Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемКирилл Полуянов
1 « Культурология » Тема 5. Формы и институты культуры. Лекция-визуализация 3 Время: 1 час Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы: 1. Сферы проявления культуры. 2. Формы культуры как формы ее предметного бытия. 3. Основополагающие институты культуры. Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование их в рабочей тетради, выполнение задания, проверку преподавателем полноты и качества их с выставлением оценки в журнал.
2 Сферы проявления культуры Принято подразделять культуру по ее носителю. И прежде всего, выделяют мировую и национальную культуру. Мировая культура это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие которой проявляется в духовной сфере: язык, литература, музыка, живопись, религия; в материальной сфере: особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства. В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры сообщественностей: классовая городская сельская профессиональная молодежная культура семьи культура отдельного человека
3 Структура культуры Материальная включает в себя объекты, созданные руками человека (их называют артефактами ): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшения, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Духовная: ее образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, традиции. Это тоже результат деятельности людей, но не руками, а разумом. Нематериальные объекты нельзя видеть, слышать, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Таким образом, под материальной культурой понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления. Таким образом, под духовной культурой понимается деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты (результаты) этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые знания, духовные ценности.
4 Составляющие духовной культуры: 1) политическая культура; 2) правовая; 3) эстетическая; 4) этическая (нравственная); 5) религиозная. Субкультура (от лат. sub под) это в чем-то ограниченная культура определенной социальной общности, ограниченность которой обусловлена бедностью ее социальных связей, затрудненностью доступа к культуре в целом или сознательной самоизоляцией. Характерные черты: «стиль», предполагающий создание и поддержание определенного образа (костюм, прическа и т.д.). Задача стиля состоит в том, чтобы отделить субкультуру от остальных субкультур и культуры в целом; манеры поведения (походка, мимика, своеобразная жестикуляция и т.д.); жаргон.
5 Формы культуры как формы ее предметного бытия Культура производства Формами культуры как формы ее предметного бытия нахывают: предметы материальной и духовной деятельности человека; субъекты, творцы и носители культуры; институциональные связи и механизмы. Культура экономическая Культура организационная Культура правовая Культура нравственная Культура научная Культура религиозная Культура экологическая Культура педагогическая другие формы культуры Формы культуры
6 Основополагающие институты культуры Институты культуры Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой. В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами. мифология религияискусствонаука
7 Миф наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, т. е. от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею «героического», что, скажем, недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. Мифология Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Религия
8 Высшая ценность для науки истина, в то время как высшая ценность для культуры человек. Наука, будучи мощным средством рационализации человеческого труда, может с успехом «роботизировать» человека. Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Оно продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с мощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи. Искусство
9 Наука один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, существует как особый способ производства объективных знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, т. е. наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. Наука
10 ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для ВУЗов. – М., Грушевицкая Т. Г.Э, Садохин А. П. КУльтурология: учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Кравченко. Культурология. Учебник для ВУЗов. – М., Культурология. Учебник для ВУЗов (под ред. Драча).-М., Шкабура Е.А. Учебно-методический комплекс для студентов. Культурология. ИУИ. М Дополнительная: 1. Бринтон К. Истоки западного образа мысли. – М.: Московская школа политических исследований, Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. – М.: НЛО, Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. – М.: НЛО, 2008.
11 Занятие закончено. Успехов в учёбе!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.