Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДмитрий Бывшев
1 Частные коллекции и музеи II половины XVIII в.
2 Вопросы 1. Основание первых учебных музеев во второй половине XVIII в. 2. Возникновение художественных музеев. 3. Музей Академии Художеств. 4. Императорский музей «Эрмитаж». 5. Иркутский музеум.
3 Литература Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. СПб., Т.1-2. Белавская К.П. Дворцовые музеи и хранилища XVIII - первой половины XIX века // Очерки истории музейного дела в России. Вып.3. М., Бурлыкина М.И. Университетские музеи дореволюционной России (XVIII - первая четверть XX в.). Сыктывкар, Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII - нач. XX в.) // Музей и власть. Ч.1. М., Каулен М.Е., Коссова И.М., Сундиева А.А. Музейное дело России. М., Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. Л., Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков / сост. Э. Шулепова, М. Каулен, А. Сундиева, О. Черкаева, И. Чувилова, М. Юхневич. М., Овсянникова С.А. Частное собирательство в России в XVIII - первой половине XIX века // Очерки истории музейного дела в России. Вып.3. М., Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. М., Полунина Н.М., Фролов А.И. Основатели. Российские просветители. М., Поправко Е.А. Музееведение. М., Разгон A.M. Исторические музеи в России (с начала XVIII в. до 1861 г.) // Очерки истории музейного дела в СССР. Вып.5. М., Российская музейная энциклопедия. М., Т.1-2. Сидорова И.Б. Музеи и музейное дело России. Дореволюционный период. Казань, Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. М., Юренева Т.Ю. Музееведение. М., Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003.
4 1. Основание первых учебных музеев во второй половине XVIII в. Во второй половине XVIII в. для придания наглядности образовательному процессу, а также в исследовательских целях стали создаваться кабинеты в учебных заведениях. В 1755 г. появилась «Камора натуральных и кариозных вещей» в Московском университете.
5 В 1791 г. «Камора натуральных и кариозных вещей» была преобразована в Кабинет натуральной истории. С декабря 1805 г. Кабинет стал открыт для студентов, которые допускались в его помещение по средам с 12 до 2 часов дня.
6 В 1774 г. в петербургском Горном училище был основан «кабинет российских и иностранных минеральных и ископаемых тел». К началу XIX в. в нем появилось ценнейшее собрание минералов, моделей горной и горнозаводской техники, а также научная библиотека.
7 Среди уникальных коллекционных образцов была сохранившаяся до наших дней знаменитая глыба малахита с Урала весом 1504 кг; ее подарила кабинету в 1787 г. императрица Екатерина II.
8 Постепенно сформировался кабинет и при первом российском научном обществе – Вольном экономическом обществе. Для хранения образовавшихся коллекций и изучения их специалистами Общество в 1770 г. Приняло решение о создании Модель- камеры.
9 К разряду публичных кабинетов относится Анатомический кабинет Медицинской коллегии, где было собрание берлинского врача Либеркюна, купленное Екатериной II в 1765 году.
10 2. Возникновение художественных музеев Первая в России картинная галерея была устроена в Монплезире – небольшом петергофском дворце, построенном в голландском стиле.
11 В 1755 г. по заказу императрицы Елизаветы Петровны в Богемии и Праге было приобретено 115 картин голландских, фламандских и немецких художников. Эта коллекция разместилась в Царскосельском Екатерининском дворце, сплошным декоративным ковром покрыв стены одного из залов, получившего название «Картинный зал».
12 Тот же принцип «шпалерной» развески, при котором картины разделял лишь узкий золоченый багет, использовался в середине XVIII столетия в петергофском павильоне «Эрмитаж» (эрмитаж в переводе с французского – место для уединенных размышлений).
13 По распоряжению Елизаветы Петровны в Царскосельском дворце появляется «Китайская зала» – фактически первый в России прообраз музея декоративно-прикладного искусства Востока.
14 3. Музей Академии Художеств Вскоре после основания в 1757 году Академии художеств её президент И.И. Шувалов передал учреждению, размещавшемуся тогда в покоях его дворца на Малой Садовой, собственное собрание картин и рисунков, включавшее произведения Веронезе и Рембрандта.
15 От коллекции И.И. Шувалова сейчас осталось только одно произведение – картина венецианского мастера Андреа Челести «Избиение младенцев» (кон. XVII в.).
16 Музей занимает историческое здание, построенное в гг. по проекту А.Ф. Кокоринова и Ж.Б. Валлен-Деламота.
17 В Академии художеств собирали рисунки, гравюры, картины русских и западноевропейских мастеров, а также слепки с произведений античной и западноевропейской скульптуры, служившие моделями для рисования в классах «гипсовых голов» и «гипсовых фигур».
18 4. Императорский музей «Эрмитаж» Появление в петербургском Зимнем дворце картинной галереи «Эрмитаж» было обусловлено репрезентативными потребностями императорского двора. Стремясь показать миру, что Россия отныне вступила в новую эру своего существования и способна занять достойное место в ряду великих европейских держав, Екатерина II включила в свои планы создание этой выдающейся художественной галереи.
19 Эрмитаж возник в 1764 г. как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине через агентов она приобрела у коммерсанта Иоганна Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников (Рембрандта, Хальса, Стена, Йорданса и др.). «Портрет молодого человека с перчаткой в руке». Франс Халс. Около 1650.
20 Екатерине II помогали многие дипломатические представители, но особенное значение имела деятельность русского посла в Париже и Гааге Д.А. Голицына, связанного с великими просветителями – Дидро, Волтьтером, Монтескье, Гриммом, художниками, скульпторами, коллекционерами.
21 В 1769 г. в Дрездене была куплена знаменитая галерея графа Брюля, министра короля Августа III Саксонского, насчитывавшая около 600 полотен. Создавая ее, Брюль пользовался услугами художественных агентов короля и советами лучших знатоков искусства «Бегство в Египет». Тициан
22 Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза в 1772 году (около 400 полотен). Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII вв. «Святое семейство». Рафаэль «Юдифь». Джордоне. Ок «Даная». Тициан. Ок
23 В 1779 г., несмотря на протесты и противодействие английской общественности, из Лондона в Петербург отправилось замечательное собрание живописи из 198 картин, ранее принадлежавшее премьер-министру Англии Роберту Уолполу. «Жертвоприношение Авраама». Рембрандт
24 Последним выдающимся приобретением столетия стала для Эрмитажа покупка в 1783 г. в Париже коллекции графа Бодуэна, состоявшей из 119 картин. «Портрет старика в красном». Рембрандт. Ок
25 Согласно описи 1797 г., в залах Эрмитажа и в императорских дворцах Петербурга и окрестностей находилось 3996 картин и гравюры. В состав Эрмитажа входили минералогический кабинет, мюнцкабинет, так называемая «алмазная комната», в которую по повелению императрицы доставили из дворцовых кладовых и Оружейной палаты ювелирные изделия из финифти, перламутра, драгоценных камней и жемчуга. Особенно впечатляющим было собрание резных камней из 10 тыс. предметов, составлению которого Екатерина II предавалась с особой страстью и размахом.
26 Впечатления иностранцев от посещения картинной галереи содержали не только восторженные отклики. Наряду с жалобами на плохое освещение и узость экспозиционного пространства в них звучали и негативные оценки принципов отбора экспонируемых полотен.
27 Описание И.Г. Георги (1794 г.) «Картины висят в трех галереях и отчасти в комнатах Эрмитажа и расположены не столько по точному порядку школ, мастеров и пр., как по виду ими производимому, и по местоположению, чем не только помещено много картин на небольшом пространстве, но и произведен приятнейший вид, переменяемый иногда представлением картин и пр.»
28 Эрмитажный театр ( , архитектор Дж. Кваренги) Большой Эрмитаж ( , архитектор Ю.М. Фельтен) Малый Эрмитаж ( , арх- ры Ж.Б. Валлен- Деламот, Ю.М. Фельтен, В.П. Стасов) Зимний дворец ( , архитектор Б.Ф. Растрелли)
29 5. Иркутский музеум Последняя треть XVIII столетия ознаменовалась появлением в Иркутске публичного музея, ныне являющегося старейшим музеем Сибири. Его основателем был губернатор Франц Николаевич Кличка ( ).
30 Открытие музеума В новом здании в центре Иркутска в торжественной обстановке 3 декабря 1782 г. открылась библиотека, при которой был создан первый в Сибири общедоступный бесплатный музей местного края – Иркутский музеум.
31 Его собрание, формировавшееся в основном за счет пожертвований, носило универсальный характер и включало зоологические и минералогические коллекции, модели машин, физические и математические инструменты, различные редкости. Но в конце 1780-х гг. организаторы музея уехали из Иркутска, а всё собрание поступило в распоряжение Главного народного училища, где затем было утрачено.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.