Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТимур Буздырин
1 Подготовил : старший воспитатель Леонтьева М. А. Решение педагогических ситуаций
2 Педагогическая ситуация - - это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации ( штатные ) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий детей быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие ( нештатные ) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.
3 В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт : Недовольство ( отрицательное отношение к кому - нибудь, чему - нибудь ) Разногласие ( отсутствие согласия из - за несходства во мнениях, взглядах ) Противодействие ( действие, препятствующее другому действию ) Противостояние ( сопротивление действию кого - нибудь, чего - нибудь ) Разрыв ( нарушение связи, согласования между чем - нибудь, кем - нибудь )
4 Работа педагога над решением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий : 1. Обнаружение факта. 2. Описание ( восстановление, конструирование ) конкретной педагогической ситуации. 3. Определение характера ее содержания. 4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе. 5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых. 6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка педагога к решению возникших педагогических задач. 7. Выбор способов решения педагогических задач. 8. Самоанализ и самооценка принятого решения.
5 1. Обнаружение факта Учитель узнает, что ученик 2- го класса испортил на лестнице перила : изрезал их перочинным ножом.
6 2. Описание ( восстановление, конструирование ) конкретной педагогической ситуации Ситуация описывается во всех деталях, озаглавливается ( заголовок может помочь уяснить суть конфликта ), по возможности целиком воспроизводится диалог. Диалог – это всегда поиск истины, нередко спор, поэтому важно его передать как можно точнее. Например, ситуация, названная : ЭТО ЖЕ НЕЛЬЗЯ ! « Спускаюсь по лестнице и вижу : Володя С. перочинным ножиком режет лестничные перила. Заслышав мои шаги, стремглав бросился бежать, оставив на площадке свое пальто. Поймать « злоумышленника » оказалось делом несложным. Рассказываю матери о случившемся, та удивляется : – Не может этого быть ! Наверно, это кто - нибудь из тех ребят, что были вместе с сыном. Володя смущен... В квартире, где живет мальчик, – чистота, паркет натерт до блеска, красивая мебель. Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведенному порядку и вещам. – Это правда, что ты портил перила ? – Я только попробовал, как режет ножик... Вмешиваюсь в разговор : – Но зачем же портить перила ? Вот попробуй резать у себя дома стул или свой стол. Не все ли равно, что резать – стол или перила... У мальчика на лице немое удивление, и он возмущенно восклицает : – Это же нельзя ! Мать поясняет : – Это его стол... Отец ему купил ». После того как ситуация восстановлена, можно перейти к ее анализу.
7 3. Определение характера содержания педагогической ситуации Каждому возрастному периоду свойственны свои штатные педагогические ситуации. Для младших школьников это : Драки. Агрессивное, враждебное, нередко жестокое поведение ребенка по отношению к другому зарождается и укрепляется в младшем школьном возрасте по многим причинам : из - за желания утвердиться, обратить на себя внимание, отплатить обидчику, из - за несовпадения оценочных суждений.
8 Жалобы, ябедничество, доносы. Дети знают, что ябедничество, доносительство осуждаются их сверстниками. И тем не менее учителю постоянно приходится слышать жалобы : « А он у меня взял...», « А он списывает...», « А он меня ударил...» Обмены. Обменные операции между детьми распространены широко (« Я тебе, ты мне...»). В большинстве случаев правила обмена известны и их придерживаются. Однако бывает и обмен не по правилам, тогда он способствует развитию честолюбия, корысти, может вызывать ссоры. Страхи. Учащиеся 1–4- х классов постоянно испытывают чувство страха. Они боятся родителей, учителей, некоторых одноклассников, незнакомых людей, животных, темноты.
9 Клички и прозвища. Дети, как правило, обращаются друг к другу не по именам, а по кличкам, прозвищам, и нередко – с целью унизить достоинство. Испорченные вещи. Дети порой небрежно относятся к своим и чужим вещам, портят их. Этот перечень можно продолжить. Разбираемая педагогическая ситуация « Это же нельзя !» может быть отнесена именно к группе « Испорченные вещи ».
10 4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе Анализ потребует ответа на вопросы : кто является участником события и диалога ? каков характер конфликта ? каковы мотивы действий мальчика ? В рассматриваемой ситуации основной участник события – мальчик. Он бережно относится к своим вещам и, не задумываясь, портит то, что ему не принадлежит. В основе ситуации лежит конфликт - разногласие. Мальчику кажется, что он ничего плохого не совершает. Между тем он поступает вопреки требованию беречь не только свои вещи, но и вещи, принадлежащие обществу. Он нарушает правила поведения неумышленно – в его понимании это правило не охватывает всех случаев, когда оно должно выполняться. Очевидно, отец, вручая сыну перочинный ножик в подарок, не проинструктировал, для каких целей он предназначается.
11 5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых На основе анализа ситуации появляется возможность сформулировать педагогические задачи ( их может быть несколько ). Учитель должен расположить их по степени значимости, выделить наиболее важные и приступить к их решению. Так, в нашей ситуации « Это же нельзя !» возникают следующие задачи : помочь родителям осознать, что значит воспитывать у сына такое качество, как бережливость не только к своим, но и к « не своим » вещам ; найти способы воздействия на мальчика, с тем чтобы он понял свою ошибку и больше не совершал подобных проступков ; в работе с детьми в классе, где учится мальчик, не оставлять незамеченными случаи, когда дети портят свои или чужие вещи.
12 6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка педагога к решению педагогических задач Необходимо вспомнить аналогичные ситуации, изучить психолого - педагогическую литературу, где роли педагогических ситуаций в практической деятельности, их анализу и разрешению, то есть решению педагогических задач, отводится немалое место. Назовем наиболее важные работы : Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Рос. пед. агентство, Годник С. М., Спирин Л. Ф., Фрумкин М. Л. и др. Педагогические ситуации в воспитании школьников. Воронеж : Изд - во ВГУ, Натанзон Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика. М.: Просвещение, Петроченко Г. Г. Ситуативные задачи в педагогике. Минск : Университет, Поташник М. М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983.
13 7. Выбор способов решения педагогической задачи Это самый трудный этап. Можно с уверенностью сказать, что им современный учитель владеет хуже всего. Хотя богатый опыт решения задач, относящихся к штатным ситуациям, существует, но он плохо изучен и описан. Если мы вновь обратимся к ситуации « Это же нельзя !», то обнаружим, что родители допустили ошибки в воспитании сына, которые повлекли за собой нарушение им правил поведения : во - первых, они не смогли объяснить мальчику, почему нужно бережно относиться не только к своим, но и к чужим, не принадлежащим ему вещам ; во - вторых, подарив сыну перочинный нож, не сказали, для чего он предназначен и как им пользоваться. Учитель может посоветовать родителям побеседовать с мальчиком о случившемся, помочь ему осознать неправильность поступка, рассказать, как пользоваться перочинным ножом, и вместе с отцом отремонтировать испорченные перила.
14 8. Самоанализ и самооценка принятого решения В зависимости от того, насколько эффективны были примененные учителем способы решения задач, их правильность, намечаются дальнейшие воспитательные шаги.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.