Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлексей Шаверин
1 1 А. В. Наумова (Минск) Кафедра славянских литератур филологического факультета БГУ Босния как парадоксальная модель межкультурности 67. Исследовательский вечер (Forshungsabend) Грац,
2 2 Содержание работы 1)Введение 2)Босния – универсальная модель культурных парадоксов 3)Внимание писателей к специфике боснийской ситуации 4)Феномен пограничья в творчестве Иво Андрича 5)Заключение
3 3 Основной тезис Историческое развитие Боснии привело к формированию особой культурной ситуации, которая может рассматри- ваться как нестандартная и включает в себя ряд парадоксальных процессов и явлений.
4 4 Сформированная система ценностей и культурных артефактов в данном случае не порождается конвергентными процессами, а наоборот, возникает в результате расхождения векторов духовного развития отдельных компонентов, из которых складывается эта целостность.
5 5 Парадоксально не содержание духов- ной культуры Боснии, а характер ее формирования – процесс противоре- чивый и нестандартный.
6 6 Боснию можно принять как универсальную модель, на примере которой мы можем рассмотреть систему парадоксов в культурогенезе других этносов.
7 7 Нас в рамках данной работы будет интересовать отражение специфики боснийской ситуации в художествен- ной литературе. Исидора Секулич Меша Селимович Вук Драшкович Миленко Ергович Иво Андрич
8 8 Меша Селимович: А мы – ничьи, мы – всегда на меже, мы – всегда чья-то добыча. […] Мы живем на перекрестке миров, на границе народов, под угрозой любого удара, всегда перед кем-то виноватые. Как о скалы, о нас разби- ваются волны истории. Нам надоело насилие, и убожество мы превратили в достоинство […] (Селимовић 1979: 189).
9 9 Исидора Секулич в одной из многочисленных работ, посвященных анализу духовной жизни в Боснии, отмечала, что религиозная ситуации в этих краях настолько сложна и противоречива, что, кажется, дело ка- сается нескольких рас (Секулић 1940: 193–194).
10 10 И НШАЛЛА, М АДОННА, И НШАЛЛА Миленко Ерговича – сборник рассказов по сюжетам народных песен. Настроения, мелодии, тональности достаточно для рассказчика, выходца из Боснии, чтобы досоздать и заново воплотить жестокие судьбы и трагедии на фоне неповторимой боснийской действительности.
11 11 Художественная концепция Боснии в романах Иво Андрича Всесторонняя картина жизни в этих краях: от описания природы, климата до характеристик боснийцев как этни- ческой группы и специфики их духовной жизни как таковой.
12 12 Дихотомии в художественном пространстве романа Т РАВНИЦКАЯ ХРОНИКА П. Якобсен: Т РАВНИЦКАЯ ХРОНИКА – роман, построенный на дихотомиях (Jakobsen 2010: 173). Б. Чович: Романный мир Т РАВНИЦКОЙ ХРОНИКИ [...] организован по одной из самых частых семантических моделей – дихотомии свое-чужое [...] (Човић 2012: 546).
13 13 Балканы – пограничная территория: для востока это запад, а для запада – восток. Причем рубеж между Востоком и Западом у Андрича подвижен. Босния находится на границе, которую пере- двигают и извне, пытаясь топрисвоить себе эту территорию, то, наоборот, отвергнуть, противо- поставляя себя этому краю.
14 14 Выводы Культурное пограничье, каковым является Босния, – это своеобразная и одновременно универсально зна- чимая среда, жизнь в которой связана с целым рядом парадоксов.
15 15 Выводы Вот некоторые из парадоксальных феноменов существования боснийской среды: культура Боснии как целостность, построенная на единстве несов- местимостей и противопостав- лений; странники культур – люди, сто- ящие на границе цивилизаций.
16 16 Выводы В наши дни уделяется недостаточное внимание культурным различиям в рамках межнационального диалога.
17 17 Выводы Необходимо постоянно держать в поле зрения глубинные факторы, обусловливающие априорную разность в стратегиях духовного развития и системе мировоззрения отдельной личности как выходца из определенной этнокультурной среды.
18 18 Литература и источники Андрич 1974: Андрич, Иво. Травницкая хроника. Мост на Дрине. Москва. Ергавіч 2012: Ергавіч, Міленка. Іншала, Мадона, іншала. Мінск. Селимович 1969: Селимович, Меша. Дервиш и смерть. Москва. Селимовић 1979: Селимовић, Меша. Између Истока и Запада. In: Исаковић, Антоније (отв. ред.). Зборник радова о Иви Андрићу. Београд. С. 3–11. Секулић 1940: Секулић, Исидора. Турско у Босни и босанској причи: Состояние Човић 2012: Човић, Бранимир. Дихотомија своје – туђе у наративној структури Травничке хронике In: Иво Андрић у српској и европској књижевности. 2 / 41. Научни састанак слависта у Вукове дане, 15– 17. IX Београд. C. 545–554. Gordić 2008: Gordić, Isidora. Transpozicija sevdalinki u zbirci priča Inšallah, Madona, Inšallah Miljenka Jergovića. In: Zbornik Matice srpske za slavistiku, knjiga 74. S. 79–93. Jakobsen 2010: Jakobsen, Per. Južnoslovenske teme. Beograd.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.