Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСергей Авлуков
1 Проект: Презентация урока - семинара Тема: «Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно - выразительных средств» Наименование организации: ГБОУ СПО МО НТЭТ ФИО автора: Жигарева Ольга Николаевна – преподаватель русского языка
2 Урок – семинар – нестандартная творческая форма обучения Специфика: самостоятельная подготовка по частной теме, сообщения студентов по темам, обсуждение всеми присутствующими заслушанного, подведение итогов обсуждения темы преподавателем 1
3 Цель семинара: образовательные: систематизация и обобщение сведений об особенностях художественного стиля, знакомство с выразительными средствами языка; практические: формирование умений и навыков находить в художественном тексте стилистические фигуры, объяснять их роль в произведении; воспитательные: воспитание уважительного отношения к родному языку; формирование интереса и уважения к художественной литературе; развивающие: гармоническое сочетание учебной деятельности с деятельностью научно-исследовательской и творческой. 2
4 Особое место художественного стиля в стилистической системе русского языка 3 «…Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, типами и разновидностями книжно- литературной и народно- разговорной речи… Ученый-лингвист Виноградов В. В. (1895 – 1969) Ученый-лингвист Виноградов В. В. (1895 – 1969)
5 Особенности стиля художественной литературы: функции Основная функция - функция эмоционально-эстетического воздействия на читателя; 4 Сфера применения: художественные произведения Мороз и солнце, день чудесный. Еще ты дремлешь, друг сердечный. Пора, красавица, проснись, Открой сомкнуты негой взоры Навстречу солнечной Авроры звездою севера явись…А.С. Пушкин «Зимнее утро»
6 воздействие путем словесного художественного изображения жизни; Особенности стиля художественной литературы. воздействие достигается при помощи художественных образов, которые создаются мастерами слова благодаря наличию в языке разнообразных выразительных средств и стилистических приемов. 5 Задачи стиля: передача отношения к окружающему, создание художественных образов…; художественную речь характеризуют образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи;
7 Особенности стиля художественной литературы Языковые средства (лексические, грамматические): 6 привлечение лексических и синтаксических средств других стилей для большей выразительности… сочетание языковых средств разных стилей (в том числе и разговорных); широкое использование изобразительно- выразительных средств языка (стилистических фигур, тропов);
8 Язык произведений Шолохова Яркий и самобытный язык М.А. Шолохова - умелое использование диалектизмов: изба, дом, курень, база … 7 Казачий курень М.А. Шолохов ( )
9 А. П. Гайдар (Голиков) Язык произведений А. Гайдара 8 подтвердите положение об использовании авторами художественных произведений языковых средств разных стилей. Найдите в предложении разговорные слова и подберите к ним нейтральные. «Наконец под вечер, когда и люди, и кони уже порядком устали, ямщик сказал: «Ну, вот и приехали, за этим мыском поворот». Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, и они дружно плюхнулись в сено». Задание:
10 Слово Стилистические приемы создания выразительности художественной речи 9 несет определенную информацию служит средством эстетического воздействия на читателя Некоторые стилистические фигуры созданы на базе конструкций с однородными членами предложения: перечисление, противопоставление, градация, многосоюзие, бессоюзие… достигается при помощи художественных образов, которые создаются мастерами слова благодаря наличию в языке разнообразных выразительных средств и стилистических приемов…
11 Перечисление Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды... А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава 7 10 – стилистическая фигура, представляющая собой ряд однородных членов. Выразительность перечисления состоит в создании экспрессивного описания
12 – стилистическая фигура, созданная на основе включения в предложения антонимических однородных членов с союзами а, но, зато: Противопоставление 11 Он собственно не шел, а влачился (А.И. Куприн).
13 – стилистическая фигура, основанная на постепенном усилении или ослаблении проявления какого-либо признака или действия: Градация Ополоумевший дирижёр, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей марш. М.А Булгаков «Мастер и Маргарита» 12
14 Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов: 13 Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда- то в бесконечность Короленко В. Г.
15 Бессоюзие - намеренный пропуск союзов: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет… А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека 14
16 Особенности построения синтаксических конструкций Особенности синтаксического построения простых и сложных предложений являются основанием для многих стилистических фигур речи: 15 параллелизм антитеза инверсия эллипсис умолчание риторический вопрос риторическое обращение
17 Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения: 16 Твой ум – глубок, как море, твой дух – высок, как горы Брюсов
18 – резкое противопоставление противоположных понятий: Антитеза 17 Где стол был яств, там гроб стоит. Г.Р. Державин «На смерть князя Мещерского
19 Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. А.С. Пушкин «Пиковая дама» Инверсия 18 – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок:
20 Эллипсис – пропуск какого-нибудь подразумеваемого члена предложения: 19 Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. В.А. Жуковский
21 Умолчание Нет; я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть.А.С. Пушкин «Скупой рыцарь» 20 – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о том, что именно осталось недосказанным:
22 Риторический вопрос Риторическое восклицание Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! «Вечера на хуторе близ Диканьки» 21 Н.В. Гоголь ( )
23 Комментированное упражнение 1. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… 2. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… 3. Швейцара мимо он стрелой. 4. Смотри - растопырила ноги как. 5. Офицер - из пистолета. Теркин - в мягкое штыком. 6. И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят и о берег бьют… 7. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! 22
24 (от др.-греч. τρόπος - оборот) - в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. метафора м етонимия с инекдоха о лицетворение э питет г ипербола Троп л итота с равнение п ерифраза а ллегория и рония … 23
25 Задание: Выборочное упражнение 24 укажите, чем они выражены (словом, словосочетанием, предложением). выпишите сначала сравнения, потом – эпитеты. в приведенных ниже предложениях выделите сравнения и эпитеты.
26 Осложненное упражнение: анализ выразительных средств стихотворения Прочитайте выразительно стихотворение и укажите его изобразительно-выразительные средства. Выпишите известные вам выразительные средства и назовите их. 25
27 Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Анализ выразительных средств стихотворения 26
28 Отметьте в отрывке из повести А.П. Чехова «Степь», при помощи каких языковых средств автор достигает художественной выразительности в описании грозы. Выпишите слова, в которых пропущены буквы, вставьте нужную букву и объясните свой выбор. Домашнее задание 27 найдите примеры стилистических фигур в художественных произведениях, которые вы изучаете на уроках литературы.
29 Информационное обеспечение Основные источники: 1. Герасименко Н.А., Канафьева А. В., Леденева В.В. и др. Русский язык: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.А. Герасименко. – М.: Издательский центр «Академия», Греков В.Ф. Русский язык классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 4-е изд. – М: Просвещение, Русский язык и культура речи: Учебное пособие/О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др./ Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФА-М, Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). – 2-е изд. – М., Дополнительные источники: Изображение «Книжная выставка»: фото из личного архива. Изображение «Новый Гоголь…»: фото из личного архива. Изображение «М. Цветаева»: фото из личного архива. Изображение «Узнавая новое»: фото из личного архива. Изображение: «Художественный стиль – язык художественной литературы»: фото из личного архива. Интернет – ресурсы: 1. Изображение «Портрет Пушкина»: 2. Изображение «Портрет В.В. Виноградова»: 3. Изображение «Гайдар»: 4. Изображение «Портрет Шолохова»: htm 5. Изображение: «Блок»: 6. Изображение: «Н.В. Гоголь»: 7. Изображение: «Перо и бумага»: 8. Изображение: «Казачий курень»: html 28
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.