Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГлеб Янушкевич
1 «Взаимодействие специалистов психолого- педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом» «Взаимодействие специалистов психолого- педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом»
2 Структура работы Введение ГЛАВА I. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с детским церебральным параличом &1.1. Современный подход к организации психолого- педагогического сопровождения детей с церебральным параличом; &1.2. Медико-психолого-педагогические модели сопровождения детей с церебральным параличом; &1.3.Клиническо-психолого-педагогическая характеристика детей с церебральным параличом. Введение ГЛАВА I. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с детским церебральным параличом &1.1. Современный подход к организации психолого- педагогического сопровождения детей с церебральным параличом; &1.2. Медико-психолого-педагогические модели сопровождения детей с церебральным параличом; &1.3.Клиническо-психолого-педагогическая характеристика детей с церебральным параличом.
3 Структура работы ГЛАВА II. Изучение потребности в продуктивном взаимодействии специалистов учреждения для детей с тяжелыми двигательными нарушениями. & 2.1. Организация исследования & 2.2. Диагностическая программа исследования и ее реализация ГЛАВА II. Изучение потребности в продуктивном взаимодействии специалистов учреждения для детей с тяжелыми двигательными нарушениями. & 2.1. Организация исследования & 2.2. Диагностическая программа исследования и ее реализация
4 Структура работы ГЛАВА III. Современные подходы к диагностике и комплексному сопровождению детей с церебральным параличом & 3.1. Содержание и организация деятельности психолого-медико- педагогического консилиума в образовательном учреждении для детей с церебральным параличом (формирующий эксперимент). & 3.2. Экспертная оценка результатов формирующего эксперимента. & 3.3. Материалы для специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение детей с тяжелыми двигательными нарушениями Заключение ГЛАВА III. Современные подходы к диагностике и комплексному сопровождению детей с церебральным параличом & 3.1. Содержание и организация деятельности психолого-медико- педагогического консилиума в образовательном учреждении для детей с церебральным параличом (формирующий эксперимент). & 3.2. Экспертная оценка результатов формирующего эксперимента. & 3.3. Материалы для специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение детей с тяжелыми двигательными нарушениями Заключение
5 Научный аппарат исследования Актуальность исследования: Обусловлена ростом числа учеников с ДЦП и необходимостью совершенствования помощи им; потребностью в практике технологий взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с ДЦП. Проблема исследования: Заключается в том, что при существующей необходимости в качественном и своевременном взаимодействии специалистов психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом не разработаны соответствующие методические материалы. Цель исследования: Изучение путей эффективного взаимодействия специалистов системы психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с ДЦП. Актуальность исследования: Обусловлена ростом числа учеников с ДЦП и необходимостью совершенствования помощи им; потребностью в практике технологий взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с ДЦП. Проблема исследования: Заключается в том, что при существующей необходимости в качественном и своевременном взаимодействии специалистов психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом не разработаны соответствующие методические материалы. Цель исследования: Изучение путей эффективного взаимодействия специалистов системы психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с ДЦП.
6 Предмет исследования: Результативное взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом. Объект исследования: Условия взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом. Гипотезой исследования стало предположение, что специально организованные условия взаимодействия специалистов психолого- педагогического сопровождения младших школьников с детским церебральным параличом повысят эффективность коррекционно- образовательного процесса в условиях центра психолого-медико- социального сопровождения. Предмет исследования: Результативное взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом. Объект исследования: Условия взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом. Гипотезой исследования стало предположение, что специально организованные условия взаимодействия специалистов психолого- педагогического сопровождения младших школьников с детским церебральным параличом повысят эффективность коррекционно- образовательного процесса в условиях центра психолого-медико- социального сопровождения. Научный аппарат исследования
7 Теоретико-методологические основы исследования: о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский); культурно-историческая теория Л.С. Выготского; о специфических закономерностях аномального развития (В.И. Лубовский); о психическом развитии ребенка как процессе присвоения социокультурного опыта (А.Н. Леонтьев А.В. Запорожец,, Д.Б. Эльконин); о тесной связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.В. Кузнецова,); о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский); культурно-историческая теория Л.С. Выготского; о специфических закономерностях аномального развития (В.И. Лубовский); о психическом развитии ребенка как процессе присвоения социокультурного опыта (А.Н. Леонтьев А.В. Запорожец,, Д.Б. Эльконин); о тесной связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.В. Кузнецова,);
8 Теоретико-методологические основы исследования: положение о деятельностном подходе к развитию (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); общие идеи и принципы субъектно-деятельностного подхода в психолого-педагогическом исследовании отклоняющегося развития (В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, И.Ю. Левченко); положение о дифференцированном и индивидуализированном подходе в системе коррекционной помощи детям с нарушениями развития (В.В. Воронкова, У.В. Ульенкова и др.); положение о необходимости произвольных движений при развитии высших психических функций (И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский); положение о деятельностном подходе к развитию (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); общие идеи и принципы субъектно-деятельностного подхода в психолого-педагогическом исследовании отклоняющегося развития (В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, И.Ю. Левченко); положение о дифференцированном и индивидуализированном подходе в системе коррекционной помощи детям с нарушениями развития (В.В. Воронкова, У.В. Ульенкова и др.); положение о необходимости произвольных движений при развитии высших психических функций (И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский);
9 Теоретико-методологические основы исследования: комплексный подход к реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (К.А. Семенова, Л.О. Бадалян, И.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Т.Н. Симонова, О.Г. Приходько); клинико-психолого-педагогические подходы к исследованию детей с детским церебральным параличом (К.А. Семенова, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, О.Г. Приходько, Т.Н. Симонова, Б. и К. Бобат, В. Войт, И.А. Скворцов и др.) Диагностический комплекс сконструирован с использованием основных принципов психолого-педагогической диагностики, представленных в трудах В.И. Лубовского, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко. комплексный подход к реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (К.А. Семенова, Л.О. Бадалян, И.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Т.Н. Симонова, О.Г. Приходько); клинико-психолого-педагогические подходы к исследованию детей с детским церебральным параличом (К.А. Семенова, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, О.Г. Приходько, Т.Н. Симонова, Б. и К. Бобат, В. Войт, И.А. Скворцов и др.) Диагностический комплекс сконструирован с использованием основных принципов психолого-педагогической диагностики, представленных в трудах В.И. Лубовского, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко.
10 Изучить педагогические, медицинские, психологические литературные источники по проблеме психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом и сферах деятельности специалистов, осуществляющих его. Выявить потребности младших школьников в психолого-педагогическом сопровождении. Изучить особенности условий взаимодействия специалистов в ходе психолого- педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом. Выявить вариативность взаимодействия специалистов в ходе психолого- педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом. Разработать схему взаимодействия специалистов в ходе психолого- педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом. Изучить педагогические, медицинские, психологические литературные источники по проблеме психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом и сферах деятельности специалистов, осуществляющих его. Выявить потребности младших школьников в психолого-педагогическом сопровождении. Изучить особенности условий взаимодействия специалистов в ходе психолого- педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом. Выявить вариативность взаимодействия специалистов в ходе психолого- педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом. Разработать схему взаимодействия специалистов в ходе психолого- педагогического сопровождения развития младших школьников с детским церебральным параличом. Задачи исследования
11 Организация исследования Этапы исследования I этап: Анализ литературных источников определение стратегии и тактики экспериментальной работы (январь 2012 г. - август 2012 г.) II этап: Констатирующий и формирующий эксперимент (сентябрь 2012 г.- май 2013 г.) III этап: Экспертная оценка результатов формирующего эксперимента (май 2013 г.) База: ЦПМСС «Раменки» г. Москвы Этапы исследования I этап: Анализ литературных источников определение стратегии и тактики экспериментальной работы (январь 2012 г. - август 2012 г.) II этап: Констатирующий и формирующий эксперимент (сентябрь 2012 г.- май 2013 г.) III этап: Экспертная оценка результатов формирующего эксперимента (май 2013 г.) База: ЦПМСС «Раменки» г. Москвы
12 Участники исследования Младшие школьники ЦПМСС«Раменки» г. Москвы, имеющие диагноз «детский церебральный паралич в поздней резидуальной стадии» (20 человек) Специалисты, осуществляющие психолого- педагогическое сопровождение младших школьников с детским церебральным параличом в условиях ЦПМСС «Раменки» (17 человек) Младшие школьники ЦПМСС«Раменки» г. Москвы, имеющие диагноз «детский церебральный паралич в поздней резидуальной стадии» (20 человек) Специалисты, осуществляющие психолого- педагогическое сопровождение младших школьников с детским церебральным параличом в условиях ЦПМСС «Раменки» (17 человек)
13 О Б Р А З О В А Н И Е Современные возможности получения образования детьми с двигательными нарушениями Дошкольное ЦПМПС (центры психолого- медико-педагогического сопровождения Школьное Специализированные ДОУ для детей с нарушениями ОДА Службы ранней помощи Группы кратковременн ого пребывания Лекотеки Школы 6 вида (в т.ч. классы 8 вида) Школы надомного обучения Дистанционн ое обучение Общеобразовательные школы: Домашнее обучение; Инклюзия Проводится лечение, обучение, воспитание, педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе Врачи (невролог, педиатр, офтальмолог, сурдолог, физиотераппевт) Методисты ЛФК Психологи Учителя Воспитатели Педагоги дополнительного образования Логопеды Педагоги-дефектологи
14 Врачи (невропатолог; ортопед; физиотерапевт); методист ЛФК Дефектолог Учитель Дефектолог Учитель Трансдисциплинарная модель психолого-педагогического сопровождения детей с церебральным параличом Нарушения двигательных функций Ребенок с детским церебральным параличом Воспитатель Несформированность навыков самообслуживания Нарушения психической деятельности Особенности эмоционально- волевой сферы Психолог Трудности речевого развития Логопед Индивидуальная программа реабилитации
15 Протокол обследования младшего школьника с детским церебральным параличом 1. Оценка двигательного развития; 2. Оценка состояния слуха; 3. Оценка состояния зрения; 4. Определение ведущий руки; 5. Оценка участия в деятельности пораженной руки; 6. Оценка уровня развития навыков самообслуживания; 1. Оценка двигательного развития; 2. Оценка состояния слуха; 3. Оценка состояния зрения; 4. Определение ведущий руки; 5. Оценка участия в деятельности пораженной руки; 6. Оценка уровня развития навыков самообслуживания;
16 Протокол обследования младшего школьника с детским церебральным параличом 7. Оценка пространственного восприятия; 8. Оценка речевого развития; 9. Оценка познавательного развития: уровня внимания; форм мышления; 10. Оценка графических навыков. 7. Оценка пространственного восприятия; 8. Оценка речевого развития; 9. Оценка познавательного развития: уровня внимания; форм мышления; 10. Оценка графических навыков.
17 Результаты изучения медицинской документации участников исследования Степень тяжести Кол-во детей (%) Нарушения зрения Нарушения слуха Нарушения речи I 1 (5%) II 5 (25%)3 (15%)2 (10%)5 (25%) III 14 (70%)9 (45%)4 (20%)14 (70%)
18 Недостатки психического развития участников исследования Степень тяжести Пространствен- ные представле- ния Наглядно- действенное мышление Словесно- логическое мышление Графические навыки Понимание речи I 1 (5%) II 4 (20%) 5 (25%)2(10%) III 50%10 (50%)12 (60%)4(20%)
19 Изучение потребностей специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы. 1. Удовлетворены ли Вы деятельностью ПМПк?: Да / Нет (нужное подчеркнуть) 2. Какие вопросы, по Вашему мнению, необходимо рассматривать на ПМПк? 3. Какие вопросы сопровождения детей с ДЦП Вы считаете: Успешно решенными Недостаточно решенными 4. Какие вопросы и решения ПМПк не реализуются? 5. Как часто следует предоставлять ребенка на ПМПк? 1. Удовлетворены ли Вы деятельностью ПМПк?: Да / Нет (нужное подчеркнуть) 2. Какие вопросы, по Вашему мнению, необходимо рассматривать на ПМПк? 3. Какие вопросы сопровождения детей с ДЦП Вы считаете: Успешно решенными Недостаточно решенными 4. Какие вопросы и решения ПМПк не реализуются? 5. Как часто следует предоставлять ребенка на ПМПк?
20 Изучение потребностей специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы. 6. В чем, по Вашему мнению, успешность работы ПМПк: в разработке индивидуальной программы ребенка или в определении его особенностей (нужное подчеркнуть) 7. Ваши предложения по совершенствованию работы ПМПк 8. Успешна ли, по Вашему мнению, работа ПМПк во взаимодействии с родителями: Да / Нет (нужное подчеркнуть) 9. Хватает ли Вам знаний в вопросах работы ПМПк Да / Нет (нужное подчеркнуть) 10. С какой литературой по разработке индивидуальных программ для ребенка Вы знакомы? 11. Нужны ли, по Вашему мнению, типовые схемы обследования детей с ДЦП, типовые заключения ПМПк? Да / Нет (нужное подчеркнуть) 6. В чем, по Вашему мнению, успешность работы ПМПк: в разработке индивидуальной программы ребенка или в определении его особенностей (нужное подчеркнуть) 7. Ваши предложения по совершенствованию работы ПМПк 8. Успешна ли, по Вашему мнению, работа ПМПк во взаимодействии с родителями: Да / Нет (нужное подчеркнуть) 9. Хватает ли Вам знаний в вопросах работы ПМПк Да / Нет (нужное подчеркнуть) 10. С какой литературой по разработке индивидуальных программ для ребенка Вы знакомы? 11. Нужны ли, по Вашему мнению, типовые схемы обследования детей с ДЦП, типовые заключения ПМПк? Да / Нет (нужное подчеркнуть)
21 Основные выводы Детский церебральный паралич - это тяжелое заболевание нервной системы, приводящее к инвалидности и характеризующееся сложной структурой нарушения, включающей различные двигательные расстройства, речевые и речедвигательные трудности, различные психические нарушения, отклонения в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы и личности, что затрудняет реализацию образовательных программ.
22 Основные выводы Дети с детским церебральным параличом нуждаются в оказании специально организованной комплексной психолого- педагогической и медико-социальной помощи, необходимой для их успешной социальной адаптации. Оказание квалифицированной помощи возможно только при условии правильно организованной системы взаимодействия специалистов, участвующих в психолого-медико-социальном сопровождении этих детей. Для создания такой системы необходимо знать и учитывать клинику заболевания и особенности развития детей с церебральным параличом. Проведенные психолого-педагогические обследования детей с разной степенью выраженности двигательных расстройств показывают крайнюю вариативность, имеющихся у них нарушений. Это подразумевает разработку индивидуальных коррекционно-развивающих программ, учитывающих особенности каждого ребенка.
23 Основные выводы Современный период в образовании детей с ТДН характеризуется необходимостью изменения подходов к оказанию помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями, которые бы позволили на междисциплинарной основе объединить в единое целое медико-психолого- педагогические технологии особыми системообразующими связями, т.е. требуется переход к новой модели психолого- педагогического сопровождения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.