Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлиса Осьминкина
2 Первая волна русской эмиграции самая массовая и значительная по вкладу в мировую культуру XX в. В годах Россию покинули более 2,5 млн человек выходцы из всех классов и сословий: родовая знать, государственные и другие служилые люди, мелкая и крупная буржуазия, духовенство, интеллигенция, представители всех художественных школ и направлений (символисты и акмеисты, кубисты и футуристы). В Чехии, Германии, Франции они устраивались шоферами, официантами, мойщиками посуды,музыкантами в маленьких ресторанчиках, продолжая считать себя носителями великой русской культуры. Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции: Берлин был издательским центром, Прага научным, Париж литературной, шире духовной столицей русского зарубежья. В гг. за границей выпускалось более 170 периодических изданий на русском языке в основном по истории, праву, философии и культуре. В Париже Общество русских инженеров насчитывало 3 тыс членов, Общество химиков более 200 человек. За границей оказалось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления (С.Н. Виноградский, В.К. Агафонов, К.Н. Давыдов, П.А. Сорокин и др.). Внушителен список уехавших деятелей литературы и искусства (Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, К.А. Коровин, Ю.П. Анненков, И.А. Бунин и т. д.). Также эмигрировали виднейшие русские писатели и поэты Л. Андреев, К. Бальмонт, И. Бунин, 3. Гиппиус, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, А. Ремизов, И. Шмелев, В. Ходасевич, М. Цветаева, Саша Черный.
4 Наиболее известным писателем за рубежом во время эмиграции был, пожалуй, И.А. Бунин ( ) почетный академик Петербургской Академии наук, лауреат Нобелевской премии.
5 Эмигрировал из России в 1920 г во Францию. В течение этих лет ведёт дневник «Окаянные дни», частично утерянный, поразивший современников точностью языка и страстной ненавистью к большевикам. В эмиграции вёл активную общественно-политическую деятельность: выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическими партиями и организациями (консервативного и националистического направления), регулярно печатал публицистические статьи. Выступил со знаменитым манифестом о задачах Русского Зарубежья относительно России и большевизма: «Миссия Русской эмиграции». Вторую мировую войну провёл на съёмной вилле «Жаннет» в Грасе. Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья. В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: «Митина любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина», и, наконец, «Жизнь Арсеньева» и цикл рассказов «Тёмные аллеи». Писатель, очень тосковал по своей Родине, часто болел.
6 2 мая 1953 года Бунин сделал последнюю запись в своем дневнике: "Это все- таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не будет - и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!.. И я только тупо, умом стараюсь изумиться, устрашиться!" В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже, через два часа после полуночи Бунин умер. На его постели лежал потрепанный том романа Толстого "Воскресение".
7 Не избежал эмиграции и великий русский композитор Сергей Рахманинов
8 С восторгом встретив Февральскую революцию 1917 г., Рахманинов отрицательно воспринял Октябрьскую, и принял решение уехать за границу. Расставание с Родиной - трагический факт биографии Рахманинова - пагубно отразилось на его композиторской деятельности. Восемь лет он не сочинял музыку. Первое новое произведение, написанное Рахманиновым в разлуке с родиной, были Три русские песни для хора и оркестра.
9 В Америке Рахманинов достиг прочного артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при отъезде из России душевного покоя. Лишь много лет спустя после отъезда из России Рахманинов вновь смог писать музыку. В эмиграции появляется одно из самых значительных сочинений Рахманинова - «Рапсодия на тему Паганини» для фортепьяно с оркестром. Особое место в наследии композитора занимает его Третья симфония, произведение, в котором с трагической силой раскрылась тема тоски по родной земле.
10 Музыкант писал: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиции и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний». Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США,
11 Жизнь Николая Александровича Бердяева в эмиграции сложилась чуточку иначе. Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами: Максом Шелером, Кайзерлингом, Шпенглером. В 1924 он переехал в Париж, а позже в Кламар. Сам философ писал: «В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении, я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало». В Кламаре раз в неделю устраивались «воскресенья» с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов и где «можно было говорить обо всём, высказывать мнения самые противоположные».
12 Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии»,«Русская идея», «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация»,Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии», «Царство Духа и царство Кесаря»,и др. Умер Бердяев в 1948 г. в своём доме в Кламаре от разрыва сердца. Похоронен на кладбище Буа-Тардьё коммуны Кламар департамента О-де-Сен.
13 Волна русской эмиграции, пережив свой пик на рубеже 1920-х х годов, сошла на нет в 1940-х. Ее представители доказали, что русская культура может существовать и вне России. Русская эмиграция, совершила настоящий подвиг сохранила и обогатила традиции русской культуры в чрезвычайно трудных условиях. Но нельзя забывать, что страна в это время потеряла и огромное богатство! Судьбы эмигрантов зачастую были трагичны. Они страдали и переживали за свою Родину и не могли смириться с насилием и войнами в родной стране.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.