Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАльбина Юлдашева
1 Н. Н. Никифорова Подготовка к социально - трудовой адаптации учащихся специальной ( коррекционной ) общеобразовательной школы VIII вида в процессе изучения математики Проект по созданию модели факультативного курса по математике
2 Исследование Объект исследования – социально - трудовая адаптация обучающихся специальной ( коррекционной ) общеобразовательной школы. Предмет исследования – Изучение математики в коррекционной школе как условие подготовки к социально - трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью /
3 Цель исследования : Теоретическое обоснование и апробация модели факультативного курса по математике, направленного на подготовку школьников к жизни и трудовой деятельности в новых социальных экономических условиях.
4 Гипотеза Практика работы показывает, что учащиеся с нарушениями в интеллектуальном развитии испытывают затруднения в использовании имеющихся знаний в новой ситуации, а также в практической трудовой деятельности. Содержание программы по математике, количество учебных часов, отведённое на прохождение некоторых тем программы недостаточно для осуществления межпредметной связи уроков математики с уроками труда, социально - бытовой ориентировки
5 в том объёме, который даёт возможность успешно применять математические знания при выполнении практических заданий на этих уроках, а также в трудовой и жизненной практике. Предполагаем, что разработанная нами модель факультативного курса по математике, сочетающая в себе интеграцию и координацию знаний по математике, труду и социально - бытовой ориентировке, включающая в себя формирование элементарных экономических
6 знаний, будет способствовать более успешному усвоению учащимися учебного материала, применяемого в практической деятельности на уроках труда, СБО, в жизненной практике, тем самым подготавливая их к социально - трудовой адаптации в новых социально - экономических условиях жизни.
7 Задачи исследования 1. Провести теоретический анализ литературы по теме экспериментальной работы. 2. Рассмотреть особенности реализации связи обучения математике с профессиональным трудом, с коррекционными занятиями по социально - бытовой ориентировке в специальной ( коррекционной ) школе VIII вида. 3. Выявить особенности организации факультативных занятий по математике.
8 4. Дать теоретическое обоснование необходимости использования факультативного курса по математике в специальной ( коррекционной ) школе VIII вида. 5. Создать модель факультативного курса по математике, направленного на подготовку обучающихся с интеллектуальными нарушениями к социально - трудовой адаптации. 6. Разработать критерии эффективности модели
9 Методы исследования методы аналитического исследования : - теоретический анализ педагогической, психологической, специальной, методической литературы по данной проблеме ; - изучение педагогического опыта ; - анализ учебных программ ; - проектирование результатов и процессов их достижения ;
10 диагностические методы : - наблюдение ; - беседа ; - опрос ; - карты наблюдения за изучением учащегося в процессе учебно - трудовой деятельности ; - статистическая обработка фактического материала исследования в виде диаграмм и таблиц.
11 Глава I. Теоретическое исследование проблемы социально - трудовой адаптации средствами изучения математики в специальной ( коррекционной ) школе VIII вида 1.1 Теоретические подходы к проблеме социально - трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями
12 C оциально - трудовая адаптация Социально - трудовая адаптация - процесс и результат подготовки выпускников образовательных учреждений к самостоятельной жизни и профессиональному труду, в соответствии с их психофизическими возможностями.
13 Компоненты социально - трудовой адаптации человек, труд, связанные с трудом средовые и личностные отношения, механизмы их взаимодействия Направления социально - трудовой адаптации : 1) предметно - профессиональная адаптация ( овладение профессией ); 2) социально - психологическая адаптация ( включение в межличностные отношения )
14 Социально - трудовая адаптация умственно отсталых школьников - «… приспособление, приноравливание, вливание учащихся своим трудом в общество с принятием норм и правил поведения, духовно - нравственных ценностей, принятых в обществе ».
15 Проблемы социально - трудовой адаптации выпускников специальной ( коррекционной ) общеобразовательной школы VIII вида частая смена работы, не всегда объективно обоснованная неудовлетворенность заработком ; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия, неумение правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство
16 Особенности психологических функций учащихся с нарушениями интеллекта, затрудняющие их социально - трудовую адаптацию - тотальное недоразвитие всех психических функций, создающее узкий диапазон для социально - трудовой адаптации ; - выраженная диспропорция в развитии психомоторных и интеллектуальных функций ; - своеобразие нарушений психомоторных функций ; - нарушения в формировании личности умственно отсталого подростка : низкий уровень мотивации и установки на трудовую деятельность ( низкий уровень развития коммуникативных функций ; неадекватность самооценки ; слабое развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, проявляющееся в импульсивности и недостаточности волевой регуляции ) и т. д.
17 Педагогические условия, обеспечивающие социально - трудовую адаптацию : формирование самостоятельности в трудовой деятельности через развитие общетрудовых навыков и умений ; осуществление межпредметных связей и связи обучения с жизнью ; формирование умений применять полученные знания в разнообразных меняющихся условиях ; осуществление взаимосвязи урока и внеклассных форм работы с целью углубления, расширения и коррекции знаний учащихся по учебным предметам ; отработки практических умений применять полученные знания в решении жизненных задач и профессиональном труде ; интеграция учащихся в общество с целью развития личности школьников, формирование положительного отношения к труду, развитие речи и др.
18 1.2 Задачи обучения математике. Связь обучения математики с жизнью, профессиональным трудом Главная общеобразовательная задача обучения математике : добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь, то есть способствовали социально - трудовой адаптации учащихся в современных социально - экономических условиях жизни и производства.
19 Характерные особенности детей с нарушениями интеллекта в процессе усвоения знаний : низкий уровень мотивации ; неумение объединять знания, при изучении различных предметов ; трудности в практическом использовании изученного материала.
20 Причины затруднения у обучающихся в использовании имеющихся знаний в новой ситуации трудности переноса знаний без критического отношения к ним, без учёта ситуации ; трудности актуализации имеющихся знаний ; отсутствие « гибкости ума »; трудности обобщения при решении новых задач.
21 Содержание арифметических задач для использования математических знаний, умений, навыков в жизненной практике может быть направлено на : формирование экономических понятий на уроках математики ; развитие понятийного аппарата ; раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений ; овладение элементарными экономическими понятиями ; успешную адаптацию в быту ; включение в производственную деятельность
22 1.3 Модель факультативного курса по математике как форма работы по подготовке к социально - трудовой адаптации Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.
23 Функции факультативных занятий : - предметно - повышающая : учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов ; - мотивирующая : за счёт удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве. У многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения ; - общеобразовательная : на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций ; - профориентационная : факультативные занятия могут способствовать познавательному и профессиональному самоопределению учащихся
24 Понятие модели Модель – единство крупных систем, между которыми возникает взаимодействие, и создаются условия для стимулирования познавательной активности. Для решения таких вопросов как построение учебных планов и программ, различных способов организации обучающихся по группам, управление образованием, подбор критериев эффективности технологии, видов и способов контроля, оценивания и отчётности, применяется образовательная модель, которую можно определить следующим образом : « Образовательная модель – это логически последовательная система соответствующих элементов, включающих цели образования, его содержание, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ »
25 Критерии оценки педагогических инноваций Новизна. Оптимальность. Высокая результативность. Возможность применения инноваций в массовом опыте.
26 Выводы Социально - трудовая адаптация – это процесс приспособления личности к оптимальному выполнению социальных функций, связанных с трудовой деятельностью. Социально - трудовая адаптация – процесс педагогически корректируемый ; может успешно осуществляться у обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии, несмотря на их психофизические особенности и ограниченные возможности, при правильной организации обучения и воспитания в специальной ( коррекционной ) общеобразовательной школе VIII вида. Реализация задачи подготовки детей с отклонениями в интеллектуальном развитии к социально - трудовой адаптации и жизни в современных экономических условиях невозможна без тесной связи между преподаванием разных учебных предметов, в первую очередь математики, трудового обучения и социально - бытовой ориентировки.
27 Факультативные занятия ( в том числе по математике ) являются одной из форм решения проблем углубления и расширения знаний по предметам, осуществления межпредметных связей, подготовки учащихся к трудовой деятельности и социализации в обществе. При учёте местных особенностей каждой школы, при соблюдении требований и методических рекомендаций к организации, факультативы позволяют вносить существенные дополнения в содержание образования, предметной подготовки учащихся без изменения учебного плана и учебников основного курса.
28 Создание различных моделей факультативных курсов является процессом инновационным, требующим нормативно – организационного и понятийного оформления этапа его реализации. Основными показателями эффективности нововведения являются критерии результативности и критерии временных затрат. При проведении экспериментального исследования критерии оценки ожидаемых результатов являются важнейшим и обязательным компонентом создаваемой модели.
29 Глава II. Создание модели факультативного курса по математике по подготовке обучающихся специальной ( коррекционной ) школы VIII вида к социально - трудовой адаптации 2.1. Методика проведения и анализ результатов констатирующего эксперимента Цель исследования : выявление необходимости введения в учебный план специальной ( коррекционной ) школы VIII вида факультативного курса по математике как формы работы, сочетающей в себе углубление, координацию и интеграцию знаний по математике, труду, СБО и тем самым способствующей эффективности подготовки обучающихся к социально - трудовой адаптации в современных условиях жизни и труда.
30 Задачи исследования : Определить уровень подготовки учащихся к социально - трудовой адаптации. Создать концептуальную модель факультативного курса по математике в специальной ( коррекционной ) школе VIII вида как формы работы по подготовке учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к социально - трудовой адаптации. Определить нормативно - организационное и понятийное оформление этапа реализации модели. Разработать критерии оценки эффективности модели.
31 Методы исследования : - изучение и анализ катамнестических данных на выпускников ; - опрос бывших выпускников ; - беседа с учащимися ; - наблюдение в процессе деятельности на уроках ; - анкетирование ; - метод оценки ; - анализ усвоения математических знаний, умений, навыков учащихся и умения применять эти знания в практической деятельности на уроках труда и социально - трудовой ориентировки ; - анализ учебных программ ; - психологическая карта, - наблюдение и заполнение карты изучения учащегося в процессе учебно - трудовой деятельности ; - статистическая обработка фактического материала исследования в виде диаграмм и таблиц, и др.
32 Трудоустройство выпускников Младший обслуживающий персонал ( Кв. 1) Подсобные рабочие у частных лиц ( Кв. 2) Повар ( Кв. 3) Работники сельского и фермерского хозяйств ( Кв. 4) Работники сезонных работ у частных лиц ( Кв. 5) Швея ( Кв. 6) Обучаются в ПТУ ( Кв. 7) Нигде не работают и не учатся ( Кв. 8) Количество Выпускников Данные в процентах 12,5% 3,13% 6,24% 18,75% 3,13% 25% 18,75%
33 Трудоустройство выпускников
34 Целевая сторона деятельности Усвоение конечной цели работы, выполнения заданий из объяснения учителя - усваивают (25 %) - усваивают при неоднократном повторении (37,5 %) - плохо усваивают (37,5 %)
35 Усвоение плана работы, выполнения заданий из объяснения учителя - усваивают (25 %) - требуются дополнительные инструкции (75 %) Самостоятельное планирование работы - требуются дополнительные инструкции, помощь учителя (62,5%) - не осуществляют (37,5 %)
36 Исполнительная сторона деятельности Самоконтроль - осуществляют (12,5 %) - не осуществляют (87,5 %) Применение ранее усвоенных знаний - применяют (12,5%) - затрудняются, допускают много ошибок, требуется помощь учителя (75 %) - не применяют (12,5%)
37 Энергетическая сторона деятельности Отношение к учебной деятельности по математике : - при изучении теоретического материала положительное (62,5 %) безразличное (25%) - отрицательное (12,5 %) - в процессе практической работы положительное (37,5 %) безразличное (50%) отрицательное (12,5 %)
38 Работоспособность : - быстрая утомляемость (37,5 %) - средняя утомляемость (37,5 %) - высокая работоспособность (25 %) Характерные эмоции в процессе учебной деятельности - отрицательные (12,5 %) - нейтральные (50%) - положительные (37,5 %)
39 Проявление волевых качеств ( реакция на трудности в усвоении теоретического материала и во время практической работы ) - реагируют спокойно и стараются преодолеть трудности (37,5%) - возбуждаются, проявляют недовольство, но трудности преодолевают (37,5%) - преодолевают трудности только при воздействии учителя (25%) )
40 2.2 Концепция - модель факультативного курса по математике формы работы по подготовке к социально - трудовой адаптации обучающихся специальной ( коррекционной ) школы VIII вида Цель : углубление и расширение знаний по предмету, развитие математического мышления, коррекция недостатков познавательной деятельности, развитие познавательного интереса учащихся, развитие их математических способностей, самостоятельности, умения применять полученные знания в других образовательных областях, в жизненной практике, воспитание социально - личностных качеств. Факультативные занятия по математике содействуют профессиональной ориентации учащихся, подготовке их к трудовой деятельности и социализации в обществе.
41 Задачи : 1. Создать в процессе работы факультатива коррекционно - развивающую среду. 2. Углубить, полученные на уроке математические знания, вычислительные, измерительные и чертёжные навыки, необходимые для практического применения на уроках труда, социально - бытовой ориентировки, в жизненной практике. 3. Формировать элементарные экономические знания, умения применять эти знания в различных жизненных и трудовых ситуациях. 4. Развивать и коррегировать недостатки познавательной деятельности учащихся. 5. Воспитывать социально личностные качества личности ( трудолюбие, настойчивость, волю, умение доводить начатое дело до конца и др.)
42 Структура модели организации факультативного курса Программно - целевой компонент Мотивационный компонент Операционный компонент Исполнительский компонент Контрольный компонент
43 Принципы взаимоотношений учащихся и педагога в работе факультатива : Принцип индивидуальной и личностной ориентированности Принцип гуманности Принцип субъектности и социализации Принцип поддержки в получении учеником посильного объёма знаний. Принцип творчества и успешности Принцип коллективного сосуществования
44 Механизм функционирования факультативного курса Факультативные занятия по математике выполняют следующие функции : предметно - повышающую ; мотивирующую ; общеобразовательную ; профориентационную ;
45 Особенности функционирования факультатива : - ориентация целей занятий на личность ученика, её подготовка к социально - трудовой адаптации средствами изучения математики ; - расширение диапазона заданий трудового и экономического содержания ; - внедрение в практику работы факультатива коррекционных педагогических технологий ( моделирование проблемных ситуаций ; моделирование реальных жизненных ситуаций, требующих применения математических знаний, умений и навыков : вычислительных, измерительных, чертёжных и др.). - разработка дидактических принципов организации факультатива, педагогической техники, т. е. средств и приёмов, с помощью которых будут реализованы дидактические методы и формы отражённые в тематическом плане.
46 Дидактические принципы факультативного курса по математике Принцип самоопределения, сознательности и активности учащихся. Принцип учёта возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся. Принцип коррекционной направленности. Принцип ресурсной обеспеченности. Принцип вариативности форм факультативного обучения. Принцип научности и доступности.
47 Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Принцип двойственного характера образовательного процесса. Принцип занимательности. Принцип преемственности обучения на уроках и занятиях факультативного курса. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Принцип связи с жизнью.
48 Структура факультативного занятия : эмоциональный настрой занятия ; содержательная часть, основанная на включении заданий и упражнений из обязательной программы ; практическая работа, направленная на осуществление межпредметной связи ( математика – труд, математика – социально - бытовая ориентировка ), связи обучения с жизнью. занимательность.
49 Формы организации факультативных занятий - моделирование проблемных ситуаций ; - моделирование реальных жизненных ситуаций ; - индивидуальная работа ; - работа в парах и в группах ; - игровая ; - деловая игра ; - соревнование ; - конкурс ; - межпредметные связи ( синтезирование понятий ); - и др.
50 Методы - продуктивные, частично - поисковые методы ; - проблемные методы ; - практические методы ( упражнения, практические работы ); - наглядные методы ( самостоятельные наблюдения, метод иллюстраций, метод демонстраций ); - игра ; - дифференцированный инструктаж к выполнению заданий ; - дифференцированное использование карточек контроля, карточек – подсказок, схем – шпаргалок ; карточек – алгоритмов выполнения заданий.
51 Этапы организации работы по созданию модели факультативного курса I этап – проектно - диагностический (1 год ) В ходе данного этапа планируется : - теоретически изучить проблему социально - трудовой адаптации учащихся с отклонениями в умственном развитии ; проблему организации обучения математике по подготовке умственно отсталых школьников к социально - трудовой адаптации в современных экономических условиях ; - определить концептуальные положения и диагностические средства для мониторинга определения уровня социально - трудовой адаптации выпускников школы ; уровня подготовки обучающихся к социально - трудовой адаптации в процессе изучения математики ;
52 - наметить план скоординированной работы учителей математики, труда и коррекционных занятий по осуществлению межпредметных связей в контексте социально - трудовой подготовки ; - создать модель факультативного курса по математике, направленного на подготовку учащихся к социально - трудовой адаптации ; разработать программу факультативного курса, составить тематическое планирование. II этап – практический (1 год ) На данном этапе осуществляется апробация модели факультативного курса. III этап – обобщающий (1 год )
53 Ресурсное обеспечение модели : материально - технической, методической и дидактической базой ; кадровым потенциалом.
54 Основными принципами взаимоотношения педагогов выделяем следующие : - сотворчество ; - конструктивный, позитивный подход к решению проблемы ; - рассмотрение задачи совместной работы с максимального числа позиций, видений, точек зрения ; - создание единых взглядов и позиций, необходимых для осуществления работы по подготовке учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к социально - трудовой адаптации.
55 Направление деятельности учителя математики по организации факультативного курса 1. Диагностический модуль 2. Коррекционно- дидактический модуль Практический модуль система изучения ученика учителем; характеристики всех параметров психического развития учащихся коррекционно-развивающихе задания, упражнения общего характера и трудового направления; упражнения, связанные с формированием элементарного экономического образования образцы различных моделей занятий, практических работ диагностические материалы
56 2.3 Критерии эффективности модели I. Сформированность познавательного потенциала учащихся ( согласно уровня их обучаемости с учётом индивидуальных возможностей ) Показатели : Сформированность познавательного потенциала учащихся ( согласно уровня их обучаемости с учётом индивидуальных возможностей ) Освоение учащимися общеобразовательной программы специальной ( коррекционной ) школы VIII вида по математике. Продвижение в развитии и коррекции недостатков познавательной деятельности ( всех психических процессов ; элементарного математического мышления и его форм ( сравнение, анализ, синтез ); способности к обобщению и конкретизации ).
57 II. Сформированность профессионально - трудового потенциала Показатели : Умения применять полученные в процессе изучения математики знания : - на уроках профессионально - трудового обучения ; - в трудовой деятельности после окончания школы.
58 III. Сформированность социально - бытового потенциала Показатели : Владение элементарными экономическими знаниями. Умения применять полученные в процессе изучения математики знания в повседневной жизни, в быту.
59 IV. Сформированность социально - личностного потенциала Показатели : Сформированность у учащихся таких качеств личности, как : - мотивация, - работоспособность, - трудолюбие, - самостоятельность, - настойчивость, - воля, - умение контролировать свою деятельность, - умение планировать и доводить начатое дело до конца.
60 V. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника Показатели : Использование в речи математической терминологии. Умение общаться в трудовых коллективах, в обществе.
61 Заключение Социально - трудовая адаптация – процесс педагогически корректируемый ; может успешно осуществляться у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, несмотря на их психофизические особенности и ограниченные возможности, при правильной организации обучения и воспитания в специальной ( коррекционной ) общеобразовательной школе VIII вида. Изучение математики в школе данного вида является одним из условий подготовки детей с недостатками в умственном развитии к социально - трудовой адаптации в современных условиях жизни и труда.
62 Реализация задачи подготовки учащихся к социально - трудовой адаптации невозможна без тесной межпредметной связи уроков математики, труда и социально - бытовой ориентировки. Целенаправленная реализация межпредметных связей математики и профессионально - трудового обучения положительно влияет на развитие вычислительных, измерительных и чертёжных навыков, на возможность их применения в различных жизненных и трудовых ситуациях. Осуществление межпредметной связи уроков математики и социально - бытовой ориентировке способствует комплексному формированию элементарных экономических знаний, необходимых учащимся для более успешной социально - трудовой адаптации в современных экономических условиях.
63 Время, отведённое на изучение программного материала по математике, позволяет ознакомить учащихся на уроке лишь с базовыми знаниями. Одним из путей разрешения противоречия – неизбежности внесения нового материала в программу и необходимости предупреждения учебной перегрузки школьников - является введение в базисный план школы факультативного курса по математике как формы работы по подготовке учащихся специальных ( коррекционных ) школ к социально - трудовой адаптации. В результате проведённой исследовательской работы была выявлена потребность в организации факультативного курса.
64 Исследования показали, что бывшие выпускники школы имеют низкий уровень социально - трудовой адаптации. Показатели изучения особенностей учащихся 9 класса в учебно - трудовой деятельности также имеют предпосылки к низкому уровню социально - трудовой адаптации в современных экономических условиях по окончанию школы. Необходима дополнительная организация работы по формированию математических знаний, умений и навыков практического применения этих знаний в новых условиях.
65 Разработанная автором модель факультативного курса по математике по подготовке к социально - трудовой адаптации учащихся специальной ( коррекционной ) школы VIII вида определяет организационное и понятийное оформление этапа реализации этого курса : его целевую ориентацию, дидактические принципы и принципы взаимодействия педагога и учащихся, механизмы функционирования, педагогическую технику, ресурсное обеспечение, формирование критериев эффективности. Критерии эффективности данной модели направлены на относительную « сформированность » у обучающихся школы познавательного, профессионально - трудового, социально - бытового потенциалов, а также социально - личностного коммуникативного потенциала личности.
66 Продуктом разработанной нами модели является программа факультативного курса « Практическая математика » направленная на подготовку учащихся девятого класса к социально - трудовой адаптации в современных экономических условиях жизни и труда ; на отработку практических умений применять полученные математические знания на уроках труда, социально - бытовой ориентировки ; в решении жизненных задач и профессиональном труде.
67 Реализация разработанной концептуальной модели факультативного курса по математике будет способствовать более успешному усвоению учащимися учебного материала по предмету, применяемого в практической деятельности на уроках труда, СБО, в жизненной практике, тем самым подготавливая учащихся к социально - трудовой адаптации в новых социально - экономических условиях жизни.
68 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.