммерческой маржи всегда будет сопровождаться относительным снижением коэффициента трансформации. Достижение больших оборотов свидетельствует о немалом успехе организации. Однако финансовому менеджеру необходимо знать, какой ценой достигается этот успех.
14 Пример Условие: НРЭИ – 5 тыс. руб.; Оборот – 50 тыс. руб.; Актив – 100 тыс. руб. Определить экономическую рентабельность? Решение: КМ = НРЭИ / Оборот = 10 %; КТ = Оборот / Актив = 0,5. ЭР = 10 % * 0,5 = 5 % Таким образом, на простом примере, мы видим, что хороший уровень КМ (10 %) дополняется низким значением КТ, т.е. на каждый рубль оборота приходится использовать по 2 рубля активов. Для получение НРЭИ в 5 тыс. руб. предприятие задействовало имущества в размере 100 тыс. руб. Вследствие этого экономическая рентабельность уменьшилась в 2 раза. Следовательно, финансовый менеджер при планировании показателей должен учитывать их взаимное влияние и противоречивый характер поведения.
15 МОДЕЛИ ИНТЕГРАЛЬНОГО АНАЛИЗА
16 МОДЕЛЬ КОРПОРАЦИИ ДЮПОН
17 Интегральный финансовый анализ позволяет получить наиолее углубленную (многофакторную) оценку условий формирования отдельных агрегированных финансовых показателей. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие си стемы интегрального финансового анализа: 1. Дюпоновская система интегрального анализа эффективности использования активов предприятия. Эта система финансового анализа, разработанная фирмой Дюпон" (США), предусматривает разложение показателя коэффициент рентабельности активов" на ряд частных финансовых коэффициентов его формирования, взаимосвязанных в единой системе.
18 Принципиальная схема проведения анализа по методу Дюпон Условные обозначения: ЧП сумма чистой прибыли; Р объем реализации продукции; А средняя сумма всех активов; ВД сумма валового дохода; И сумма издержек; Нд сумма налогов, уплачиваемых за счет доходов; Нп сумма налогов, уплачиваемых за счет прибыли; ОА средняя сумма оборотных активов; ВА средняя сумма внеоборотных активов.
19 Матрица Дюпон
20 С помощью указанной матрицы можно: выявить основные резервы дальнейшего повышения рентабельности активов предприятия увеличить рентабельность реализации продукции; ускорить оборачиваемость активов; использовать оба эти направления
21 ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНТЕГРАЛЬНОГО АНАЛИЗА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ МОДЕЛЬ ФИРМЫ МОДЕРНСОФТ
22 Концепция интегрированного объектно-ориентированного анализа прибыли, разработанная фирмой Модернсофт" (США), базируется на использовании компьютерной технологии и специального пакета прикладных программ. Основой этой концепции является представление модели формирования прибыли предприятия в виде совокупности взаимодействующих первичных финансовых блоков, моделирующих классы" элементов, непосредственно формирующих сумму прибыли. Пользователь сам определяет систему таких блоков и классов исходя из специфики хозяйственной деятельности предприятия, чтобы в соответствии с желаемой степенью детализации представить в модели все ключевые элементы формирования прибыли. После построения модели пользователь наполняет все блоки количественными характеристиками в соответствии с отчетной информацией по предприятию. Систему блоков и классов можно расширять и углублять по мере изменения направлений деятельности предприятия и появления более подробной информации о процессе формирования прибыли.
23 ИНТЕГРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА МОДЕЛЬ
24 Этот анализ основан на использовании портфельной теории", в соответствии с которой уровень прибыльности портфеля фондовых инструментов рассматривается в одной связке с уровнем риска портфеля (система прибыльриск"). В соответствии с этой теорией можно за счет формирования эффективного портфеля" (соответствующего подбора конкретных ценных бумаг) снизить уровень портфельного риска и соответственно повысить соотношение уровня прибыльности и риска. Процесс анализа и подбора в портфель таких ценных бумаг и составляет основу использования этой интегральной теории.
25 МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДА ДЮПОН
26 Формула «Дюпон» (Du Pont) и ее модификация На практике метод «Дюпон» называют методом Дюпона, что неверно, так как Эжен дю Понде Немур умер в 1834 году, а метод был разработан группой специалистов компании «Дюпон» значительно позже в 20-е годы прошлого столетия. Составными элементами формулы «Дюпон» являются коммерческая маржа и коэффициент трансформации (ЭР = КМ × КТ). Для более точного выявления влияния факторов необходимо модифицировать эту формулу. В качестве финансового результата взять чистую прибыль, а в двухфакторную модель ввести значение акционерного капитала (собственного капитала).
27 Метод «Дюпон» основан на анализе соотношений, образующих коэффициент доходности акционерного капитала (Return on Equity – ROE): ROE = NI / CE × 100 %, Где NI (Net Income) – чистая прибыль; CE (Common Equity) – акционерный капитал предприятия. В практике финансового менеджмента могут быть использованы различные версии метода, отличающиеся степенью детализации.
28 Двухфакторная модель 1. Двухфакторная модель, т.е. в исходную модель вводим соотношение (актив/актив): ROE = (NI / CE) × 100 % × (TA / TA) = [(NI / ТА) × 100 %]× (ТА / CE) Где ТА (Total Assets) - суммарные активы Эту формулу можно записать, как: ROE = ROA × LR, Где ROA (Return on Assets) – доходность активов или чистая рентабельность активов (чистая прибыль / акционерный капитал); LR (Leverage Ratio) – коэффициент финансового рычага (актив / акционерный капитал).
29 Трехфакторная модель в формулу ROE дополнительно вводим соотношение (чистый объем продаж / чистый объем продаж): ROE = NI / CE = (NI / NS) × 100 % × (NS /TA) × (TA / CE) где NS (Net Sales) – чистый объем продаж (без учета НДС) Формулу можно записать через следующие сомножители: ROE = NPM × AT × LR NPM (Net Profit Margin) – чистая рентабельность оборота (чистая прибыль / чистый объем продаж); AT (Asset Turnover) – оборачиваемость активов (чистый объем продаж / актив). В экономической литературе [74,с.140] взамен аббревиатуры NPM можно встретить аббревиатуру ROS и в этом случае формула примет вид: ROE = ROS × AT × LR где ROS (Return of Sales) – чистая рентабельность оборота.
30 Пятифакторная модель в формулу ROE = NI / CE = (NI / NS) × 100 % × (NS / TA) × (TA / CE) дополнительно вводим соотношения (прибыль до уплаты налогов / прибыль до уплаты налогов; прибыль до уплаты процентов и налогов / прибыль до уплаты процентов и налогов): ROE = (NI / CE) × 100 % = (NI / EBT) × 100% × (EBT / EBIT) × × (EBIT / NS) × (NS / TA) × (TA / CE) Где EBT (Earnings before Taxes) – прибыль до уплаты налогов; EBIT (Earnings before Interest and Taxes) – прибыль до уплаты процентов и налогов. Пятифакторную формулу можно записать следующим образом: ROE = TB × IB × OM × AT × LR где TB (Tax Burden) – налоговое бремя (чистая прибыль / прибыль до уплаты налогов) или k налоговых выплат; IB (Interest Burden) – процентное бремя (прибыль до уплаты налогов / прибыль до уплаты процентов и налогов) или k процентных выплат; OM (Operating Margin) – операционная рентабельность (прибыль до уплаты процентов и налогов / чистый объем продаж) или рентабельность продаж
31 Таким образом, на величину доходности акционерного капитала влияют следующие факторы: ставка налогов; проценты за кредит; операционная рентабельность; оборачиваемость активов; финансовый рычаг (леверидж).
32 Основные проблемы применения метода «Дюпон» в российской практике 1. суммарные активы, как правило, не имеют объективной (разумной) оценки или стоимости; 2. показатель «чистая прибыль» в терминологии Министерства Финансов России далеко не является «чистым», т.к. из этой величины выплачивается целый ряд издержек (выплаты на социальные нужды; премии сотрудникам и т.п.); 3. в учетной политике не соблюдается принцип постоянства, т.к. изменение учетной и налоговой политики может происходить по несколько раз в учетном году. В этом случае попытка провести анализ по методу «Дюпон» имеет много погрешностей, искажающих действительность.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.