Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНикита Шкандыбин
1 «Философия образования». Готовясь к сегодняшнему выступлению, я в первую очередь попыталась для себя определить, что же такое образование. В большом Энциклопедическом словаре понятие образование - обозначает процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Но любой процесс должен быть в первую очередь закономерным.
2 Поэтому я постаралась выделить основные законы образования. Первый закон может быть выражен предельно кратко в следующей формуле: образование является всеобщей общественной формой развития человека. Ключевое слово здесь именно всеобщая форма. Есть образование человека, и значит, есть его рождение, созревание, взросление, овладение богатствами культуры. Прекращается образование - останавливается развитие, человек погибает как личность. Образование я представляю как комплекс основных процессов: воспитание и обучение. Именно комплекс, а не подмена одного другим, с чем мы сталкиваемся сейчас в нашей работе.
3 К большому сожалению, дошкольное образование в нашей стране необязательно. Отсюда возникает парадокс в восприятии дошкольных учреждений, как чего-то несерьезного, а вот в школе… В школе будут учить, ставить оценки, а значит, к школе надо готовиться и готовить. Доходит до смешного: родители нанимают репетиторов для подготовки к школе, воспринимая готовность как умение читать, писать и считать. Но понятие готовности гораздо шире, и многограннее. Часто в стенах детского сада из ребенка стремятся вылепить маленького школяра. И к чему это приводит?! Ребенок – впервые на пороге школы. Казалось, стоит перешагнуть этот порог, и он ступит на «неосвоенную землю».
4 Но, перейдя заветную черту, вчерашний дошкольник вскоре начинает убеждаться, что ничего особенного с ним не происходит. Более того, все очень напоминает «прошлую» – проведенную на детсадовских занятиях жизнь. Просто «развитие речи» и «обучение грамоте» постепенно становится «русским языком», а «развитие элементарных математических представлений» – «математикой». Словом, ребенок, во всяком случае – выходец из детского сада, встречает старых знакомых в новых обличиях. Поэтому основную проблему для нас с вами я вижу в отсутствии преемственности дошкольного и начального общего образования (особенно
5 в условиях модернизации Российского образования). Конечно, эта проблема не нова, но это не значит, что о ней надо забывать и не искать новые пути решения. Чтобы обеспечить эффективное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение необходимо рассматривать преемственность как связь и согласованность всех компонентов (целей, задач, содержания методов и форм организации). Я считаю, что реализовать преемственность можно создав системы непрерывного образования с учётом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребёнка.
6 Из этого следует второй закон образования: учет периодизации развития. Вся жизнь человека разделяется на эпохи и периоды, в каждом из которых процессы образования, а значит и развития, проходят по своим специфическим особенностям и закономерностям. Для нормального развития человека и возможности его перехода с одной ступени образования на другую необходимы кризисы. Кризис оказывается положительным, с точки зрения полноценного образования, только при смене определенных периодов, эпох. Новообразования в развитии личности, сознания и деятельности приходят в противоречия друг с другом,
7 и следующий шаг развития может быть обеспечен только за счет разрешения этих противоречий. Одним из существенных результатов реализации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями, должно стать развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой - в дошкольном, учебной - в младшем школьном), как важнейшего фактора психического и личностного развития ребёнка и безболезненной адаптации к последующей ступени образования. Зайдите в некоторые детские сады, и вы увидите, групповые комнаты напоминают школьные классы: те же столы-парты, учительский стол, доска.
8 Да, так проще проводить занятия, готовя не целый день во взаимосвязи с игрой, движениями, поисковой и познавательной деятельностью, а лишь минут по конкретным узким задачам. Но главное для того чтобы сфера образования могла выполнять свои функции полноценно, в ней должны работать в качестве субъектов педагогической деятельности люди, сами находящиеся на высших ступенях своего развития и образования. При этом я имею в виду не удостоверение об окончании вуза, а качество и уровень образования. Ведь качество и уровень образования и есть показатели развития человека.
9 Причем не имеет значения, на какой ступени образования эта деятельность осуществляется - в детских яслях, где осуществляется забота о раннем развитии ребенка, или в университете, где формируется высшее профессиональное мастерство. Я считаю, что для педагогов, работающих с младшими возрастами, требуется даже большая профессиональная педагогическая квалификация. Поэтому 3 закон, который я сформулировала для себя: высокие требования к квалификации педагога. Сейчас, мне кажется, мы находимся на пути решения этой проблемы: перестраивается система аттестации и квалификационной оценки педагогических кадров.
10 Но наиболее важной должна стать оценка квалификации не отдельного педагога, а всего педагогического коллектива в целом (а этого, в свою очередь, можно достичь, только решив вопрос с нехваткой кадров). Образование, как процесс развития личности в течение жизни, мне представляется в образе дома. Свой дом изо дня в день мы складываем из кирпичиков, делая его выше и прочнее. Но эта высота и прочность зависит от основательности его фундамента. Я считаю, что этим фундаментом является дошкольное образование.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.