Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюдмила Трушицына
1 Множественное число имён существительных Голиш Т.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 891, г. Москва
2 Словарно-орфографическая работа Информация, информационный, информировать, информироваться. Расшифровать, шифровальщик, зашифрованная. Запись, записка, писатель, писчая, письменный, надпись. Инженер, инженерный. Иллюстрация, иллюстрировать.
3 Устная синтаксическая пятиминутка Дайте характеристику предложения, составьте его схему. Дайте характеристику предложения, составьте его схему. Герасим чувствовал, как ветер ласково ударял ему в лицо. Герасим чувствовал, как ветер ласково ударял ему в лицо. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое). (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое). [ ], (с. как ). [ ], (с. как ).
4 Орфографическая пятиминутка Прол…жить ш…ссе, ра(с,сс)матривать репродукц…и, разд…ваться в т…шине, тихий ш…пот, ош…баться при решени… задач…, ра…пол…жение батаре…, на этой недел…, выр…стить крыж…вник, назвать по фамили…, небольшой р…сток, о перспективной отр…сли, к белой акаци…,заботиться о …доровье, заморское р…стение, ошибки в изл…жени…. Прол…жить ш…ссе, ра(с,сс)матривать репродукц…и, разд…ваться в т…шине, тихий ш…пот, ош…баться при решени… задач…, ра…пол…жение батаре…, на этой недел…, выр…стить крыж…вник, назвать по фамили…, небольшой р…сток, о перспективной отр…сли, к белой акаци…,заботиться о …доровье, заморское р…стение, ошибки в изл…жени….
5 Морфологический разбор (О) здоровье – существительное. I. Заботиться (о чём?) о здоровье. Н.ф. – здоровье. Н.ф. – здоровье. II. Пост. – нариц., неодуш., ср.р., II скл., ед.ч.; непост. – пр.п. III. Заботиться (о чём?) о здоровье
6 Поставьте существительные дорожки, моря, ветви в дательном, творительном, предложном падежах I скл. II скл. III скл. I скл. II скл. III скл. Д. к дорожкАМ морЯМ ветвЯМ Т. дорожкАМИ морЯМИ ветвЯМИ П. о дорожкАХ о морЯХ о ветвЯХ
7 Вывод У существительных I, II, III склонений в форме множественного числа совпадают окончания в дательном, творительном и предложном падежах. У существительных I, II, III склонений в форме множественного числа совпадают окончания в дательном, творительном и предложном падежах.
8 Выполните устно упражнение * на странице 218 Вывод. Вывод. У существительных разного рода во множественном числе бывают разные окончания. У существительных разного рода во множественном числе бывают разные окончания. Разные окончания – это речевая норма, то есть так принято говорить. Правила нет, надо запоминать. Разные окончания – это речевая норма, то есть так принято говорить. Правила нет, надо запоминать.
9 Выполните устно упражнение 549 Вывод: при образовании формы именительного падежа множественного числа у ряда существительных наблюдается передвижение ударения с основы на окончание. Например, Отпуск –отпускА, п Аспорт – паспортА, НО сл Есарь – сл Есари, л Ектор – л Екторы.
10 Поставьте существительные во множественное число. Расставьте у существительных ударения и обозначьте окончания. Сторожевые (катер) Сторожевые (катер) коллективные (договор) коллективные (договор) заграничные (паспорт) заграничные (паспорт) опытные (доктор) опытные (доктор) предстоящие (выбор) предстоящие (выбор) молодые (офицер) молодые (офицер) приехавшие (лектор) приехавшие (лектор) известные (профессор) известные (профессор) вновь назначенные (директор) вновь назначенные (директор) искусные (повар) искусные (повар) праздничные (торт) праздничные (торт) новые (сорт) винограда новые (сорт) винограда искусственные (шёлк) искусственные (шёлк) катерА катерА догов Оры догов Оры паспортА паспортА докторА докторА в Ыборы в Ыборы офиц Еры офиц Еры л Екторы л Екторы профессорА профессорА директорА директорА поварА поварА т Орты т Орты сортА сортА шелкА шелкА
11 Нестандартное образование формы именительного падежа множественного числа Существительные мужского рода: котёнок – котята, жеребёнок – жеребята, ребёнок – ребята – дети, человек – люди. Существительные мужского рода: котёнок – котята, жеребёнок – жеребята, ребёнок – ребята – дети, человек – люди. Существительные женского рода: курица – куры. Существительные женского рода: курица – куры. Существительные среднего рода: дно – донья (сосудов), небо – небеса, чудо – чудеса. Существительные среднего рода: дно – донья (сосудов), небо – небеса, чудо – чудеса.
12 Формы именительного падежа множественного числа могут иметь разные окончания в зависимости от лексического значения Хлеб – хлебА (в поле, на корню) Хлеб – хлебА (в поле, на корню) – хл Ебы (круглые, горячие) – хл Ебы (круглые, горячие) Сын – сыновьЯ (одной матери) Сын – сыновьЯ (одной матери) – сынЫ (Родины) – сынЫ (Родины) Мех – мехА (пушистые) Мех – мехА (пушистые) – м Ехи (кузнечные) – м Ехи (кузнечные)
13 Домашнее задание § 100, упражнение 550. § 100, упражнение 550.
14 Словарно-орфографическая работа Бинокль. Бинокль. Инженер, инженерный. Инженер, инженерный. Телевидение, телевизионный, телевизор. Телевидение, телевизионный, телевизор. Магнитофон, магнитофонный. Магнитофон, магнитофонный. Иллюстрация, иллюстративный, иллюстратор, иллюстрировать. Иллюстрация, иллюстративный, иллюстратор, иллюстрировать.
15 Самостоятельная работа Сделайте синтаксический разбор предложения «Мы бинокли к глазам поднесли и увидели город вдали». Сделайте синтаксический разбор предложения «Мы бинокли к глазам поднесли и увидели город вдали». Сделайте морфологический разбор слов: Сделайте морфологический разбор слов: I в. – к глазам, I в. – к глазам, II в. – бинокли. II в. – бинокли.
16 Окончания существительных в родительном падеже множественного числа Род Нулевое окончание Окончание–ЕЙОкончание–ОВ жен.муж.сред. стен [] солдат[] сёл[] степ ЕЙконЕЙполЕЙ---плод ОВоблакОВ
17 Раскройте скобки, выбрав правильную форму родительного падежа множественного числа существительных. Выделите окончания. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), молодёжных (носок), модных дамских (сапог). В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), молодёжных (носок), модных дамских (сапог). Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляются в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляются в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга).
18 Творческий диктант Замените глагол однокоренным существительным. Замените глагол однокоренным существительным. Расширять пастбища,решать задачи, проверять училища, покупать лыжи, ремонтировать крыши. Расширять пастбища,решать задачи, проверять училища, покупать лыжи, ремонтировать крыши.
19 Домашнее задание § 100, упражнение 554. § 100, упражнение 554.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.