Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладислав Тимушкин
1 Конституции зарубежных стран (4 часа) Ассистент кафедры теории и истории государства и права Н.А. Раханова
2 Содержание 1. Понятие и сущность конституции. 2. Мировой конституционный процесс. 3. Юридические свойства (признаки) конституции. 4. Функции конституции. 5. Форма конституций в зарубежных странах. Писаные и неписаные, кодифицированные и некодифицированные конституции. 6. Структура конституций. 7. Содержание конституций. Пределы конституционного регулирования. Модели конституционно-правового регулирования в зарубежных странах. 8. Порядок принятия и изменения конституций в зарубежных странах. Отмена конституций. 9. Классификации зарубежных конституций (самостоятельная подготовка).
3 1. Понятие и сущность конституции
4 КОНСТИТУЦИЯ* *Большой современный толковый словарь русского языка Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов и основные права и обязанности граждан Строение, структура (обычно применительно к комплексу индивидуальных анатомических и физиологических особенностей организма) лат. «constitutio» - установление, учреждение
5 «Конституция» в Древней Греции Аристотель, «Афинская полития: Государственное устройство Афин»; «Aristoteles Constitution of Athene» (2 еd., London, 1912) устройство государства (полиса) = форма государства, понятие описательно- типологического характера
6 «Конституция» в Древнем Риме конституции принцепсов (constitutiones principum) Кодекс Грегориана, Кодекс Гермогениана, Кодекс Феодосия, Кодекс Юстиниана многочисленные акты абсолютного единовластия «основной закон» (lex fundamentalis)
7 «Конституции» в Средневековье документы религиозного и военно-феодального характера документы об устройстве монашеских орденов, городских республик законы императоров и владетельных князей, а также папские буллы «акты конституционного значения» (например, Великая Хартия вольностей (Magna Carta) 1215 г. в Англии) не именовались конституциями
8 Ни Древний мир, ни Средневековье не знали конституции как основного закона государства, и хотя сам термин имел широкое распространение, отражал он совершенно иное значение.
9 «Новые конституции» Г. Еллинек: слово «конституция» в смысле устройства государства вошло во всеобщее употребление в XVIII веке и возникло из «технического термина» «rem publicam constituere (лат. – устанавливать государство)», выражающего создание конституций у римлян В.Е. Чиркин термин «конституция» был заимствован создателями первых основных законов не из актов Древнего Рима, а из сочинений английских авторов, французских и американских просветителей-демократов, которые требовали принять такой закон, который был бы своего рода договором правителей с управляемыми. Основной закон должен был установить порядок осуществления государственной власти, ограничив ее правовыми нормами, и закрепить основные права человека и гражданина Современное понимание конституции не предполагает универсального определения!
10 Сущность конституции главные и устойчивые черты, признаки и свойства, единство и взаимообусловленность которых определяют качественную специфику и закономерности развития конституции как важнейшей юридической субстанции
11 Нормативная дефиниция Конституции Республики Беларусь (формально-юридическое толкование) «Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений» (ч. 1 ст. 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Важнейшие характеристики конституции (высшая юридическая сила, верховенство, «жесткий» характер, особый порядок охраны и защиты в лице Конституционного Суда и т.д.) прописаны в тексте самого Основного Закона.
12 Формально-юридическое (позитивистское) направление в исследовании конституции юридический документ (правовой акт) основной закон общества и государства обладает специфическими свойствами в сравнении с иными законами государства является юридической базой для нормотворчества и правоприменения обеспечивается государственным принуждением, в том числе посредством специфических механизмов закрепляет основы устройства государства и общества, механизм государственной власти, права и свободы человека
13 Провозглашение народного суверенитета и неотъемлемых прав и свобод индивида Предупреждение монополизации во власти, ее деление на ветви и возможность их взаимного контроля Государственная власть должна осуществляться в правовых рамках Сущность конституции 1. Ограничение пределов власти государства в обществе (компромисс) 2. Учреждение механизмов и процедур осуществления властных функций 3. Определение юр. границ между сферой приложения гос. власти и сферой полит., экономич., и социальной свободы индивида
14 Основные подходы к определению сущности конституции Со второй половины XIX века в науке конституционного права выделяется два основных подхода к определению сущности конституции: один – присущий западным концепциям (на основании естественно-правовой концепции, теорий общественного договора и правового государства): «конституция – важнейшее завоевание капиталистического (буржуазного) строя, достояние европейской культуры и разума, инструмент справедливости и свободы, средство защиты человека от власти»; другой - марксистско-ленинский (на основе лассальянской концепции) «сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе»
15 Конституция продукт истории результат политической борьбы, отражающий соотношение политических сил в обществе важнейший общесоциальный регулятор общественных отношений правовой ограничитель государственной власти в пользу свободы человека правовой документ, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий положение и организацию государственной власти и ее взаимоотношений с человеком
16 2. Мировой конституционный процесс
17 Исторические предпосылки принятия первых конституций Первопричина - буржуазные (демократические) революции XVIII века, которые были вызваны потребностью не просто переустройства власти, а главным образом, нахождения оптимального соотношения между властью и свободой. Важное значение имели следующие факторы: экономические (феодальный строй: примитивное нетоварное, натуральное хозяйство; незначительная и монополизированная торговля, ограниченность собственности; капиталистический строй: рост городов как промышленных и торговых центров, развитие торговли (формирование торговых союзов - первых транснациональные корпорации); социальные (повышение образовательного уровня – грамотности; протестантизм и новое европейское мировоззрение – индивидуализм (краеугольный камень формирования теории естественных прав): догмат о спасении «личной верой» - независимость от церкви и сообщества верующих; рационализм и практичность); государственное управление (капиталистический уклад – управление социумом на основе договора (диалога), феодальный – на основе принуждения (легитимного применения насилия или его угрозы) административной (светской) и духовной (церковной) элиты, находящихся во взаимовыгодной связи).
18 Поколения писаных конституций СТАРЫЕ конец XVIII в г. (окончание Первой мировой войны) ныне действующие – США 1787 г., Норвегии 1814 г., Люксембурга 1868 г. Конституция Бельгии 1831 г. в 1994 г. заменена консолидированн ой НОВЫЕ между Первой и Второй мировыми войнами ныне действующие – Ирландии 1937 г., Конституция Лихтенштейна 1921 г. НОВЕЙШИЕ 1946 г. – 1960-е гг. «первая волна»: Конституция Франции 1946 г., Италии 1947 г., Японии 1947 г., ФРГ 1949 г. – государств- агрессоров и их союзников «вторая волна»: крушение системы колониализма и принятие конституций бывших колоний ( е гг.) СВЕРХНОВЕЙШИЕ последней четверти XX в. (1975 – 2000 гг.) – XXI в. «первая волна» (1975- начало 1990-х гг.): Испании 1978 г., Португалии 1976 г., Греции 1975 г., Бразилии 1988 г. «вторая волна» (начало 1990 г. – наши дни): конституции государств – бывших республик СССР (Россия. Украина, Казахстан, Узбекистан) и стран социалистического содружества: Болгария, Чехия, Польша. «третья волна» Карелия 2001 г., Бахрейн, 2002 г., Чечня (2003 г.), Сербия (2006 г.), Косово (2008 г.), Венгрия (2011 г.)
19 Задание 1. Самостоятельное изучение и анализ Республика Беларусь в мировом конституционном процессе Источник: Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (от Привилея Казимира до Конституции Республики Беларусь): Монография /М.Ф. Чудаков. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь – 290 с. Формы подготовки (выполняется в группах в письменной форме без обсуждения на семинарском занятии). 1. Обзорный реферат в письменной форме (не > 20 страниц самостоятельно подготовленного аналитического текста, т.е. не копируется авторский текст!) 2. Презентация-схема по тексту монографии (не должна содержать обычный перемещенный из монографии текст; оформляется схемами, таблицами, рисунками и пр.; ~ 30 слайдов). 3. Тест на проверку знания информации (30 вопросов; предполагается один верный ответ, либо необходимость расположения вариантов в определенной последовательности, либо составление пар вариантов из предложенного перечня).
20 3. Юридические свойства (признаки) конституции
21 Юридические свойства (признаки) конституции как основного закона государства Особая охрана и защита Особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок База текущего законодательства Высшая юридическая сила (в том числе - прямое действие) Верховенство в правовой системе
22 4. Функции конституции
23 Общие функции Конституции (соответствуют функциям права): информационная историко-культурная коммуникативная общесоциальная социального контроля
24 Специальные функции (связаны с конкретным содержанием и природой основного закона) политическая идеологическая учредительная символическая воспитательная организаторская внешнеполитическая легализационная системообразующая правоохранительная
25 4. Форма конституций
26 Все государства имеют конституцию в материальном смысле, но не все государства обладают конституцией в формальном смысле Материальная конституция: п одразумевается не только собственно конституционный текст, но и другие источники, которые регулируют отношения, составляющие предмет конституционного регулирования (нормативные правовые акты, нормативные договоры, судебные прецеденты, труды учёных-юристов, религиозные нормы и даже конституционные обычаи); типичный пример – Конституция Великобритании (писаная и неписаная части) Формальная конституция: акт (либо несколько актов), обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным источникам права; всегда являются писаными – большинство в современном мире
27 Формальная конституция Кодифицированная (консолидированная) – единый акт- документ, в том числе с поправками независимо от их включения в текст; большинство в мире: Бельгия, Венгрия, Греция, Италия, Испания, США, ФРГ, Россия, Япония и др. Некодифицированная (неконсолидированная) - совокупность нормативных правовых актов, в равной мере обладающих юридической силой: Австрия, Израиль, Канада, Франция, Швеция
28 5. Структура конституции
29 Структура кодифицированных конституций Преамбула (введение) отражает главные конституционн ые начала и идеи Основная часть (части, главы, разделы, статьи) нормы о правах и свободах, об основах обществ.строя, о системе и статусе гос. органов, о гос. символике, о порядке изменения конституций Заключит. положения нормы, устанавливаю щие порядок вступления конституции в силу; иногда - нормы о порядке изменения конституции или государственн ых символах Переходн. положения сроки вступления в действие отдельных конституц. норм; сроки приведения законодательс тва в соответствие с конституцией Доп. положения, прилож -я толковательны е нормы, отдельные исключения из правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.
30 6. Содержание конституции. Конституционные модели.
31 Содержание конституции: «Какой круг общественных отношений и в каком объеме должна регулировать современная конституция?» Предмет регулиро- вания О чем говорит конституция? Объекты регулиро- вания Какие группы отношений она затрагивает? Пределы регулиро- вания Возможности «вторжения» в регулируемые сферы
32 Конституционные модели Объекты регулирования – политические и гражданские отношения Экономические и социальные отношения – вне рамок конституционного регулирования Либеральная Чрезмерное расширение предмета конституционного регулирования Отрицание принципа плюрализма и диспозитивности в конституционном регулировании Этатистская (патерналистская) Включение в предмет конституционного регулирования экономических, социальных и культурных отноений Оптимальные пределы конституционно-правового регулирования Либерально- этатистская
33 7. Порядок принятия и изменения конституций в зарубежных странах. Отмена конституций.
34 Способы принятия конституций в зарубежных странах Октроирование дарование односторонним актом главы государства (монарха): Конституция Монако 1962 г., дарованная князем Ренье III дарование метрополией колонии при изменении формы колониального господства или освобождении от него Договорной порядок договоры между главой государства и выборным органом: Конституция Кипра 1960 г. Народные конституции избирательный корпус, который избирает парламент или учредительное собрание, либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме.
35 Изменение конституций в зарубежных странах Гибкие конституции Путем принятия обычного закона, каждый последующий закон, содержащий конституционные положения, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не урегулированные либо урегулированные нормами обычного права: Великобритания, Израиль, Новая Зеландия Жесткие конституции конституции, которые изменяются парламентом одного и того же созыва квалифицированным большинством в палате (палатах); конституции, которые изменяются повторным голосованием через определенный срок, но парламентом того же созыва (Основной Закон ФРГ) Особо жесткие Япония, Франция, США, Италии: требуется утверждение изменений на референдуме голосование в парламенте следующего созыва утверждение поправок органами субъектов федерации Смешанный порядок
36 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.