Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалентина Петрикова
1 Китовская муниципальная средняя общеобразовательная школа с. Китово Шуйского муниципального района Ивановской области «Помоги своей малой Родине» Рассказ об истории и современности, людях и традициях села Китово Шуйского района Ивановской области. Мультимедийный проект по теме: Китово
2 На главную Рродное село Рродное село Ппреданья старины Ппреданья старины Возрождение Выход Назад
3 Шуйского уезда Владимирской губернии Наш Шуйский район богат поселениями, известными даже за пределами Ивановской области (например, село Дунилово и село Васильевское). Нельзя и забыть, что в дореволюционное время в состав Шуйского уезда Владимирской губернии входило и село Иваново – будущий областной центр. О них достаточно много написано, различные краеведы подробно исследовали и описали историю этих населенных пунктов. Китово Однако, в нашем крае есть и такие поселения, которые сейчас очень известны, но чья история (и особенно их возникновение) остается белым пятном. Это относится и к селу Китово. Нам известно немного сведений, что не позволяет историю Китова подробно восстановить, но все же на их основании мы расскажем вам то, что знаем... родное село Китово План села
4 на Шую План центральной части с.Китово Познакомьтесь с селом: Дом культуры
5 Дом культуры Школа Шшкольный музей Дом Ремёсел, Дом детского творчества Познакомьтесь с селом:
6 Познакомьтесь с селом: Дом культуры
7 на Иваново Познакомьтесь с селом:
8 преданья старины глубокой… О ремеслах О селе О школе О храме
9 Следующая страница Следующая страница Китово существовало уже во второй половине XV века. Впервые оно упоминается в «Духовной грамоте Ивана Перепеча-Посульщикова», относящейся к 1480-м годам. (Сравните: официальные даты возникновения известных сел Шуйского уезда Владимирской губернии: Дунилово – 1535 г., Васильевское г., Иваново – 1561 г.). Указанная духовная грамота опубликована в «Актах феодального землевладения хозяйства XIV –XVI веков». Здесь приведены еще два исторических документа, имеющих непосредственное отношение к селу Дроздову. Это – «Деловая грамота Юрия Борисовича и Федора Борисовича Перепечиных–Посульщиковых на их вотчину в Суздальском уезде, село Дроздово, Китовский угол и Шепелевские и Кореневские деревни» ( г.г.) и «Купчая грамота митрополичьего боярина Русина Федоровича Фомина на деревни, починки и пустоши в Суздальском уезде, проданные митрополиту Даниилу Юрием Борисовичем Перепечиным» (1526 г.). В данных грамотах, как видно уже из этих названий, речь идет о землевладениях рода Перепечиных с центром в селе Дроздово. Эти вотчинные земли носили названия «дроздовская соха».соха ело моё Китово
10 Следующая страница Следующая страница Дроздовская соха имела 4 составляющие: центральная часть («село Дроздово с деревнями»), «Китовский угол» (деревня Китово и окружающие деревни), «Кореневский угол» ( центр – село Быково на Уводи) и «Шепелевский угол» (в окрестностях современного села Хозниково). Территория сохи довольно значительная - по приближенным расчетам она составляет 150 кв. км. «Сформировал» в таком виде дроздовскую соху Иван Перепеча Мартьянов Посульщикрв, живший, по-видимому, в самом Дроздове. Дроздово с деревнями, Китовский угол и Шепелевские деревни он купил во второй половине XV века у Ивана Федоровича Белки (родоначальника дворян Белкиных), а Кореневский угол выменял у Василия Андреевича Нохтева (Ногтева) из рода суздальских князей (род Ногтевых идет от Дмитрия Ногтева – прямого потомка Андрея Ярославича). В «духовной грамоте» Иван Перепеча завещал эти земли жене Федосье и сыну Борису. У Бориса же из рода Перепечи было два сына - Юрий и Федор, поэтому в дальнейшем дроздовскую соху пришлось делить на две части. Юрию досталось Дроздово с деревнями и Кореневский угол, а Федору – Китовский угол и Шепелевский угол.
11 ело моё Китово Следующая страница Следующая страница Как известно, деревни в XIV-XVI вв. были, как правило, малодворные (один – три двора) и поэтому единица земли «соха», состоявшая из 64 крестьянских дворов, включала в себя примерно такое же количество деревень и починков. Вместе же с пустошами число селений, упоминаемых в текстах грамот, составляет порядка 120 штук. Есть в этих грамотах множество географических названий: река Уводь, Кохомский рубеж, Шуйский рубеж (что, кстати, «старит» Шую на полвека) и др. Вот описание межи между «Китовским углом» и «Дроздовым с деревнями»: «от Кохомского рубежа Чистым болотом да поперек Большого болота, а из Большого болота по ямам прямо в улицу, межи Токарцово поля да Жучково поля, а из улицы дорожкою по граням и по ямам, а в дороги направо на березу, а из ней, да по ямам и двема березам, а из них грани, а от берез лугом по ямам на ницовый куст, а под ним яма, от ницового куста на камень, а под ним яма, а от каменки на елки, на одной грань, да в речку Олисеевку на низ, да речкою Олисеевкой вниз к Шуйскому рубежу».
12 Разделение на «Дроздово с деревнями Дроздовскими» и «Китовский угол и деревни Китовские» прошло по всем векам до нашего времени. В XIX веке существовали Дроздовский и Китовский церковные приходы, а в советское время – Дроздовский и Китовский сельсоветы. На территории современного Шуйского района в XV –XVI вв. находилась около 40 деревень, входивших в состав «дроздовской сохи». ело моё Китово Следующая страница Следующая страница Все названия славянские, часть их имеет достаточно «прозрачный» смысл. Есть названия, связанные с местными природными и географическими особенностями – Заболотино, Взгорок и др., со славянскими именами – Петрилово, Фоминское, Федорково, Алексеево Есть деревни, указывающие своим названием на характер деятельности проживающих здесь людей,- Кожевниково, Кадниково, Разбойниково, Ворожино, Балакерево («балакирь» - горшечник), Китово (ото слова «кит»).«кит»
13 ело моё Китово В 1539 г. близ Китова была стоянка одного из отрядов казанского хана Сафа-Гирея. Несколько дней стояли здесь татары, жгли костры, готовясь взять Шую. С тех пор около Китова существует поле, называемое в народе «татарским». Земля в окрестностях Китова принадлежала священнику. Лучшая земля и лес были собственностью фабриканта из Шуи Балина. Дом помещика - фабриканта Балина, впоследствии - школа
14 Первым шагом на пути создания школы 7 октября 1865 года Можно считать 1865 год. 7 октября 1865 года Местному священнику Н.А. Виноградову было «дозволено открыть в своем доме безвозмездное (бесплатное) училище». Первым шагом на пути создания школы 7 октября 1865 года Можно считать 1865 год. 7 октября 1865 года Местному священнику Н.А. Виноградову было «дозволено открыть в своем доме безвозмездное (бесплатное) училище». Вторая школа – церковно-приходская – была открыта г.г. в г.г. Это было заслугой молодого Китовского священника А.И. Воскресенского и церковного старосты, Крестьянина деревни Ворожино А.Л. Исакова. Но и эта, уже 1888 года вторая по счету школа в ноябре 1888 года была закрыта. Вторая школа – церковно-приходская – была открыта г.г. в г.г. Это было заслугой молодого Китовского священника А.И. Воскресенского и церковного старосты, Крестьянина деревни Ворожино А.Л. Исакова. Но и эта, уже 1888 года вторая по счету школа в ноябре 1888 года была закрыта. коле лет Китовская школа имеет давнюю историю Следующая страница Следующая страница
15 1895 году 1895 Третья в истории Китова школа (церковно-приходская) открылась в 1895 году в «наемном доме». Заведующим и законоучителем (учителем Закона Божия) был священник А. И. Воскресенский. Меценатом в организации школьного дела стал шуйский купец 1-й гильдии М. И. Тереньтев. С этого времени школа в Китове работала постоянно, поэтому год её основания – 1895 – вполне справедливо можно считать датой основания Китовской сельской школы. коле лет История школы – это ее славные учителя. Среди них памятно имя Волковой Веры Васильевны – Заслуженного учителя школы РСФСР, отдавшей всю жизнь Китовской школе.
16 ццерковь села Китово Согласно принятой в русской истории классификации выделяют 3 основных типа сельского поселения: - село; - сельцо - деревня.- село- сельцо- деревня В начале XVI в. Китово являлось именно деревней. Селом оно станет в конце XVI в., когда в нем появится первая деревянная цццерковь. Следующая страница Следующая страница Ее приход принял иерей по имени Григорий. Нарродное предание сохранило также имя его дочери Евфросинии и учеников Дмитрия и Артемия. Много добрых дел совершили эти люди для Китова и всей округи и недавно были канонизированы русской православной цццерковью. После пожара 17 мая 1659 года, когда дотла выгорело Китово и его храм, бесследно были уничтожены и бесценные исторические документы. Но деревянная цццерковь была восстановлена и простояла еще два с лишним века. В XIX веке, летом 1826 года началось строительство новой Благовещенской церкви рядом со старой. Только в 1839 году все работы были закончены и храм освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1848 году была выстроена каменная колокольня. В этой новой каменной церкви несколько раз служил Владимир Васильевич Цветаев, дед поэтессы Марины Цветаевой. Начало XX в. Разрушенный храм.
17 ццерковь села Китово В 1866 году усилиями священника Н.Виноградова и купчихи А.В. Гарелиной близ церкви была устроена деревянная часовня во имя иконы Казанской Божьей Матери. Икона эта с давних пор находилась в Китове и почиталась местными жителями как чудотворная. 21 июля – день празднования Казанской иконы Божьей Матери – считается до сих пор главным престольным праздником в Китове и его округе. Икона Казанской Божьей Матери
18 школьный музей «Гордостью нашей школы является шшкольный музей, созданный учителями и учениками. А началось все в 70-е годы, когда еще в старом здании школы были оформлены стенды, рассказывающие об истории села Китово, о его жителях, их занятиях и быте конца 19 начала 20 века. Ручная деревянная прялка, глиняная и фарфоровая посуда, крестьянская одежда, лампы, фонари, подсвечники и многое-многое другое воссоздает образ жизни наших предков со всеми ее радостями и трудностями… …Но особенно интересна комната, воссоздавшая убранство избы зажиточного крестьянина. Выполнена она настолько точно и искусно, что, кажется, будто хозяева только что вышли из-за стола, стоящего в центре комнаты, за которым пили чай и оставили самовар, чашки с блюдцами, сахарницу.» Из воспоминаний учителей 1990 года
19 емёсла русского народа Издавна в с. Китово повелось делиться опытом рукоделия с детьми. Сколько поистине талантливых людей живет в селе. Мастера Дома Ремесел раскрывают тайны лозоплетения и вышивки, вязания и лоскутного шитья, бисероплетения и художественной росписи. В России вышивка и лоскутное шитье зародились и развивалось изначально в крестьянской среде. Лоскутные одеяла, дорожки, сотканные из полосок ткани, резные туеса, вышивка наполняли быт и радовали глаз. А сейчас радуют глаз чудо- картины, созданные руками ребят села. Искусству лоскутного шитья и вышивки обучают и в школе. Это – давние рукоделия известны многим народам с давних пор. Например, лоскутное шитье возникало везде, где работали с тканью. Обрезки тканей, выпады от кроя – тот материал, бережное отношение к которому и явилось мотивом зарождения и существования шитья из лоскута.
20 озрождение ремесла музей цццерковь традиции
21 раздники села 21 июля – День села – это народные гулянья, конкурсы, песни, танцы, ярмарки, соревнования… Праздником всего села стал юбилей Китовской школы в октябре 2005 года… День Победы - 9 мая. Все жители собираются на Мемориале Славы, что отдать дань памяти сельчанам, не вернувшимся с войны… Следующая страница Следующая страница
22 амять Памятная доска в школьном музее 177 фамилий в списке погибших на войне сельчан на памятной доске в школьном музее и на стелах сельского мемориала Славы Мемориал Славы
23 Более 70 лет в Китове не было церкви и церковных сооружений. Но недавно о церкви вспомнили. Год назад были собраны деньги населения на икону Казанской Божьей Матери. Сейчас эта икона находится в церкви с. Мельничное и считается китовской. озрождение храма 23 июля в День села многолюдный крестный ход прошел от Дома культуры до места бывшей часовни. Там был установлен памятный поклонный крест. Следующая страница Следующая страница
24 А через пять месяцев на месте поклонного креста была устроена часовня, где находится небольшая икона и подсвечник. На этом месте в дальнейшем планируется построить большую часовню и поместить туда икону Казанской Божьей Матери. озрождение храма 15 февраля в день Сретения Господня у часовенки прошла служба. На ней побывали верующие села. Службу провели: настоятель Преображенского храма, благочинный Шуйского и Савинского районов отец Василий Добычин и священник того же храма отец Виктор Икона часовни
25 озрождение ремёсел Дом Ремёсел и Дом детского творчества села Китово – центры возрождения традиций рукоделия. Разнообразные кружки возвращают ребят к истории, учат старым добрым ремеслам: вышивке и бисероплетению, лоскутному шитью и моделированию костюмов.
26 раткий словарь терминов Деревня Деревня - согласно В.И Далю: «Деревня – крестьянское поселение, в котором нет церкви». Межа Межа – граница между поселениями. Село Село – крестьянское поселение, имеющее цццерковь и являющееся центром церковного прихода. Соха Соха – на Руси - мера земли и единица подати (обложения). Соха имела разное значение в разных местностях и в разное время. По данным Шуйского историка В.А. Борисова, соха в наших краях включала в себя 64 крестьянских двора. Сельцо Сельцо – это поселение с барским двором и усадьбой (иногда имеющее цццерковь, но только «домовую», без прихода). Починки Починки – новые селения (участки земли со всеми угодьями), недавно образованные. Пустошь Пустошь - деревня, покинутая жителями. Кит Кит - (по Далю) «кит – травяная веревка, которой утягивают сенные ометы» Для возврата - щелчок на выбранном слове
27 школьном музее школьном музее У стенда, посвященного истории с. Китово Ещё фото
28 школьном музее Ещё фото
29 школьном музее Ещё фото Реликвии
30 школьном музее Воинская слава
31 вторский коллектив: Руководитель проекта: - Кузнецова Любовь Авенировна – учитель информатики – ученик 7-а класса; -Лобов Алексей – ученик 7-а класса; Презентация создана по материалам районных краеведческих чтений. Использованы материалы: из школьного музея, краеведческих исследовательских работ учащихся школы в рамках проекта «Моя малая Родина»; из Сборника статей Ставровского Е. С. «Село моё Дроздово»; Фото из личного архива Бледнова Е. – 11 кл., Лобова А. – 7-а класс; Творческие работы (вышивки, куклы, шитье) учащихся Китовской школы. Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.