Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЮлия Финаева
1 Развитие ребенка в свете ФГОС дошкольного образования
2 ФГОС дошкольного образования познавательное развитие речевое развитие ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие направления развития (далее- образовательные области)
3 ФГОС дошкольного образования Социально-коммуникативное развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
4 ФГОС дошкольного образования Познавательное развитие развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношенияхобъектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,пространстве и времени, движении и покое, причинах иследствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений осоциокультурных ценностях нашего народа, об отечественныхтрадициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей,об особенностях ее природы, многообразии стран и народовмира.
5 ФГОС дошкольного образования Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детскойлитературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
6 ФГОС дошкольного образования Художественно-эстетическое развитие развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
7 ФГОС дошкольного образования Физическое развитие приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
8 Факторы развития Ключевым понятием является «развитие» Наследственность является ведущим фактором в теориях преформизма, рекапитуляции, созревания. Преформизм – концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша. Ст.Холл – теория рекапитуляции и ее влияние на З.Фрейда, А.Гезелла, Ж.Пиаже, Э.Эриксона. Классический вариант теории созревания – теория трех ступеней К.Бюлера. Существуют две точки зрения на процесс развития ребёнка в целом: 1. Процесс развития непрерывен; 2. Процесс развития дискретен. Среда является ведущим фактором в теориях ассоцианизма, бихевиоризма. в теории экологических систем. теории конвергенции двух факторов. Развитие – изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды (Г.Крайг). В отечественной психологии «развитие» – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий квозникновению количественных, качественных и структурныхпреобразований психики и поведения человека. Развитие – процесс изменения психических функций и личности в целом под влияниемвзаимодействия с другими людьми при овладении ведущейдеятельностью. Развитие на разных этапах становления этого понятиярассматривалось как рост, созревание, совершенствование,дифференциация, научение, запечатление, социализация..
9 Процессы развития (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев) Становление – созревание и рост; переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально-возможного; единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития (естественно-природная структура); Формирование – оформление (обретение формы, а не формовка по заданному штампу) и совершенствование (обретение совершенного, предсуществующего в культуре образца); единство социокультурной цели и общественно значимого результата развития (социально-культурная структура); Преобразование – саморазвитие и смена основного жизненного вектора; преображение – кардинальное преодоление сложившегося режима жизнедеятельности в соответствии с некоторой иерархией ценностей и смыслов бытия человека 9 духовно-практическая структура).
10 Специфика психического развития ребёнка Х.Вернер, Л.С. Выготский и др. описали основные критерии развития: дифференциацию, расчленение явления, ранее бывшего единым; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройку связей между различными сторонами объекта. Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования;. Аномальное – частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию. Регрессивное – процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей ; Типы развития Непреформированный тип развития не предопределён заранее, с самого начала неизвестны все стадии развития и его конечный результат. Непреформированный тип развития наиболее распространён на нашей планете. По этому типу происходит развитие галактики, Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы как стадии, которые пройдёт явление (организм), так и конечный результат, который будет им достигнут. Здесь всё дано от природы. Примерами служат эмбриональное развитие, физическое развитие ( от рождения до старения).
11 Движущая сила развития психики - обучение. Развитие и обучение - разные процессы, именно обучение приводит в движение внутренние процессы развития, обучение стоит в основе развития. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития». Зона актуального развития Зона ближайшего развития Культурно-историческая теория Л.С. Выготского ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития, направляемого учителем. В культурно-историческая концепции Л.С.Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка: 1. Закон формирования высших психических функций- высшие психические функции возникают сначала как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. 2. Закон неравномерности детского развития, согласно которому каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Этот период - сензитивный период. 3. Закон метаморфозы определяет развитие как последовательное изменение качественных состояний сознания (структуры сознания). 4 Закон гетерохронности развития утверждает, что психическое развитие не совпадает с хронологическим возрастом, т.е. имеет свой ритм, отличающийся от ритма биологического созревания. 5. Закон среды определяет роль социальной среды как источника развития. 6. Закон ведущей роли обучения для развития. 7. Закон системного и смыслового строения сознания.
12 Развитие идей Л.С. Выготского в отечественной психологии Психолого-педагогические идеи Д.Б. Эльконина Одни виды деятельности имеют главную роль в развитии личности другие нет – поэтому нужно говорить не о зависимости развития личности от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. Младенческий возраст – эмоциональное общение со взрослым, Ранний детский возраст – предметно-орудийная деятельность, Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра, младший школьный возраст – учебная деятельность, подросток – интимно-личностное общение, старшие классы – профессионально-учебная деятельность. Деятельностная концепция А.Н.Леонтьева В основе развития лежит собственная деятельность субъекта. Никакое воздействие взрослого на ребенка, учителя на ученика не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. Введено понятие ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностно-ориентированный подход /В.Я. Ляудис/ - развитие личности в процессе обучения, нужно не только давать новые знания, но и формировать личность. В процессе обучения вводятся творческие задачи, решая эти задачи, каждый человек делает для себя открытия. Не каждый человек способен к партнерству. Расширение смыслов и целей учебной деятельности. Подход совместил в себе Идеи А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского.
13 Различия между представлениями зарубежных и отечественных ученых по проблемам психического развития Зарубежная психология: Ст. Холл, В. Штерн, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон Отечественная психология: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов ход развития от индивидуального к социальному (социализация) от социального к индивидуальному (закон развития высших психических функций) условия наследственность и среда морфо-физиологические особенности мозга и общение источники внутри индивида: в его природе вне индивида: среда форма развития приспособлениеприсвоение специфика развития разные формы концепции рекапитуляции развитие не подчиняется действию биологических законов, а починяется действию общественно- исторических законов движущие силы развития конвергенция двух факторов обучение, деятельность
14 Возрастная периодизация Возрастные периоды отличаются относительностью, условностью, усредненностью, но каждый конкретный человек занимает свое место. При переходе от одной ступени к другой могут возникать психологические кризисы развития - особые периоды онтогенеза, характеризующиеся психологическими изменениями. Форма длительность, и острота протекания кризисов - индивидуальны. Возрастные периоды отличаются относительностью, условностью, усредненностью, но каждый конкретный человек занимает свое место. При переходе от одной ступени к другой могут возникать психологические кризисы развития - особые периоды онтогенеза, характеризующиеся психологическими изменениями. Форма длительность, и острота протекания кризисов - индивидуальны. Сущность развития – принципиальное отличие развития от других изменений - наличие не только количественных, но и качественных изменений, появление новообразований - новых механизмов. Сущность развития – принципиальное отличие развития от других изменений - наличие не только количественных, но и качественных изменений, появление новообразований - новых механизмов. свыше 90 долгожители старческий возраст пожилой возраст й период зрелого возраста й период зрелого возраста ранняя юность подростковый возраст поздняя юность 7-11 младший школьный возраст 3-7 дошкольный возраст 1-3 ранний возраст 0-1 младенчество
15 Новорожденным называют ребёнка в возрасте до 2 месяцев, до момента появления комплекса оживления. Период новорожденности
16 Характерные признаки периода новорожденности Реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение Спонтанная двигательная активность Преобладание возбуждения над торможением Малое различение сна и бодрствования
17 Безусловные рефлексы новорожденного Атавистические рефлексы (хватательный, рефлекс спонтанного ползания и т.д.) Ориентировочные рефлексы (поисковый) Рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.) Защитные рефлексы (мигание, кашель и т.д.)
18 Виды чувствительности новорожденного Тактильная Зрительная Вкусовая Слуховая Температурная
19 Врождённые предпосылки общения Врождённые схемы взаимодействия (направленность взгляда как расположенность к общению и закрывание глаз как сигнал свёртывания общения) Достаточно сложные лингвистические задатки Выделение голоса матери из прочих голосов Способность выделять человеческий голос среди других звуков Предпочтение живых человеческих лиц, а не других сложноорганизованных зрительных изображений Способность избирательных контактов зрительных изображений ребёнка с человеком
20 Комплекс оживления – особая эмоционально- двигательная реакция, обращённая к взрослому. Комплекс оживления включает 4 компонента Вокализацию Двигательное оживление Замирание и зрительное сосредоточение Улыбку
21 Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Ведущая деятельность младенческого периода – эмоциональное общение. Младенчество
22 Развитие общения на первом году жизни Первое полугодие жизни – период эмоционального общения с матерью. Содержанием такого общения является выражение абсолютно бескорыстного положительного отношения к другому. Второе полугодие жизни –период ситуативно- делового общения со взрослым. Основными средствами общения помимо экспрессивно-мимических становятся предметные действия и локомоции: позы, жесты, используемые для целей общения.
23 Развитие речи на первом году жизни Вскрики(громкие и эмоционально насыщенные звуки) Гуканье(короткие согласные звуки типа «кхх», «хм» или «агу». Гуление(протяжные звуки, напоминающие пение, например, «ааа», «гулиии») Лепет (появление чётких и ясных звуков, похожие на осмысленную человеческую речь: «ба-та-та», «ма-ма-да-да». Первые слова
24 Развитие общения и речи на первом году жизни. Возраст в месяцах Развитие коммуникации со взрослым на первом году жизни Голосовые реакции 1 Просыпается мокрый и голодный, быстро засыпает ротовое внимание при общении Крик громкий и чистый с коротким вдохом и удлинённым выдохом 2 Чёткий ритм сна и бодрствования, улыбка при общении со взрослым Крик интонационно-выразительный; начальное гуление, гукание 3Активное бодрствование, комплекс оживления при общении Крик с отчётливыми интонациями, певучее гуление 4 Ориентировочная реакция на общение перед комплексом оживления Певучее гуление и смех 5 Ориентировочная реакция, сменяющаяся оживлением или реакцией страха Певучее гуление с цепочками звуков, смех, хныкание 6 Чёткая ориентировочная реакция, при виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей Короткие лепетные звуки 7 Внимательно рассматривает взрослых прежде чем вступить в контакт; реакция страха сменяется познавательным интересом; дифференцирует «своих» и «чужих» Активный лепет 8 Игровой контакт со взрослыми; лепет и жест как средство коммуникации; чётко дифференцирует «своих» и «чужих» Активный интонационно-выразительный лепет 9 Игровой контакт со взрослыми; различные эмоциональные реакции при контакте с матерью В лепете интонационно-мелодическая имитация фразы 10 Реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о биологических нуждах; игровой контакт со взрослым, подражает жестам Подражание звукам и слогам; разнообразие звуковых сочетаний и лепет 11 Реакция торможения при слове «нельзя», выполняет некоторые просьбы; избирательное отношение к окружающему, понимает названия отдельных предметов Подражает слогам и звукам; говорит лепетные слова «мама». «да-да», «тятя» 12 Избирательное отношение к окружающим; общается со взрослыми при помощи звукосочетаний; подчиняется некоторым инструкциям; обращает внимание на лицо говорящего Говорит пять-шесть лепетных слов, выражена интонация просьбы; соотнесение лепетных звуков с лицами и предметами
25 Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни Возраст в месяцах Сенсорные и сенсомоторные акты 1 кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на взрослого. 2 слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой, слуховое сосредоточение. 3 плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука, направляет руку к объекту. 4 тянется к игрушке, рассматривает свои руки 4 локализует звук в пространстве. 5 переводит взгляд с предмета на предмет, тянется к игрушке и захватывает её, тянет игрушку в рот, реакция беспокойства или оживления на голос матери. 6 зрительный контроль движений рук, поворачивается на звук. 7 перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке, узнаёт голоса близких. 8 отталкивание предмета, кидание, стук. различает лица людей, знает своё имя. 9 Отвечает действием на словесные инструкции; ищет спрятанную игрушку; берёт мелкие предметы двумя пальцами. 10 Подражательные движения рук – «ладушки», «до свидания», вкладывает пальцы в отверстие под контролем зрения, показывает части тела другого человека, захватывает игрушки пальцами. 11 выбрасывает игрушки из кровати, подражательные движения – перелистывание странички, показывает части своего тела. 12 Вкладывание одного предмета в другой; открывает коробку, узнавание картинок; пользуется ложкой и расчёской по назначению.
26 Развитие двигательной сферы на первом году жизни Возраст в месяцах Двигательные функции 1Лёжа на животе кратковременно поднимает голову 2 Лёжа на животе удерживает голову в вертикальном положении непостоянно. 3 Лёжа на животе опирается на согнутые под острым углом предплечья, в вертикальном положении хорошо удерживает голову 4 Лёжа на животе опирается на согнутые под прямым углом предплечья, лёжа на спине поворачивается со спины на бок 5 Лёжа на животе опирается на вытянутые руки, на одну руку; на спине – при потягивании за руки тянется за руками, уверенно поворачивается со спины на бок 6 Лёжа на животе опирается на вытянутые руки, на одну руку; на спине – при потягивании за руки садится, поворачивается со спины на живот 7 Посаженный ребёнок сидит, опираясь на руки; ползает на животе, стоит при поддержке; поворачивается со спины на живот. 8 Садится и сидит, не опираясь; становится на четвереньки; ухватившись за опору становится на колени 9 Сохраняет равновесие, сидя при манипуляциях с предметами, встаёт, ухватившись за опору; переступает поддерживаемый за руки 10Стоит самостоятельно, ходит. держась одной рукой 11 Уверенно стоит без опоры; приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры 12Ходит без поддержки, приседает и встаёт
27 Согласно Пиаже, ребёнок находится на сенсомоторном периоде развития интеллекта. Она включает 6 стадий, 4 из них приходятся на первый год жизни. Координация вторичных схем (8-12 месяцев) Вторичные круговые реакции (4-8 месяцев) Первичные круговые реакции (1-4 месяца) Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач.
28 Явления, характеризующие кризис одного года Появление прямо- хождения Появление автономной речи Проявление аффекта и воли
29 Возраст от 1 года до 3 лет называют ходячим детством Раннее детство
30 Ребёнок ПредметВзрослый Социальная ситуация развития, характерная для раннего детства может быть обозначена формулой: Ребёнку всё хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение. Которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребёнка со взрослым вплоть до трёх лет. Контакт становится опосредованным предметами и действием с ними.
31 Характеристика полноценного общения ребёнка раннего детского возраста со взрослыми Инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям; Предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах; Доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку; Чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания; Активное использование речи во взаимодействии.
32 Развитие предметной деятельности в раннем детстве Анализируя процесс усвоения предметных действий, Д,Б. Эльконин выделили следующие закономерности: 1.Ребёнок производит те или иные действия потому, что они представляют собой совместную со взрослым деятельность или выполняются по поручениям взрослого. Смысловой центр ситуации усвоения предметных действий – взрослый и совместная деятельность с ним. 2.Ребёнок в начале усваивает в новых действиях наиболее общее: цель, смысл, основной рисунок, т.е. то, что делает действия осмысленными и целенаправленными. Лишь позднее совершенствуется техническая сторона действий, отрабатывается их операционально- технический состав. 3. Критерий правильности употребления орудий – не фактический результат, а соответствие образцу действия. 4. Процесс формирования предметного действия у ребёнка сопровождается отождествлением себя с взрослым. 5. Взрослый – образец для подражания, руководитель, контролёр, а также источник эмоциональной поддержки.
33 Зарождение новых видов деятельности Игра Рисование Ранняя форма игры – предметная игра – представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций предмета в реальном практическом действии. Предметная игра постепенно перерастает в сюжетно- отражательную, когда ребёнок воспроизводит в своих действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. В конце второго - начале третьего года жизни в поведении ребёнка можно наблюдать феномен «роль в действии». Роль в раннем детстве возникает из фактически производимых ребёнком в игре действий имитационного характера. Рисование – это знаковая символическая деятельность, поскольку любое, даже самое несовершенное изображение представляет собой знак предмета. Стадии рисования: 1. Каракули 2. Узнавание предмета в случайном сочетании линий 3. Изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению ( изобразительная деятельность).
34 Познавательное развитие ребёнка в раннем детстве Восприятие Зрительное восприятие носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на случайные признаки. Возникает зрительная ориентировка, целенаправленный выбор предмета по образцу. Развивается слуховое восприятие и Фонематический слух. Наглядно- действенное мышление. В раннем детстве происходит формирование обобщения. Обобщение предметов первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Внимание и память носят непроизвольный характер и вплетены в другую деятельность.
35 Развитие речи в раннем детстве Речь начинает выступать в роли основного средства познания. Этапы развития речи. Этап автономной детской речи. Появление первых активных слов ( Примерно во второй половине второго года жизни ребёнок начинает говорить.) Усвоение грамматического строя речи (расширяется круг общения, повышается речевая активность, возрастает интерес к детской речи) В усвоении грамматического строя русского языка в раннем детстве выделяют два периода: первый период – от 1 года 3 месяцев до 2 лет. Это время предложений, состоящих из слов, которые употребляются в неизменном виде. Второй период – от 1 года 10 месяцев до 3 лет. В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения Феномен автономной речи впервые описал Ч. Дарвин. Эта речь отличается по звучанию и значению. Она не совпадает с речью взрослых. «Речепорождающая» ситуация взаимодействия должна представлять предметное сотрудничество взрослого с ребёнком. Смысловым центром взаимодействия на первом этапе является предмет, на втором - взрослый, а на третьем – слово.
36 Кризис трёх лет Симптом кризиса Характеристика симптома Негативизм Проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложили взрослые, т.е. это реакция не на содержание действия, а на предложение взрослых. Упрямство Реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему сильно этого хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребёнок связан со своим первоначальным решением. Строптивость Безличная поведенческая реакция направлена против норм воспитания, установленных для ребёнка, против образа жизни; выражается в своеобразном детском недовольстве; направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Своеволие Тенденция ребёнка к самостоятельности, ребёнок хочет всё делать сам независимо от своих возможностей, умений, навыков. Протест-бунт Наличие в поведении ребёнка отдельных проявлений протестующего характера. Всё поведение ребёнка приобретает черты протеста, как будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Обесценивани е Резкое изменение отношения ребёнка к игрушкам, к близким взрослым, обесценивание их личности Деспотизм Стремление к деспотическому подавлению окружающих. Требование постоянного внимания к себе, ревность или агрессивность к младшему ребёнку и др. Л.С. Выготский выделил первый пояс («семизвездие») симптомов кризиса трёх лет
37 Второй пояс симптомов кризиса трёх лет Внешние и внутренние конфликты Невротические реакции Ночные страхи Неспокойный сон Резкие затруднения в речи, заикание Крайнее обострение негативизма, упрямства, гипобулические припадки
38 Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Дошкольное детство
39 Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте Ребёнок – взрослый (обобщённый, общественный) Обобщённый взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще. В конце раннего детства возникает феномен «Я сам». Внешне это выражается в противоречии «хочу» ребёнка и «нельзя» взрослого. Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника - в игре.
40 Игровая роль – основная единица игры. Она содержит правила поведения Л.С Выготский говорил, о расхождениии видимого пространства и смыслового поля как наиболее существенной характеристики воображаемой ситуации. Игра осуществляется не в видимом, а в смысловом поле Игра – это особая форма освоения социальной действительности путём её воспроизведения Содержание игры – это то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности и отношений взрослых Сюжет - отражаемая в игре область, сторона действительности. Игровые действия – способы выполнения роли. Они носят обобщённый характер. Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
41 Главные линии влияния игры на развитие психики Развитие мотивационно-потребностной сферы. Развитие произвольности поведения и психических процессов. Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от мышления в действиях к мышлению в плане представлений, к умственному действию. Преодоление познавательного эгоцентризма ребёнка. Развитие чувства, эмоциональной саморегуляции поведения. Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности ( рисование, конструирование, учебная деятельность). Развитие речи, игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания.
42 Другие виды деятельности в дошкольном возрасте Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование) Учебная и трудовая деятельность До 5 лет в рисунках изображается ограниченное число объектов. В содержании рисунка преобладают графические шаблоны, заимствованные у взрослых. В возрасте 5-6 лет рисунков становится гораздо больше. Прослеживается зависимость содержания рисунков от пола, места проживания, общественной ситуации. В дошкольном возрасте важно сформировать мотивационную основу учения – развитие познавательных интересов. Становлению собственно познавательной, учебной деятельности способствует особая форма игры – дидактическая игра. Конструирование требует специальной организации деятельности, поскольку в нём предъявляются выраженные требования к точности восприятия и пониманию соотношения частей конструкции
43 Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память. Память носит непроизвольный характер. К концу дошкольного Возраста начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание Мышление. В дошкольном возрасте формируется наглядно- действенное мышление. К концу дошкольного возраста складывается логическое мышление. Воображение выполняет аффективно-защитную и познавательную функцию В 3-4 года у детей аффективное воображение. Оно позволяет защищаться от различных страхов. В 4-5 лет воображение включается в процесс планирования. К 6-7 годам возникает творческое воображение. Внимание, восприятие и память становятся Высшими психическими Функциями, приобретают опосредованный характер. Основные средства, которыми овладевает ребёнок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны. наглядные модели, представления и схемы. Интеллект. По данным Ж. Пиаже период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта к первоначальным логическим формам мышления. Основное интеллектуальное достижение возраста – ребёнок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Познавательное развитие дошкольника
44 Основные направления речевого развития Убывание эгоцентризма детской речи; Развитие функций речи: речь как орудие общения ( ситуативная, связная, контекстная речь), речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов; Развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.
45 В трёх-четырёхлетнем возрасте возникает внеситуативно- познавательное общение. Ведущий мотив этой формы общения – познание. Ребёнок задаёт множество вопросов о природе, животных, планетах и т. д.(«возраст почемучек»). В шести-семилетнем возрасте происходит переход к внеситуативно-личностной форме общения. Личностный мотив общения Проявляется в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Развитие общения ребёнка со сверстниками. В возрасте 3-4 лет сверстни к для дошкольника является участником совместной практической деятельности. В 4 года сверстник становится предпочитаемым партнёром общения. В 4-5 лет сверстник рассматривается как зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлением себя ему. К 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка и становится значимым лицом общения Общение со взрослыми и сверстниками
46 Основные психологические новообразования. Личностное развитие в дошкольном возрасте Соподчинение мотивов ( выделение главных и второстепенных мотивов). Иерархия мотивов означает появление волевого поведения. Самооценка, в содержание которой входят оценка собственных умений выполнять практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе. Первичные этические инстанции ( усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми) Произвольность поведения ( подчинение поступков ориентирующему образцу). Умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека. Систематическая картина мира, природы и общества. Ребёнок стремится объяснить и упорядочить окружающий мир в воображении
47 Симптомы кризиса Манерничанье: ребёнок что-то из себя строит, что-то уже скрывает (уже душа закрыта) Симптом «горькой конфеты»: ребёнку плохо. Но он старается этого не показывать. Возникают трудности воспитания: ребёнок начинает замыкаться и становится неуправляемым Другие поведенческие характеристики: возникновение паузы между обращением к ребёнку и его ответной реакцией; появление оспаривания со стороны ребёнка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание её выполнения; непослушание как отказ от выполнения привычных дел и обязанностей; хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме; демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры; обострённое внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть как маленький. Позитивные проявления: Заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем; Самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению; Рассудительность. Кризис семи лет Потеря детской непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это будет иметь для самого ребёнка
48 Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы Наличие познавательных интересов. Стремление занять своё особое место в системе социальных отношений, выполнять важную оцениваемую деятельность – быть школьником. «Внутренняя позиция школьника» - сплав познавательной потребности и потребности занять взрослую социальную позицию. Развитие познавательной сферы: произвольного внимания. произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению. Двигательная готовность. Мелкая моторика. Крупные движения (рук, ног, всего тела) Уровень развития предпосылок учебной деятельности: умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы. Интеллектуальная готовность. Ориентировка в окружающем мире, запас знаний. Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Умение обобщать и дифференцировать предметы и явления. Развитие речевой сферы. Психологическая готовность к обучению в школе
49 Вершина детства. Именно так называют младший школьный возраст (от 6-7 до лет). Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении и у него появляется другая логика мышления. Младший школьный возраст
50 Анатомо-физиологическое созревание организма: Увеличение веса мозга ( от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет до 95% веса мозга взрослого в 10 лет); Усиливается специализация полушарий головного мозга; К 7 годам происходит морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий. Это создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования. К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов и наблюдается равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения преобладают. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. Развивается костно-мышечная система. Но развитие крупных мышц опережает развитие мелких.
51 . Социальная ситуация развития младшего школьника Понятие «социальная ситуация развития» было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно- исторической системы его отношений с окружающей действительностью. Социальная ситуация развития – это система отношений ребёнка с окружающей действительностью В структуре социальной ситуации развития выделяют следующие компоненты: объективные условия (статус детства); социальную роль; ведущий тип деятельности ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего обязательного неполного и полного среднего образования. Ученик В связи с изменением социальной роли у ребенка появляются новые права и обязанности. Ведущим типом деятельности становится учебная деятельность Сфера социальных отношений. У младшего школьника Выделяется особый тип социальных отношений, опосредованных задачей: Ребенок-взрослый-задача; Учитель – это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Сфера социальных отношений. У дошкольника две сферы социальных отношений:Ребенок-взрослый;Ребенок-дети.Они связаны игровой деятельностью. Игра не оказывает влияния на взаимоотношенияс родителями.
52 Адаптация Легкая СредняяТяжелая происходит в течение первой четверти обучения в школе происходит в течение первого полугодия обучения в школе происходит в течение первого года обучения в школе Трудности, возникающие на начальном этапе обучения. Трудности, связанные с соблюдением режима дня; трудности, возникающие в межличностных отношениях между детьми и во взаимоотношениях с учителем; трудности, связанные с изучением учебного материала. Факторы, влияющие на адаптацию ребёнка к школе. Неспособность справиться с учебной нагрузкой; Враждебное отношение педагога; Смена коллектива; Неприятие ребенка школьным коллективом Этапы адаптации 1 этап: организмреагируетнапряжением всехсвоих систем (2-3 недели);2 этап: неустойчивоеприспособлениеорганизма;3 этап: устойчивоеприспособление,требующие меньшегонапряжения всехсистем организма. Признакидезадаптации Функциональныенарушения нервнойсистемы(наблюдается у 70%детей) ; Астеническийсиндром (встречаетсяу 53% детей);Гипердинамическийсиндром ( имеют 39%детей);Соматовегетативные расстройства(имеют 39% детей);Реакции страха(наблюдаются у 19%детей). Степени адаптации ребенка к обучению в школе
53 Учебная деятельность - вид деятельности, направленный на усвоение знаний, умений и навыков. В. В Давыдов и Д.Б. Эльконин выделяют в структуре учебной деятельности следующие компоненты: Учебная мотивация - это то, что побуждает ученика к учебной деятельности. Учебная задача - это то, что ученик должен освоить. Учебные действия – это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства изучаемого предмета. Контроль – действие, с помощью которого проводится проверка соответствия между сделанным и образцом. Оценка – определение того, достиг ли ученик результата или нет.
54 Внимание и восприятие Объем внимания 2-3 объекта. Распределение слабое. Переключение затруднено. Устойчивость низкая. Легко отвлекаемое внимание. Причины отвлечения: новизна обстановки, особенности наглядных пособий, однообразие деятельности, утомление. Условия развития произвольного внимания Учебная деятельность; Изучение доступного материала; Изучение эмоционально насыщенного материала; Творческая деятельность. Восприятие Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета ( младшие школьники замечают не главное, а то, что бросается в глаза); Слабая дифференцированность восприятия; Ситуативность восприятия (они узнают только привычные предметы); Большая эмоциональность восприятия.
55 Память Преобладает непроизвольное запоминание. На быстроту и прочность запоминания оказывают влияние эмоции и чувства. Способы формирования приемов запоминания Многократное прочитывание; Чередование прочитывания с воспроизведением; Возвращение к прочитанным частям текста с целью уяснения их содержания; Мысленное припоминание прочитанного; Сопоставление развернутого и свернутого плана; Выделение смысловых единиц; Переход от одних элементов текста к другим и их сопоставление; Оформление результатов группировки в виде письменного плана.
56 Этапы синтеза Простой, суммирующий – перечисляются признаки. Широкий и сложный – выделяются новые знания о действительности Ступени усвоения отношений 1 ступень – рассматривается отдельно каждый случай выражения понятий; 2 ступень – делаются обобщения, которое относится к рассматриваемым случаям; 3 ступень – полученное обобщение применяется к разным случаям. Ступени овладения понятиями Усвоение единичных и общих представлений ( выделяются функциональные признаки предмета); Перечисление известных признаков и свойств, не отличая существенные от несущественнного; Выделение общих и существенных признаков у ряда единичных предметов. Этапы анализа Частичный – анализируют отдельные части предмета. Комплексный – анализируют все части предмета. Системный – анализируют части и свойства предмета в определенной системе. Мышление
57 Развитие речи Задачи развития речи:Обеспечение для учащихсяхорошей языковой среды;Создание на уроке ситуацииобщения;Обеспечение правильногоусвоения ученикамидостаточного лексическогозапаса, грамматическихструктур;Проведение специальнойработы по развитию речи наразличных уровнях(произношение, словарныйзапас, синтаксис)Развитие желания у учениковговорить правильно;Развитие не только говорения,но и аудирования. Овладение речью идетпо разным линиям:Развитиезвукоритмической иинтонационной стороныречи;Овладениеграмматическим строемпредложения;Развитие лексики
58 Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте Произвольность Внутренний план действий Рефлексия Этапы формирования произвольности Выполнение задания в соответствии со словесными указаниями учителя; Самостоятельное выполнение учеником в соответствии с собственными интересами и потребностями. Этапы формирования внутреннего плана действий Внешнее практическое действие с реальными предметами; Выполнение действия с заместителями предметов (изображениями); Выполнение действия в плане «громкой речи»; Выполнение действия в умственном плане. Этапы формирования рефлексии Временная остановка предметной деятельности для анализа алгоритма действий; Восстановление последовательности выполненных действий; Изучение последовательности действий с точки зрения эффективности, соответствия поставленной задаче; Формирование результатов рефлексии, гипотезы о предстоящей деятельности; Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности. Рефлексия – чувственно переживаемый процесс осознания своей деятельности
59 Эмоционально-волевая сфера младших школьников Первоклассникиэмоциональновозбудимые,отзывчивые и не всегдамогут понятьэмоциональноесостояние повыражению лица.В младшем школьномвозрасте формируютсявысшие чувства(нравственные,интеллектуальные иэстетические чувства) Эмоционально стабильные ученики обычно положительно относятся к учёбе. При отрицательном отношении к учителю у детей наблюдается тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность, возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости. У младших школьников развивается, произвольность и самоконтроль. Ребёнок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах. Улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести.
60 Особенности взаимоотношений младшего школьника В 3-4 классе происходит перестройка межличностных отношений. Дети начинают острее переживать публичные замечания. Второклассники оценивают по успеваемости-неуспеваемости, привлекательности-неряшливости, физическая сила (для мальчиков) и плаксивость. Ябедничество (для девочек). Первоклассники оценивают сверстников по внешним качествам: опрятность-неопрятность, активность-пассивность, готовность поделиться – жадность, усидчивость-драчливость.
61 Самооценка младшего школьника. Основные особенности личности младшего школьника Неадекватная и неустойчивая; Число осознаваемых качеств относительно невелико; Трудности в анализе поступков; Повышенная реактивность и готовность к действию Не задумывается о трудностях и сложностях Большая подражательность Доверие к учителю
62 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.