Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДанила Тетеревлев
1 Институциональные основы экологического менеджмента.
2 Вопросы к рассмотрению 1. Основные институты организации и развития экологического менеджмента. 2.Нормативно-правовые основы экологического менеджмента. 3. Система государственного экологического регулирования
3 1. Основные институты организации и развития экологического менеджмента Понятие «институционализм» включает два аспекта. Во- первых, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятие в обществе, - «институции». Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, т.е. «институтов». Институционалисты стремятся анализировать не только сугубо экономические, но и социальные силы, движущие процесс развития. Сам по себе прогресс развития, рост материального благополучия бессмысленны. Любое действие должно рассматриваться с точки зрения соответствия его истинно человеческому достоинству, процессу гуманизации человека и его отношений с окружающим миром.
4 Институты В прикладном аспекте, институты – это формализованные ( законы, конституция ) и неформализованные ( добровольно принятые кодексы поведения ) ограничения и факторы принуждения, обеспечивающие структурированное взаимодействие людей, образуя побудительную ( мотивационную структуру общества и экономики ). Функциональная взаимосвязь между институтами и организациями : первые определяют « правила игры » (« правила поведения »), вторые являются « игроками ».
5 Институциональные основы построения менеджмента обусловлены системой рыночных отношений. Рынок – сложное социально - экономическое явление. С « институциональной » точки зрения он представляет собой структурное образование, включающее различные институты : законы, правила игры ( кодексы поведения участников рыночных отношений ), типы экономических ( социально - экономических ) отношений и связей. В данном контексте, институты – это набор правил, процедур и соответствий, моральное ( этическое ) поведение субъектов хозяйствования ( индивидуумов ) в интересах максимизации своих доходов.
6 Концепция Д. Норта (D.C. North) Большой вклад в развитие институциональной теории внес лауреат Нобелевской премии по экономике Д. Норт. Новые институты, согласно Д. Норту, появляются, когда общество усматривает возможность получения дохода, который не может быть получен в условиях сложившейся институциональной системы. Иными словами, если производственные факторы предоставляют возможность увеличения доходов, а институциональные этому препятствуют, то велики шансы возникновения новых институтов.
7 Д. Норт показал, что организационные факторы играют более важную роль, чем технические, поскольку ведут к изменению институтов, которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на развитие экономики. Технические изменения и другие считающиеся важными факторы экономического развития рассматриваются как недостаточные : являясь составляющей процесса роста, сами по себе они не могут его определить. Ключом к экономическому росту является эффективная организация экономики. Концепция Д. Норта основана на следующих постулатах :
8 Постулаты Норта : 1) законы могут быть изменены в течение короткого времени, неформальные нормы, а тем более системы ценностей изменяются значительно медленнее. Только они создают формальную основу для действия законов, а резкие изменения последних часто приводят к результатам, отличающимся от ожидаемых. Страны, которые принимают законы, пригодные для других экономических условий, приобретают совсем не то направление развития, что имеют государства, откуда эти законы заимствованы ;
9 2) структура и развитие экономики определяются государственным устройством, создающим и обеспечивающим эффективные права собственности и влияющим на политику развития. Однако необходимо соблюдать ряд условий : заинтересованность организации в неизменности политических институтов ; любые преобразования предполагают изменение институциональной системы ; общественная поддержка и легитимизация процесса модификации норм поведения, который не может быть коротким ; долгосрочный эколого - ориентированный экономический рост требует разработки устойчивых законов и правил ; экономический рост могут обеспечивать и неформальные нормы ( ограничения ), но в короткий период ;
10 3) создание эффективных систем, рассчитанных на краткосрочную перспективу, требует в каждом случае специальных исследований и разработок
11 Основоположник современного менеджмента Питер Друкер называл себя « социальным экологом » не потому, что непосредственно исследовал проблемы взаимодействия общества и природы, а потому что его идеи и теории, которые всегда имели практический выход, рождались на основе знания истории, искусства, литературы, музыки, экономики, антропологии, социологии и психологии.
12 Знание, воплощенное в гуманной личности и « оплодотворенное » сознанием, не может быть не экологичным. И хотя выражение « социальный эколог » в данном случае образное, однако, оно имеет глубокий смысл и свидетельствует в том числе об истоках и социальных факторах решения экологических проблем. Экологизация экономических отношений с фундаментальных позиций основана на культуре личности и соответствующей ей социальной ( общественной ) среде. Определяющую роль социальной среды в экологизации экономических отношений необходимо не только констатировать, но и с помощью институционального механизма формировать и развивать.
13 2.Нормативно-правовые основы экологического менеджмента Экологический менеджмент, как специфическая разновидность управленческой деятельности, осуществляемой в природоресурсной и природоохранной сферах, объективно предполагает существование совершенной нормативно - правовой базы для юридического упорядочения такой деятельности. Эту базу образуют : правовые принципы и нормы, содержащиеся в разных национальных, межгосударственных и международных соответственно нормативных правовых актах, доктринах, договорах, конвенциях, иных соглашениях, относящихся к управлению природопользованием и охраной окружающей среды ; национальные, межгосударственные и международные нормативно - правовые акты, доктрины, договоры, конвенции и другие соглашения непосредственно об экологическом управлении.
14 Основными национальными нормативными правовыми актами по экологическому управлению являются: 1) Конституция Республики Беларусь ( ст. 34, 46, 55) от с дополнениями и изменениями от и г.; 2) Кодекс Республики Беларусь о недрах ( в ред. от ); 3) Водный кодекс Республики Беларусь ( в ред. от ); 4) Кодекс Республики Беларусь о земле ( в ред. от ); 5) Лесной кодекс Республики Беларусь ( в ред. от );
15 Законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды» (в ред. от ); «О государственной экологической экспертизе» (в ред. от ); «Об обращении с отходами» (в ред. от ); «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от ); «О радиационной безопасности населения» (в ред. от );
16 « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера » ( в ред. от ); « О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС » ( в ред. от ); « О гидрометеорологической деятельности » ( в ред. от ); « О геодезической и картографической деятельности » ( в ред. от ); « О питьевом водоснабжении » ( в ред. от ); « О промышленной безопасности опасных производственных объектов » ( в ред. от );
17 «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (в ред. от ); «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от ); «Об охране озонового слоя» (в ред. от ); «О растительном мире» (в ред. от ); «О техническом нормировании и стандартизации» (в ред. от ); «О защите прав потребителей» (в ред. от );
18 «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (в ред. от ); «О защите растений» (в ред. от ); «О безопасности генно-инженерной деятельности» в ред. от ); «О перевозке опасных грузов (в ред. от ); «Об энергосбережении» (в ред. от ); «Об использовании атомной энергии» (в ред. от ).
19 К управлению природопользованием причастны все ветви власти : представительная ( законодательная ), исполнительная и судебная. Организационно управление природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.
20 Президент Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: определяет единую государственную политику; утверждает государственные программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; устанавливает порядок предоставления природных ресурсов в пользование и принимает решения о предоставлении их в пользование в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; объявляет зоны экологического бедствия; устанавливает срок приостановления работы промышленных и иных объектов, расположенных в зоне экологического бедствия;
21 Парламент - Национальное собрание РБ – являясь представительным и законодательным органом государства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования. Правительство – Совет Министров РБ являясь центральным органом гос управления и осуществляет исполнительную власть, реализует гос экологическую политику, разрабатывая и претворяя в жизнь экологические программы и крупные природоохранные мероприятия, координируя деятельность министерств в части охраны ОС, определяя направления международного сотрудничества.
22 На местах территориальный принцип реализуется областными, городскими, районными, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а также исполкомами, которые несут ответственность за состояние ОС на подведомственных территориях, выполнение государственных экологических программ и пр.
23 Специально уполномоченными государственными органами в области охраны ОС являются : Министерство по чрезвычайным ситуациям РБ ; Министерство здравоохранения РБ ; Министерство лесного хозяйства РБ ; Министерство сельского хозяйства и продовольствия ; Министерство жилищно - коммунального хозяйства РБ ; Министерство внутренних дел РБ ; Министерство торговли ; Государственный таможенный комитет РБ ; Государственный комитет по стандартизации ; Государственный комитет по имуществу ; Государственная инспекция по охране растительного и животного мира при Президенте Республики Беларусь.
24 Основным госорганом управления природопользованием специальной компетенции - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Его функции: разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды; комплексное управление природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности других ведомств; государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов; нормирование, техническое нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды и использование природных ресурсов; лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду; ведение мониторинга окружающей среды; проведение государственной экологической экспертизы; обеспечение органов государственного управления информацией; осуществление международного сотрудничества.
25 Структура Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Управление государственной экологической экспертизы Управление регулирования воздействия на атмосферный воздух и водные ресурсы Управление организационной работы Управление биологического и ландшафтного разнообразия Управление природопользования и инновационного развития Управление обращения с отходами Управление финансовое Межобластные специализированные инспекции Минприроды Управление правовой и кадровой работы
26 Управление СекторОтдел природопользования и инновационного развития аналитический; науки и инноваций; контрольно-ревизионный; по работе с территориальными органами Финансовоепланированиябухгалтерского учета и отчетности правовой и кадровой работымеждународного сотрудничества; информации и связей с общественностью организационной работыматериального обеспеченияконтроля за исполнением документов биологического и ландшафтного разнообразия земель и ландшафтов; биологического разнообразия обращения с отходамиразрешительной деятельностирегулирования обращения с отходами регулирования воздействия на атмосферный воздух и водные ресурсы регулирования воздействия на атмосферный воздух и озоновый слой; отдел использования и охраны вод государственной экологической экспертизы экспертизы градостроительных проектов экспертизы промышленных объектов
27 Экологическое право как форма социально - нормативной организации природопользования Необратимые тенденции ухудшения качества окружающей среды, угроза сохранения генофонда человека и представителей биоразнообразия привели к интеграции отраслей природоресурсного и природоохранного права в системное административно - отраслевое формирование – экологическое право. Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих экологические и связанные с ними другие общественные отношения. Экологический императив определяет общую основу природоресурсных и природоохранных отношений.
28 В качестве предмета экологического права выступают экологические ( природоресурсные и природоохранные ) общественные отношения. Природоресурсные отношения возникают в процессе пользования природными ресурсами. Природоохранные отношения связаны с сохранением качества окружающей среды. Объектами экологических правоотношений являются природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании физических и юридических лиц. Природные ресурсы – участки природного пространства, используемые в разных целях.
29 Природные объекты – индивидуализированные или персонифицированные участки природных ресурсов, представители животного или растительного мира, характеризуемые редкостью и уникальностью и используемые в просветительных, культурно - воспитательных и эстетических целях ( роща, озеро, стадо диких животных, дерево, валун и т. п.). Природные комплексы – узаконенные территории экосистем, включающие природные ресурсы и природные объекты ( заповедники, национальные парки ). Субъектами экологических правоотношений выступают государство и его органы, наделенные компетенцией по регулированию экологических отношений, предприятия, организации, граждане, другие юридические и физические лица, в том числе иностранные.
30 Классификация экологических правовых отношений Выделяют : а ) земельные правоотношения ; б ) водные правоотношения ; в ) лесные правоотношения ; г ) правоотношения по использованию недр ; д ) правоотношения по использованию растительного мира ; е ) правоотношения по использованию животного мира ; ж ) правоотношения по использованию атмосферного пространства и климатических ресурсов ; з ) правоотношения по охране земель, вод, лесов, недр, животных, растений, атмосферного воздуха ; и ) правоотношения природного заповедания ; к ) правоотношения по охране окружающей человека среды.
31 Право собственности на природные ресурсы и природные объекты В специальной литературе право собственности выводится из имущественных интересов людей, связанных с « присвоением » вещей и ( или ) предметов природы. Понятие собственности, а тем более права собственности, должно основываться исключительно на юридических критериях. Согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь собственность в республике может выступать в государственной и частной формах. Этой же статьей предусмотрено, что недра, воды, леса и земли сельскохозяйственного назначение составляют исключительную собственность государства, т. е. последнему принадлежат исключительные права на владение, распоряжение и пользование этими ресурсами ! Вместе с тем, согласно белорусскому законодательству, помимо государственной земельной собственности, допускается частная собственность на землю граждан РБ, юридических лиц, а также собственность на земельные участки иностранных государств, представленные для постоянных дипломатических учреждений.
32 Правовое регулирование в природоресурсной сфере Правовое регулирование в природоресурсной сфере заключается в регламентации нормами права отношений по рациональному, комплексному использованию земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, охватываемых категорией право природопользования, которому присущи определенные формы, виды и основания. Право природопользования понимается в значениях института экологического права ( объективное право ) и субъективного права ( прав и обязанностей природопользователей ), содержание которого определяется соответствующими полномочиями.
33 Право природопользования как институт экологического права представляет собой совокупность общих правовых норм, определяющих единые условия и правила использования природных ресурсов, природных объектов и природных коплексов, а также специальных норм, регулирующих отношения в связи с осуществлением многоцелевого, рационального пользования землей, водами, лесами, недрами, атмосферным пространством, растительным миром, территориями национальных парков, заказников, другими природными ресурсами, объектами или комплексами. Указанные нормы содержатся соответственно в конституционном законодательстве, в Земельном, Водном, Лесном кодексах и Кодексе о недрах, в законах о животном мире, иных природоресурсных нормативных правовых актах. Право природопользования может быть специальным и общим.
34 Право специального природопользования возникает только по воле собственника природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов путем предоставления их на основании правовых норм решениями органов государства или по договорам аренды в обособленное пользование и владение конкретным юридическим и физическим лицам для определенных целей за плату и осуществляется с применением специальных технических сооружений, устройств и технологий. Пользование природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами, не обладающее такими признаками, относится к праву общего природопользования, которое возникает из предписаний отдельных норм природоресурсных кодексов, законов и подзаконных актов.
35 По формам организации и осуществления право природопользования подразделяется на бездоговорное и договорное, обособленное и совместное, первичное и вторичное, постоянное и временное. Бездоговорное возникает и производится на основании норм законодательства или решений государственных органов, а основаниями договорного выступают арендный или концессионный договоры. Обособленное природопользование связано с пользованием индивидуализированными участками природных ресурсов, природными объектами или природными комплексами конкретными юридическими или физическими лицами, в то время как при совместном пользователями могут быть несколько таких лиц. Право природопользования, предоставленное природопользователям собственником природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, является первичным ; право пользования некоторыми видами таких ресурсов и объектов, полученное от первичных природопользователей, именуется вторичным. Постоянным признается право природопользования без заранее установленного срока, а сроки временного пользования природными ресурсами, природными объектами и природными коплексами определяются законодательством или договорами.
36 Основное назначение правового регулирования в природоресурсной сфере заключается в закреплении в законодательстве права природопользования, определении его содержания. Содержание права природопользования образуют объекты, субъекты, правомочия и обязанности субъектов землепользования, водопользования, лесопользования, недропользования, других видов пользования природными ресурсами, природными объектами, природными комплексами.
37 Правовое регулирование в природоохранной сфере Правовое регулирования в природоохранной сфере сводится к закреплению нормами права видов, оснований, форм, объектов и круга субъектов охраны окружающей среды, прав и обязанностей участников природоохранной деятельности. Необходимость рассмотрения и обособления правовой охраны окружающей среды в качестве относительно самостоятельного социально - правового явления обусловлена тем, что в процессе осуществления рационального и комплексного использования земель, недр, лесов, атмосферного пространства, растительного, животного мира, регулируемого природопользования в национальных парках и заказниках практически всегда имеют место противоречия экономических и экологических интересов.
38 Как институт экологического права правовая охрана окружающей среды представляет собой совокупность общих правовых норм, определяющих единые условия и требования природоохранной деятельности, а также специальных норм, регулирующих отношения природного заповедания, по охране земель, вод, недр, других природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, обеспечению экологической безопасности в сферах несельскохозяйственного производства, сельскохозяйственного производства, в населенных пунктах, лечебно - оздоровительных, рекреационных и других территориях или зонах антропогенного воздействия. Эти нормы содержатся соответственно в Конституции Республики Беларусь и некоторых конституционных законах, природоохранительном законодательстве, природоресурсовых кодексах и законах, хозяйственном, уголовном, административном и ином законодательстве.
39 Правовая охрана земель, недр, вод, заповедных территорий, других природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов включает систему закрепленных правом организационных, технических, экономических, других работ и мероприятий, направленных на рациональное, комплексное использование и предотвращение необоснованных изъятий этих ресурсов, объектов и комплексов, их улучшение, восстановление, воспроизводство и защиту от вредных естественных или антропогенных воздействий.
40 Правовая охрана среды жизнедеятельности человека Правовая охрана среды жизнедеятельности человека, в отличие от правовой охраны природы, представляет собой правовое регулирование природоохранных отношений по обеспечению экологической безопасности в промышленности, энергетике, сельском и коммунально - бытовом хозяйстве, городах и других населенных пунктах, на транспорте, в научной, оборонной, санаторно - курортной и иных нехозяйственных сферах, оказывающих отрицательное воздействие на экосистемы, а также по ликвидации неблагоприятных экологических послед ствий техногенных катастроф и аварий или стихийных бедствий.
41 Юридическая ответственность в области экологического менеджмента Ответственность за нарушения правил и требований природопользования, которые обобщенно именуются экологическими правонарушениями, возможна, если последние предусмотрены законом и за их совершение законодательными актами установлены санкции в виде определенных неблагоприятных для нарушителей личностных или экономических последствий. Обобщенно к этим нарушениям следует отнести : сделки по поводу природных ресурсов, природных объектов или природных комплексов, их самовольный захват, нецелевое, нерациональное или бесхозяйственное использование, порчу, загрязнение или уничтожение ; невыполнение правовых предпи са ний по своевременному возврату, учету, улучшению, восстановлению и воспроизводству указанных ресурсов, объектов и комплексов, проведению природоохранных мероприятий и др.
42 Ответственность за указанные и другие нарушения может наступить только при условии, если они полностью воспроизведены в уголовном, административном, ином специальном отраслевом законодательстве, нормы которого устанавливают конкретные меры воздействия на правонарушителей. В этих случаях в обязательном порядке должно иметь место определенное экологическое правонарушение с присущим ему составом. Экологическое правонарушение представляет собой противоправное, наказуемое, виновное деяние ( действие или бездействие ) юридического либо физического лица, которое противоречит требованиям природоресурсового или природоохранительного законодательства и посягает на установленный порядок природопользования и охраны окружающей среды.
43 Экологическая политика государства Содержание экологической политики государства следует рассматривать в двух аспектах : общем ( фундаментальном ) и прикладном. С фундаментальных позиций экологическая политика – это формируемая государством система ценностей, определяющих отношение человека ( общества ) к природе. Существенную роль в ее формировании играют общечеловеческие ценности, социальная и этическая среда, в которой формируются и развиваются эколого - экономические отношения устойчивого природопользования. Краткое определение фундаментального аспекта экологической политики государства : « искусство управления взаимодействием общества и природы ».
44 В прикладном аспекте экологическая политика государства – это система организационно - правовых и эколого - экономических мероприятий общенационального характера, направленная на решение проблем экологии человека и экологизации экономики на основе утверждения в материально - духовной жизни общества ценностных отношений устойчивого природопользования.
45 Основными направлениями экологической политики государства являются : достижение определенного ( критического ) уровня удовлетворения элементарных потребностей людей ; наличие институциональных структур, социальных слоев и групп, заинтересованных в сохранении окружающей среды ; сильное и независимое экологическое движение ; разработка действенного природоохранного законодательства, механизмов его реализации ; – аккумулирование средств для реализации национальной и региональных природоохранных программ ; подготовка высококвалифицированных специалистов в области природопользования.
46 Алгоритм формирования системы целей учитывает: 1) основные положения концепции устойчивого развития; 2) особенности социально-экономического и экологического развития страны в переходный период; 3) национальные ценности и особенности менталитета; 4) международную роль экологического потенциала страны.
47 Реализация этой цели тесно связана с выделением ряда основных подцелей, в качестве которых выступают следующие : 1) поддержание качества жизни и качества окружающей среды на основе формирования культуры нового типа ; 2) обеспечение социально и экологически приемлемого экономического роста ; 3) сохранение продуцирующей способности природных экосистем и обеспечение экологической безопасности.
48 Задачи по достижению устойчивого развития: нейтрализация последствий чернобыльской катастрофы, обеспечение радиационной безопасности населения; обеспечение процессов экономического роста; экологизация производства, науки и основных сфер человеческой деятельности; сохранение хозяйственной емкости экосистем; снижение природоемкости и материалоемкости производства, внедрение энерго- ресурсосберегающих и наукоемких технологий; улучшение демографической ситуации в республике; формирование экологического сознания и экологической культуры; повышение эффективности международного сотрудничества и роли государства в решении проблем охраны окружающей среды.
49 В качестве ключевых элементов модели, реализующих цели устойчивого развития, выступают человеческий, экономический и экологический капиталы, имеющие системообразующий характер и определяющие новые акценты и требования в отношении удовлетворения нынешних и будущих потребностей людей.
50 Экологически чистый социализированный доход характеризует: 1) доход, очищенный : а ) от продукции, выпущенной с нарушением экологических норм хозяйствования ; б ) от стоимости отходов ( включая экологически опасные ), образующихся в результате производства и потребления продукции ; 2) социально приемлемый разрыв между его максимальной и минимальной величинами ( на одного человека ), ориентацию на сближение, а не усиление разрыва в уровне жизни между бедными и богатыми слоями населения, в достижении равных возможностей для удовлетворения насущных материальных, духовных и экологических потребностей человека с позиции достойной его жизни ; 3) поступление сверхприбыли ( или ее значительной части ) от частной и иной деятельности на нужды всего общества путем вложений в духовно - интеллектуальную и экологическую сферы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.